Заглянем в семейный альбом

Надежда Сергеева
Война….
Столько о ней писалось и прозы, и стихов, снималось фильмов – и художественных, и документальных….
Я хочу рассказать о том, как она коснулась нашей семьи.
Возьму-ка вот этот старый альбом в бархатных бордовых обложках и полистаю. Все мы редко берем его в руки, потому что с фотографий на нас глядят незнакомые молодые лица. И только подписи под фото говорят, что это – родственник.
Мне в этом альбоме дороги карточки, где сняты те, кто мне близок – мой родной дед, неродной дед, но проживший в нашей семье всю жизнь, вырастивший нас с братом, мой отец и моя крестная– сестра мамы.
 
Вот на фото – мой дед Сережа, красивый, молодой, с ребенком на руках рядом с женой на пороге землянки. Из села, затерянного в Сибири, приехал он женой и тремя дочерьми в Магнитку, строить комбинат. На фронт ушел в числе первых, стал артиллеристом. Умер от ран в госпитале зимой сорок третьего.
В год празднования 60-летия Победы нам сообщили, что похоронен Бекетов Сергей Васильевич в небольшой деревне под Ленинградом. В те же юбилейные праздничные дни фамилия деда Бекетов была высечена на мемориальных гранитных плитах у памятника «Тыл – Фронту» в Магнитогорске. И каждый раз, в День Победы, мы обязательно приходим к этим плитам, чтобы положить цветы деду, которого мы с детьми никогда не видели, кроме как на фото, но которого всегда помним и чтим его память. В честь погибшего на войне деда  моего брата назвали Сергеем.
 Следующее фото в старом альбоме – худощавый солдат в нерусской военной форме, в смешном (так казалось в детстве) головном уборе – конфедератке. Это –  Иван Бенюк, неродной нам человек, но это мой самый родной и любимый дедуля. Он родился и вырос в западной Украине, потому был призван в Войско Польское, после демобилизации вернулся домой, и с началом войны в составе трудовых отрядов был направлен в Магнитку, где всю войну и всю жизнь, отливал броневую сталь для танков, и после войны дедуля Ваня много лет трудился в литейке. Даже выйдя на пенсию, продолжал работать, помогал поднимать осиротевших внуков, пусть неродных по крови, но роднее не найти. Долгую жизнь прожил дед Ваня, с бабушкой нашей они отпраздновали золотую свадьбу. Умер ветеран тыла в возрасте 92 лет.
 Смеющаяся медсестричка на следующем фото – старшая сестра моей мамы Надежда Бекетова, моя крестная. Чтобы попасть на фронт она в военкомате прибавила себе почти два года и после окончания медкурсов в сорок третьем году, уже после гибели отца, была направлена в прифронтовой госпиталь. Победу встретила во львовском госпитале. Меня назвали в ее честь. Надежда умерла молодой, едва дожив до тридцати, на ее здоровье сказались невзгоды военных лет.
 А вот эти странички в альбоме я смотрю всегда с особым волнением – это мой отец Севрюков Николай Васильевич. Вот довоенные фотки, на них запечатлены люди на майской демонстрации,  у всех отличное настроение. Отец  мой на этих фотографиях еще совсем молодой. На фронт он попал, когда исполнилось восемнадцать, а до этого трудился на челябинском тракторном, строил танки, но служить пошел артиллеристом. Он не любил рассказывать о войне. Повторяя часто слова: «Страшно это. Больно, когда теряешь друзей, с которыми на последнем привале пил спирт из одной кружки». На фронте отец был дважды ранен, но возвращался в строй и встретил Победу на пути к Праге. Бережно хранятся в нашей семье его награды. И в день Победы они всегда на видном месте рядом с его портретом. Умер отец, когда мне было одиннадцать, а брату – три года. Как в таких случаях говорили тогда – «догнала война»…
 
Сколько слез пролито над фотографиями этого старого альбома! Но память сердца живет. Раз я помню и знаю, чьи это фото, то и мои дети знают, и внуки будут знать!