Титаник. Крах мечты

Александр Фауст Демин
«Наша планета на данный момент – это, в своем роде, «Титаник». Политические, экономические, социальные силы тянут вперед на айсберг. У нас не осталось  времени остановиться и свернуть…»
Джеймс Камерун. Режиссер фильма «Титаник»

14 апреля 1912 года. Этот день останется в истории человечества, как день  ужасающей и страшной морской катастрофы. Гибель «Титаника», одного из самых крупных, величественных судов начала двадцатого века. Из 2200 пассажиров спалось чуть меньше тысячи. Остальные 1537 человек погибли вместе с кораблем, основная масса которых были люди из третьего класса. Простые эмигранты. Они купили билет в надежде, что в Америке для них откроется шанс на «новое» бытие. Но «Титаник» стал для них крахом мечты. Цена на билет стала для многих ценой жизни.
До сих пор гибель «Титаника» будоражит умы многих деятелей искусства. От художников до известных режиссеров. Первый художественный фильм был снят буквально по следам катастрофы в 1912 году. В 1943 году нацисты сняли свою версию. Потом был  фильм 1958 года. Затем телевизионный сериал в 1996 году. А после, в 1997 году, вышел «оскароносный»  фильм Джеймса Камеруна. Даже сейчас, в 2012 году, был показан новый сериал. И существуют  всяческие вариации на тему. Про количество документальных фильмов  скажу одно: их множество. Как и множество теорий и гипотез.
 На сегодняшний день ученых, исследователей, экспертов интересует вопрос. Этот вопрос не является вопросом:  как? Ни даже кто виноват? А почему? Ведь как произошла катастрофа известно  с точностью до минуты. Ответ на вопрос - кто виноват?  - каждый исследователь находит сам для себя. Может это был глава компании «Вайт Стар Лайнс» Брюс Исмей, может, это было игнорирование капитаном Смитом предупреждений о появлении айсбергов, может правила судовождения в тот период. А может «слепая и гордая»  вера в непотопляемость судна, и то, что человек, вооружившись, сталью и железом может покорить природу.
Вопросов больше, чем ответов. Но вопрос – почему? – до сих пор остается загадкой для многих исследователей.
Джеймса Камеруна, режиссера многих культовых фильмов, таких как «Терминатор», «Бездна», «Чужие», тоже заинтересовала данная тематика. В 1995 году, с командой российского научного корабля «Академик Мстислав Келдыш», Камерун отправился в первое путешествие к «Титанику», на глубину около 4 километров.   Увиденное поразило его.  Даже там, на дне океана, буквально через 83 года после крушения, «Титаник» был величествен. Как в размерах, так и в оформлении кают.
Из всего материала, который удалось снять, поначалу хотели сделать документальный фильм. Только после общения с российской частью экспедиции Камерун принял решение снять художественный фильм в стиле «love story.»  Без крови,  без какого-то намека на боевик и мистику.
Решив, что самой главной сценой, из-за которой зрители пойдут на фильм, будет крушение корабля, Джеймс Кэмерон пригласил для создания спецэффектов 17 студий. Ведущей среди них стала Digital Domain, где под руководством будущего лауреата премии «Оскар» Роберта Легато создавались визуальные эффекты к фильму.
Съёмки фильма начались 16 сентября 1996 года, причём начальный бюджет тогда составлял всего 110 миллионов долларов.
Для съёмок фильма была построена совершенно новая студия на побережье Розарито в Мексике, всего в 40 километрах к югу от государственной границы с США. В водах огромного бассейна был сооружён макет корабля почти в натуральную величину. Финальная модель созданного корабля достигала 231 метра в длину, тогда как настоящий лайнер был на 38 метров длиннее (269 метров). Но, несмотря на грандиозный размах декораций, количество повторяющихся компонентов корабля (таких как окна) было уменьшено, а некоторые детали были смоделированы всего на 90 %. Также в ходе съёмочного процесса вместо вертолётов было решено задействовать 50-метровый кран, помещённый на рельсы. Всё это было сделано в целях уменьшения накладных расходов.
 Сюжетом послужила любовная история двух молодых людей Рози и Джека. Людей разных социальных классов.  Вне корабля они бы так и не встретились, либо, встретившись, Рози не удостоила простого паренька Джека даже взглядом. Еще бы. Ведь она невеста одного из самых богатых людей. И, катастрофа, момент, когда человек показывает всю свою истинную сущность, сблизила еще ближе Рози и Джека, отдалив Рози от ненавистных правил «высшего» класса общества. Но их чувства были недолги. Джек, в ожидании спасения, погибает. Он замерз в холодных водах океана.
 Но были в фильме и прекрасные моменты. Джек и Рози стоят на самом носу корабля, и Джек, буквально, подхлестнул воображение Рози, чтобы она представила себя чайкой, которая летит над  океаном.   Танец в общей обеденной каюте третьего класса, где не чувствуется ни капли лицемерия и лжи, как между людьми в ресторане первого  класса.
Рисунок полуобнаженной Рози, который делает Джек. Даже в этом моменте нет ни единого намека на пошлость.
В коллекционном издании «Титаника» имеется альтернативная концовка: в ней престарелую Розу на «Академике Мстиславе Келдыше» по пути к краю палубы, с которой она выбросит «Сердце Океана», перехватывает Брок Лаветт. Он просит подержать в руках драгоценность, за которой так долго охотился. После кратковременной внутренней борьбы под впечатлением от рассказа Розы он отдаёт ей камень, чтобы она могла «подарить» его Джеку…
  Планы конвертировать фильм в 3D возникли у Кэмерона еще в 2004 году, однако их пришлось отложить до того времени, когда технологии достигли уровня, благодаря которому подобная операция могла бы быть осуществлена с наилучшим качеством. На конвертацию ушло 60 недель — больше времени, чем на съемки — и дополнительных 18 миллионов долларов. Изменения коснулись только технической части — фильм был также конвертитрован в 4К разрешение, но не было изменено ни одного кадра, даже с сюжетными несоответствиями, за одним исключением — рисунок созвездий на ночном небе.
Премьера «Титаника в 3D» состоялась 5 апреля 2012 года.