Попутчик

Ольга Сергеева -Саркисова
                Начиналось лето. Бакуриани был тогда модным молодежным курортом.

 Вся молодежь, из всех городов устремлялась на каникулах , как в Мекку, туда , в страну гор , снегов и романтических  приключений.

С моим другом, артистом театра, -  Юркой Демичем, мы договорились  отправиться туда, покататься на лыжах, если снега будет достаточно, или просто отдохнуть от всех и вся.
Все дела остались позади и мы, полные надежд, были готовы сорваться в облюбованные нами места.  Выезжали из Москвы.

Благодушное настроение мое испарилось, когда я узнал, что у Юрки в Москве срочно поменялись планы, и он улизнул от меня с какой-то своей новой пассией. 

Я брел на вокзал, поругивая про себя Юрку за его предательство, а заодно, и весь белый свет. Грустный я вошел в вагон своего поезда, прошел на место, и грусть моя в одно мгновение отлетела, уступив место удивлению  от увиденного.

На месте, проданного Юркой билета, сидел колоритный мужчина, грузин с грудным ребенком на руках и приветливо мне улыбался.

Купе напоминало магазин для детей.  Все было заставлено детскими вещами: коляска, кроватка , голубой горшок , пачки пеленок , мягкие игрушки ,

погремушки  сумки и   сумочки , соски с бутылочками стояли в ряд , красивый мяч лежал на койке и многое ,  многое другое, что делало детство  любого малыша абсолютно счастливым.
Ну, просто рай для детей, а не купе!

Удивлению моему не было конца. Разглядывая все это хозяйство, я прямиком попадал в счастливое детство со всеми его атрибутами.

Разглядывая своего загадочного попутчика, я отметил, что владелец всего этого

 скарба, -  был грузин,  очень большой и красивый, с горящими добрыми глазами,  как у ребенка, с усами, которым позавидовал  бы сам  Буденный, чрезмерно  активный и улыбчивый.

От него веяло силой и  основательностью,   нежностью и  добротой одновременно.
Тут тронулся поезд, и я забеспокоился, робко спросив:

-      А где же мать ребенка?  Не отстала ли от поезда?

Услышав от него в ответ, что он и мать и отец ребенка в одном лице, я смутился

Как можно пускаться в такое путешествие с грудничком, без матери?! Он же совсем кроха!  Однако, всему было свое объяснение, которое мне предстояло узнать позднее.
В дальнейшем, я убедился, что более совершенного  папу -  маму  в одном  лице, я  в жизни  не встречал.
Моего попутчика звали  Отарий Трифонович. Отарчик -  так его звали близкие.

Ехал он до Гори, -  место, где родился Сталин.
Удивительно, какие замечательные земляки у этого человека!

 Одна земля может родить и вскормить таких разных людей, думал я всегда, когда вспоминал  своего дорогого попутчика потом.

Отарий оказался  замечательным  собеседником. Это был мудрый и глубокий человек. 
Как маг, он непрерывно и одновременно незаметно, накрывал стол различными

 яствами, доставал,  откуда -  то бутылки с замечательным грузинским вином и коньяком, угощал и рассказывал о своей жизни, расспрашивал меня о моей.
 
Вскоре, почти весь вагон сидел и пировал за нашим столом.

Казалось, что он может все, все ему подвластно, эдакий попутчик чародей.
Все служило делу Отария.

Из беседы стало ясно, что он ездил в Москву за ребенком, чтобы усыновить его, так  как у них с женой нет своих родных детей, поэтому они хотят усыновить

несколько детишек, ведь главное, –  не  родить, а воспитать джигита!
Он уже сожалел, что не усыновил сразу двоих малышей: было бы им веселее!
 
По всему было видно, что дети попадут в хорошие  руки.

С малышом он расправлялся очень умело: только
ребенок закряхтит, он его быстро разворачивает, меняет грязную  пеленку с

подмоченной репутацией на чистую, сухую, кормит ребенка специальным кефиром или кашкой, при этом все  делает  молниеносно. Ребенок засыпает довольный таким царским уходом и  окруженный любовью.

Время за беседой  быстро летело.
Поезд быстро мчал  нас в  наше непредсказуемое будущее.

Гармония и благополучие разливалось от нашего купе по всему поезду.

Я, как и все попутчики, был совершенно  очарован   Отарщиком, так его любовно   называли близкие, и я его тоже называл так же, как и все в поезде.

