Лайка

Григорий Спичак
История говорит о том, что собака – это прирученный волк, который живет с человеком с незапамятных времен. Весь вопрос – какой волк? При всей внешней схожести современной лайки с серым хищником, на самом деле есть основания серьёзно сомневаться, что наша лайка – это «местные волки»….

За конницей гуннов, сорвавшейся с предгорий Саян в Четвертом веке, на запад двинулись и табуны коней,и отары овец – «обоз» был длинным и многоликим ( и многомордым). Вместе с бронзоволикими людьми шли бронзовые собаки, потомки прирученного индийского волка. Они прошли вместе с людьми весь континент и, смешиваясь с пастушьими собаками прикаспийских племен и Кавказа, стали основой многих пород (например, овчарки, пуделя, сеттера, пойтнера и многих других, появившихся уже в средние века, когда селекционная работа стала забавой монастырей и обслуги замков). Для справки – догообразные породы, в отличие от волкообразных, - это все бульдоги, доги, таксы и шотландская овчарка. Впрочем, строго говоря, средневековье сильно перемешало и их. Но доги – это псы Европы античных времен. До нашей эры волкообразных собак имели только германские племена. В Древнем Риме собаки не догового типа считались либо дикарями, либо полудикими бродяжками. Во дворе какого-нибудь патриция легче было увидеть ласку, горностая или барса, чем собаку с волчьей мордой.

Лайка как порода сформировалась стихийно. Не известно ни одного места на земле, которое бы прославилось тем, что вело селекционную работу с этой породой. Эту работу вели миллионы охотников и приметливых крестьян, отбирающих крепких, бесстрашных и верных помощников. Без лайки наша история точно была бы совсем другой. А историю освоения Севера без неё представить и вовсе невозможно.
В IV- VIII веках нашей эры, когда нижняя Вымь входила в зону влияния Хазарского каганата и, судя по археологическим находкам ( на Веслянском городище найдены персидские монеты) вела торговлю через Прикамье и Волгу с южными землями, с Прикаспия везли и живой товар - собак и овец.

В селе Ананьино Пермского края были сделаны обширные археологические находки VIII нашей эры, по которым потом стали сверять и сходство культур других северных земель, что бы определить родство племен и географию перемещения. Так появился сам термин Ананьинская культура. Через четыреста лет – в ХII веке – многое что изменилось и в быте и в торговых путях, сильнее стало проявляться влияние западных торговых путей, в том числе и Великого Новгорода ( на раскопе того же Веслянского городища найдены германские монеты раннего средневековья, украшения, которые уже скорее прибалтийского, скандинавского стиля). Но самая крупная и ранняя археологическая находка ХI-ХII века была обнаружена в селе Вандвиздино, по которой сразу стало понятно, что здесь и другой рисунок на черепках битой посуды, другой тип даже самих захоронений. Эта культура получила название Вандвиздинской. Абсолютное большинство находок на Выми относится к Ананьинскому и Вандвиздинскому типам культур, что подтверждает движение людей на Вымь со стороны Перми и Прикамья вообще.

Уже в пласте раскопок Ананьинской культуры найдены кости собак, овец и коров, а на уровне Вандвиздинской - само собой.
Лаек в семьях не держали в привычном смысле, как держат, например, собак сейчас. Лайка была довольно самостоятельным существом, со стороны хозяина лишь прикармливалась во время охоты. Каждый охотник или семья имели стаю из 3-5 лаек. И это было в порядке вещей вплоть до ХХ века.

Кстати, выражение: «На охоту идти – собак кормить», как ирония к охоте с лайкой не подходит. Эта охотничья поговорка относится скорее к гончим собакам, к сеттерам (охота на водоплавающую дичь) и норным – т.е. к тем, которые использовались на юге и в центре России. А ирония заключалась в том, что вышеперечисленных собак перед охотой до двух суток не кормят. Иначе такие собаки не работают или работают плохо. Лайка же – почти прямо наоборот. Охотники перед выходом в тайгу лаек кормили, потому что сам поход на угодья (до Тобыся, например, или от Ляль на Вишеру) занимал двое-трое суток. Когда поешь в следующий раз? Разве лишь на месте постоянной стоянки, в избушке.

Любопытно, что на Выми рыжую лайку не любили, а на Ижме наоборот считали счастливой.
Замечательные сторожевые, пастушьи качества и поисковые делали лайку незаменимым помощником в лесу и в поле. Сколько охотников в схватках с медведем спасены лайкой? Сколько найдено пропавших в лесу детей и взрослых? Сколько верст прошла она с первопроходцами, геологами, переселенцами… А ещё поговаривают, что только в наших краях, на Выми, на Печоре и Мезени, настоящая лайка не боялась волка. Потому, что за столетия и в ней накопилось много волчьей крови…
В Европе лайку перевели, о чем Европа горько сожалеет. Знаменитый французский актер Ален Делон, когда гостил в Красноярске, получил в подарок от губернатора генерала А.И.Лебедя двух щенков лайки. Француз был без ума от радости. В официальных собаководческих клубах Франции и Германии лайка стоит от 2 до 10 тысяч евро – лабрадоры и колли стоят поменьше. В Канаде настолько «заселекционировали» породу, что потеряли высоту в холке, рыжий и пятнистый окрас; получили образец серый, близкий к алеутским ездовым собакам.
Берегите лайку. Это нетрудно. И это просто будет порядочно. Это наш знак благодарности ей за всё, чем она помогла роду человеческому.