Во власти Зверя Глава 12

Александр Шабалтас
                Глава 12

    Сергей долго ворочался в постели; из головы не шел разговор с Иваном. Он хотел  вновь встретиться и поговорить со стариком из третьей палаты, так как разительное сходство рассуждений Ивана и больного старика смутили его.
    «Что-то здесь не так, - думал Сергей. – Если прав Иван, то прав и старик. Что же тогда получается, кто же из них сумасшедший?»
     В то, что Иван страдает психическим расстройством, он не верил, и также мало сейчас верил в сумасшествие старика.
     Он порывисто поднялся, и потянулся к столику за сигаретами. Светка вздрогнула и проснулась.   
     - Что случилось, Сережа? – спросила она.
     - Ничего, спи. 
     - Не кури в комнате, - сонно пробормотала она, и тут же заснула.
     Сергей недовольно поморщился, курить ему расхотелось, так же как и думать. Он опять лег под одеяло, тщетно пытаясь заснуть. Лунный свет пробился сквозь шторы, коснулся его лица, и это стало просто невыносимым. Сергей никогда не любил полнолуние. Чтобы хотя бы как-то успокоиться, он натянул одеяло на голову, прижался к теплому телу жены, и только тогда заснул.

     Утром в коридоре больницы Головин встретил психотерапевта Зотова.   
     - Семен Яковлевич, найдите историю болезни старика из третьей палаты. Через пятнадцать минут я жду вас в своем кабинете, - процедил он сквозь зубы.
     Зотов кивнул, но в его маленьких глазках сквозило недоумение. 
     - Вы себя плохо чувствуете, Сергей Петрович? – спросил он.      
     - Нет, я чувствую себя прекрасно, - довольно резко ответил Сергей, но тут же изменил тон. – Просто немного устал. Так вы не забудьте, через пятнадцать минут я жду вас у себя.
     В кабинете он попытался вернуть себе душевное равновесие, бесцельно перекладывая бумаги с места на место. На его столе всегда царил безукоризненный порядок, и теперь эти бессмысленные действия еще больше выводили его из себя. Он понятия не имел, как поступит со стариком, и как поможет другу, и поэтому злился на себя и на свое бессилие перед сложившимися обстоятельствами.
     «Черт с этим стариком, - думал Сергей. -  Если он и дальше будет беспокоить больных, переведу его в буйное отделение. Но как помочь Ивану?» – Сергей ощутил чувство досады, как бывало в тех редких случаях, когда его профессионализм давал осечку. Возможно, и было какое-то научное объяснение  тому, что происходило со стариком и Иваном, но пока Сергей его не находил. Обращаться к мистическим наукам, в поисках правильного решения, он считал неприемлемым, так как не верил ни в Бога, ни в магию. Будучи человеком образованным, он называл религию и мистику суеверием и предрассудками, и даже частенько спорил с женой, которая искренне верила в Бога.    
      Пока Сергей размышлял, вернулся Семен Яковлевич. Вид у него был растерянный.      
     - Принесли историю болезни? – спросил Сергей.   
     - Дело в том, что она исчезла, -  ответил Зотов чуть слышно.
     - Как исчезла? Испарилась, что ли?      
     Дело принимало неприятный оборот. За всю практи-ку Сергея ни одна история болезни не пропадала, все бумаги всегда были в полном порядке, что составляло осо-бую гордость главного врача. 
     - Ну, хорошо, успокойтесь, разберемся. Скажите, Семен Яковлевич, давно ли находится у нас этот больной? Вы ведь, кажется, его лечащий врач?   
     - Да, я  его лечащий врач, - проговорил Зотов, пытаясь говорить внятно, хотя его язык от волнения заплетался. – По-моему, он находился здесь всегда. Лет пятнадцать назад, когда я пришел сюда работать, он уже был в больнице. Можно спросить у нянечек, которые работают здесь по тридцать лет, но мне кажется, что и они скажут то же самое.    
     - Как его фамилия, имя, возраст? И вообще, что вам известно о нем? – Сергей заметно нервничал, так как история со стариком все больше запутывалась.      
     - По правде говоря, нам почти ничего о нем не известно. История эта давняя, и я бы сказал, окутанная тайной. На вид старику лет восемьдесят, да вы его и сами вчера видели. Говорят, что когда-то он был монахом, или отшельником. При советской власти его посчитали сумасшедшим и поместили сюда. Ни родных, ни знакомых у него нет, да это и понятно -  возраст. А вообще очень занятный старичок, Библию цитирует наизусть.     
     - Хорошо, - прервал Зотова Сергей. –  Приведите его ко мне, будем разбираться.         
     Когда санитары привели старика, Семен Яковлевич, сославшись на сильную занятость, поспешно удалился. Отпустив санитаров, Сергей предложил старику сесть.