Вдруг, так, как-  то в разговоре, между делом,  проскользнуло в словах:

-      Я думаю,  дорогой,  что ты не поедешь в Бакуриани сразу, сказал   он  и загадочно улыбнулся, замолчав на мгновение.

Я не успел сообразить, и не совсем понял сказанное, то ли из- за чудесного   грузинского вина, которое давало о себе знать, то ли из - за очарования  этого человека, под   гипнозом которого я находился.

  Не успел я сообразить о сказанном, как  заплакал малыш, и мы, со всех ног, кинулись его пеленать и кормить, забыв обо всем. Ребенок  успокоился.
Фраза его, то ли повисла в воздухе, в виде риторического вопроса, либо забылась мной,  под влиянием всеобщего благодушия и комфортности души.  Затем он налил

 всем присутствующим еще вина и сказал  очередной  красочный тост о дружбе, которая выше кровнородственных отношений, и, в результате чего, она свяжет нас навеки.  Я не возражал.
Настроение и погода были великолепными.
Печалило одно: и это иногда всплывало в нашем застолье, - мы неумолимо 

приближались к станции Гори, где жил Отарчик, и где нам  предстояло расстаться  с  ним.
Было ощущение, что я знаю его и люблю всю свою жизнь. У меня что -  то щемило

под сердцем, -   жаль расставаться с таким попутчиком, мы стали больше, чем родные.
Атмосфера добра и любви накрыла нас,  как теплым одеялом в лютую стужу.

 Мы и не заметили как прибыли на его  станцию. Поезд остановился. В вагон вбежало такое количество народа, что дышать стало тяжело, и места совсем в вагоне не осталось.

Я решил выйти из вагона  проветриться, и не мешаться  под ногами, когда будут выносить вещи  из купе.

 Я еле протиснулся к  выходу. На перроне творилось что -  то невообразимое: Отарчика встречала вся округа.

Народу было так много,  как на демонстрации.  Казалось, что все  пришли  сюда: мужчины и женщины, старики и дети, даже собаки, кошки и коровы собрались сюда.
Все целовались  и обнимались.

Играла музыка,  кто -  то танцевал лезгинку, другие хлопали в ладоши, кто-то пел...
А в это время мимо меня  проплывали вещи из нашего    купе. Каким- то боковым зрением я узнавал мячик,  кроватку,  голубой  горшок и другие мелочи...

Я стоял в стороне, наблюдая этот праздник  жизни, и понимал, что Отарчика любят все, кто повстречал его в жизни,  как успел полюбить его и я, всего за несколько часов пути.
 
Ко мне подошёл  мужчина и сказал с акцентом:

-           А вы, что же сдэсь стаите? Прахадыте, садытэсь  в машину, пажалыста. Всэ только вас  ждут, всэ уже сэли.

-          Как в машину? -   всполошился я.

-          Я  ведь в Бакуриани еду, дальше, и вещи мои там,- кивнул я в сторону вагона.
-          Нэт, тарагой!  Вещи  уже  тавно в машину атнесли,  тарагой!- сказал он.
-         Я ведь в Бакуриани, -  слабо пытался я возразить…

-          Ну, туда ты всэгда успеещ, тарагой. Вот у нас пагастищ, атдахнещь от дароги, потом атправим  тэбя, не валнуйси, тарагой.  Никуда твая Бакуриань не денется, вах! Атдыхай,  тарагой!

Я поверил и сдался. Сел в машину и мы поехали к дому Отарчика.

На улице уже были накрыты столы с разнообразными яствами: много фруктов, закуски разные из овощей и  мяса, фасоль – лобио, трава, сыр, долма,  много разного вина, жарился шашлык и его аромат разливался по округе.

Народ прибывал, все садились за столы. Женщины продолжали накрывать стол, хотя он и так ломился от еды.

-         Слава богу, что я успел переодеть свои спортивные штаны с пузырями на коленках и майку, в которых я ехал в поезде, - на футболку и брюки. Вид стал более приличный.

Все сели за стол, кроме женщин, они продолжали хлопотать около стола, и с детьми.
 
Ребенок  Отарчика   был чудесный малыш, здоровый богатырь с румяными,  как два яблока щеками, с громким голосом и черными кудряшками – колечками. Глаза ребенка горели как и глаза Отарчика.

Они были очень похожи. Просто одно лицо , Отарчик , но   только без усов и помоложе…Всем , без исключения,  мальчик  очень понравился , и все с удовольствием  с ним возились  ,  целуя его во все места.

Еще долго все с радостью целовали  ребенка и Отарчика, поздравляли, передавали ребенка из рук в руки, цокали языком, рассматривали его и одобрительно кивали головами... Хорош  малыш!  Красавец!  Джигит настоящий!

 Единственный мальчик в их роду. У сестры и братьев Отара были только  девочки, вот такая судьба.

Больше всех особенно радовался дед, ему давно перевалило за сто лет,  и это был долгожданный внук!

Чтобы показать свою любовь к внуку он отрезал ломоть хлеба, намазал грудничковые  какашки на хлеб и съел с улыбкой этот бутерброд,  запив вином из рога,-  это был его тост за внука.

Так дед показал,  как он рад этому ребенку и благодарен Богу, что увидел  своего внука на земле при жизни, а не с небес.

Застолье  разгоралось, как хороший костер.

Все присутствующие по очереди, и по старшинству стали говорить тосты -   очень ответственная часть застолья.

После каждого тоста  аксакала, я выпивал  рюмку вина  добросовестно до конца, чтобы не обидеть хозяина.

 Об этом я много  раньше слышал, …про закон гостеприимства.

Затем, один  из гостей  налил огромный рог, литра на два, отделанный серебром и сказал  сказочный тост минут на десять.

 Все захлопали и выпили.
Рог наполнили вином и с уважением передали мне, ожидая  моего тоста.

Я сказал что- то хорошее про широкую душу Отарчика, про наше неожиданное и приятное  знакомство, про то, что я так неожиданно встретил и полюбил этого «золотого» человека.

Я выпил рог до конца  под всеобщее одобрение и восхищение, доказывая этим свое уважение ко всем  присутствующим. 

Рог наполнили вновь замечательным вином, и передали  его дальше по кругу.

Все вставали и говорили  много хорошего в адрес моего нового друга, и его  бесценного приобретения –   долгожданного  в их роду сына, после чего,все выпивали  и закусывали.
Так продолжалось очень  долго. Застолье в этих краях не заканчиваются быстро –   во  всем нужна основательность, и в этом, особенно.

Хмель  забирал меня в свои дружеские объятия.  Достаточно выпив и закусив, и произнеся энное количество тостов, я с ужасом заметил, что приближается   мой очередной тост...

Но, как достойно  справиться с  ним, и как выпить этот огромный рог? -  я уже себе  не представлял.

" Как не обидеть этих замечательных людей, ведь  они стали мне  почти родными!?
 Как удается им, при таком количестве выпитого вина,  сохранить разум, не

упасть со стула, или просто в салат лицом, а главное,  оставаться настоящими   джигитами?  У них ни в одном  глазу, а пили ведь наравне...

  А, я - то, хорош, нечего сказать! Нализался до чертиков, еле живой сижу!

  Вина выпил уже столько, что, кажется, ткни меня пальцем нечаянно,  и из меня оно хлынет во все стороны."
 Я был наполнен  вином  до краев…

Пока я размышлял о своей несчастной участи, подошло время моего очередного тоста. Рог наполнили и передали мне.
            
Дрожащими  руками я  взял  рог, и сказал длинный тост с подходами и отходами, как в затяжном прыжке, по ходу обдумывая, как же достойно выйти из этой 

щекотливой ситуации, я «влез» на  вершину ораторского искусства, о которой и не подозревал ранее,  затем  погрузился в такую пучину чувств, что слезы выступили у всех гостей, не говоря уже обо мне.

 Я почти готов был разрыдаться, оттягивая последний момент, спасаясь от рога, я сделал новый вираж  своего тоста, украшая его  восточными  изысками о красоте,

  доброте и щедрости Отарчика, благодарил  его  за  широкую, как океан, душу, и царское гостеприимство...

Боясь скатиться  в банальность, и исчерпав все запасенные эпитеты и сравнения, я остановился,... и вздохнул.

 Все решили,  что я слишком расчувствовался, и всячески подбадривали меня, показывали, что уже все готовы для возлияния,- заканчивай, мол!
 
…Я вздохнул.. .и, видимо, в моём взгляде было столько мольбы о  пощаде,  но чувство  долга  и законы гостеприимства обязывали соответствовать,  что  моё

состояние невольно передалось моему соседу, аксакалу с пышными усами, который внимательно меня слушал, и смотрел на меня  с любовью,  как  отец.
 Он пришёл мне на помощь.