     В прошлый раз он не обратил внимания на внешность старика, и теперь с особым интересом разглядывал его. Определяя его возраст, Зотов ошибся. На вид ему было лет сто. Его высохшее тело напоминало живые мощи. У старика были седые спутанные волосы, доходившие плеч и густая борода, прикрывавшая рот. Лицо его, бледное, все изрезанное морщинами, ничем не отличалось от лиц людей доживших до глубокой старости, и лишь глаза, внимательно следившие за Сергеем, немного смущали его. Это были глаза молодого человека, умные и зоркие.   
     - Это уже вторая наша беседа, - сказал Сергей, при-саживаясь на стул напротив старика.   
     - Я ждал, что ты меня позовешь, - пробормотал старик, не отводя глаз. Его морщинистые худые руки слегка дрожали.      
     «Волнуется, - подумал Сергей. – Тем лучше, легче будет нащупать его слабые стороны».         
     - Как вас зовут? Вчера вы себя не назвали, – спросил он старика. 
     - Зови меня старик.   
     - Сколько вам лет?
     - Я думаю – тысячи две, - прошамкал старик.    
     - Не морочьте мне голову! Вы же умный, грамотный человек, а говорите такие вещи.   
     - Это душе моей две тысячи лет, - пояснил старик. - Хотя душа вечна, и не нуждается в возрасте. Телу же моему лет сто. Сказать по правде, я не знаю, когда родился. Давно это было.               
     - Вы сказали - душа. Какая она, по-вашему, душа? Как она выглядит?              
     - Душа, подобна роднику, прозрачна и чиста. Это у людей Бога. Она, как бы изнутри освещает человека. Таких людей трудно не заметить. Души большинства людей запачканы грехами, как грязью. Они похожи на грозовые облака, темно-серые или черные. Души людей сатаны – багровые, насквозь прогнившие. Если бы люди увидели свои души, они ужаснулись бы и, возможно, перестали уничтожать себя.   
     Сергей почувствовал, как по телу пробежали мурашки. В голове вертелся вопрос, который он не мог не задать:   
     - Мне кажется, что вы видите людей насквозь. Скажите, какая душа у меня?               
     - Сынок, тебе давно пора отмыть свою душу. На ней много грязи. Сделай это, пока не поздно.    
     «Вот и получил. Больной поставил мне диагноз, » - подумал Сергей, ощущая себя человеком, которому только что вынесли смертный приговор.
     - Вы по-прежнему утверждаете, что скоро наступит конец света?     
     - Я ничего не утверждаю. Я говорю то, что знают все, и ты, сынок, в том числе. Сатана давно уже здесь. Еще во времена Иисуса Христа он правил миром. Великий грех притянул его к земле, и теперь он уже не может летать. Да, что я говорю, ты и сам об этом знаешь. Подумаешь хорошенько, и вспомнишь.       
     - Почему вы тревожите больных? Сеете панику, велите им собираться?      
     Старик пристально посмотрел Сергею в глаза, словно хотел передать ему свою мудрость.
     - Они не поняли меня. Я сказал, чтобы их души были готовы, когда придет жених. Души этих людей, словно птицы, пойманные в сети. Они рвутся на волю, да тела их не пускают. Их грехи уже не грехи, так как душа у них в разладе с телом. Ты о них не волнуйся, ты лучше, о себе побеспокойся, - старик сочувственно покачал головой.    
     - Но почему я должен беспокоиться? Я здоров, заведую клиникой, у меня все в порядке! – воскликнул Сергей. Своими рассуждениями старик выводил его из себя. Соз-давалось такое впечатление, будто они поменялись ролями.
     - Ты прости меня, я старый человек, и мне не долго  осталось жить на этом свете. Только вот, что я тебе скажу, не всякий сумасшедший – больной, и не всякий здоровый – здоров душевно. Ты ведь не любишь своих больных, брезгуешь. А ведь это большой грех. Ты забыл истину, которую знал. Подумай, не стал ли ты фарисеем, а меня отпусти, я очень устал, - миролюбиво сказал старик, словно почувствовав душевное состояние собеседника.         
     Сергей был ошеломлен. Впервые больной ставил его в тупик, хотя в его лечебной практике ему доводилось выслушивать всякое. Он чувствовал, что старик не сказал ему и сотой доли того, что мог сказать. Возможно, старик ему не доверял, а возможно, Сергей сам не был готов к этому разговору. В любом случае беседа со стариком не принесла успокоение, а скорее наоборот, внесла сумятицу в мысли и чувства Сергея.               
     - Да, да конечно, - проговорил он рассеяно, нажимая кнопку вызова.   
     В кабинет вошел санитар.   
     - Проводите больного в палату.   
     Старик медленно поднялся  и, сгорбившись, пошел за санитаром.
     Настроение у Сергея окончательно испортилось, осознание своей уязвимости прочно засело в нем, поборов все другие чувства. Он попытался всмотреться в свою жизнь, и она показалась ему нелепой. «Отмыть свою душу. Но как? – мысленно выкрикнул Сергей. – Ты не сказал мне главного, старик, ты не сказал, как это сделать?»