Аксакал с мудрыми  , красивыми   глазами, с пониманием посмотрел на меня  и, положив свою большую теплую руку на мою , склонившись ко мне , тихо на ухо сказал:

-        Сынок, ты нэ  пэй  всё  вино до конца,  нэ надо, -   и покачал головой - только прыгубы,... и  пэрэдай дальше.

-        Тавай, сынок, пэй и пэредавай.

В одно  мгновение я  прозрел,.... и  отрезвел...
" Вот в чем  секрет! Оказывается, все так пили,  и только я выпивал  свой рог до конца, «по закону гостеприимства», а  другие, пригубив, передавали дальше".

Так я стал заложником грузинского  гостеприимства и своего невежества, или невнимательности.

Как камень свалился с моей души, открыв дверь в  светлое  будущее.
Жизнь продолжала радовать меня...

-       Мы долго не расходились в тот вечер из – за стола,  ели пили, и пели  чудесные грузинские песни, танцевали.

-       Я приятно захмелел, и жизнь казалось прекрасной и многообещающей.

 Потом я  целовал  красивой   женщине  руки, поздравляя её с таким 

замечательным  мужем  как, Отарчик, клялся в вечной  дружбе и любви  к её семье.

Наутро я понял, что слегка ошибся: красивая женщина была не жена,  а  сестра  Отарчика.
 
Утром я  уже не знал, как начнется  и  чем закончится этот день.

  Все сидели за столами, как и не расходились. Застолье продолжалось.

Все последующие дни слились в один большой праздник.

Погостив три дня, я стал наводить мосты о возможности посетить, все - таки,  Бакуриани, боясь,  что застряну здесь навсегда, если еще продолжу этот праздник жизни.

 Я  взмолился   о пощаде…

Наконец, всеобщим собранием решили, что меня провожать в Бакуриани будут завтра.
Был накрыт прощальный стол.  За столом сидели все друзья Отарчика, но теперь и

 мои тоже: начальник рынка, начальник вокзала, начальник милиции, начальник почты и все остальные начальники, и простые  замечательные земляки Сталина и
Отарчика.

Действо прощания продолжалось  по своим законам жанра, которые все блюли и никто не нарушал.

 Приняв на грудь много замечательных тостов в виде рогов и рюмок, и что-  то еще немного соображая, я будто  вынырнув из глубин застолья,  немного забеспокоился, не опоздаю ли на поезд?

Ситуация была комичной, так как вся жизнь вселенной  сконцентрировалась за нашим столом, далее ничего не существовало, и только могла обрести   движение, если  кто- то шевельнется в сторону туалета от стола...

-        Обижаещь,  тарагой. Вах!  Вах! Вах!  Што ты, што ты, не  валнуйся.

Пасматри -  все гости сдэсь, и начальник ваксала сдэсь, без его расрешения ны одын поесд с ваксала нэ уйдет.

 Вот  как будет команда ехать, тогда и паедищь. Пэй спакойна, тарагой, нэ валнуися, да? Клянусь мамой, тарагой!

Поезд стоял на станции пять часов, дожидаясь меня. Радушию не было  конца.

Наконец, команда была дана и меня к вагону повели, точнее, понесли под руки...
За мной несли вещи и подарки.  Меня погрузили на поезд, обцеловав, и, снабдив

всем  необходимым так, будто мне предстояло  пережить зимовку на Северном полюсе!
-        Что ж, в этих  краях все бывает!
 
Поезд вильнул  хвостом на прощание, скрываясь за поворотом в облаке счастья и любви….

Отарий Трифонович был очень  важным человеком в этом крае, местный глава.
 
О своем высоком положении он  скромно умолчал. Я узнал об этом в последний день от его друзей, случайно.

Мы расстались друзьями, и  эту встречу я вспоминаю всю  свою жизнь.

Поезд унес меня за новыми  приключениями и впечатлениями в  Бакуриани ,  но

 память часто возвращает  меня в те  замечательные дни, на родину Сталина и Отария Трифоновича...

Вот, какие незабываемые попутчики встречаются у нас на дорогах.

Своего попутчика - Отарчика, я никогда не забуду...   

 Фото.Бакуриани. отель. Эта история произошла с моими друзьями в молодости,с любимым актёром театра драмы г.Самары, потом  театра БДТ- Юрой Демичем(Ю.Демич- лауреат Государственной премии стал в 30 лет.) и Володей Хатилиным (сейчас академик, доктор технических наук, бизнесмен) Когда Володя рассказал мне эту историю так живописно,  я сразу схватилась за перо. Юры,к  сожалению, уже нет на земле.Светлая память.