7. Пропавшие без вести...

Борис Лембик
Из сборника «ОПАЛЁННЫЕ ВЕЛИКОЙ ВОЙНОЙ…»

Начало на http://www.proza.ru/2012/04/29/779

7. ПРОПАВШИЕ БЕЗ ВЕСТИ…

Солдатские судьбы: Филипп и Афанасий ЛЫМАРЬ

На фотографии Филипп и Елена ЛЫМАРЬ с сыном Афанасием, 1920 год. Это единственное фото, сохранившееся в семье.

Не вернулись с фронта отец и сын Филипп и Афанасий  ЛЫМАРИ.

Вероятно, Филипп Петрович погиб  в боях где-то на Керченском полуострове. Осенью  1941 года его вместе с другими односельчанами забрали на фронт (или сначала на окопы в Калач).  Формировали часть и готовили их на полигоне Прудбой под Сталинградом. Тётя Лена вместе с женой Ивана  Ивановича КРЫСИНА и дочерью дяди Семы Ниной (по другим воспоминаниям  еще ФЕДОРЕЦ и Анюта СЯГАЙЛО) ездили их навещать, свезли  им домашних продуктов: сала, пирожков, булок.

Они попали в такой день, что мужчины уже ждали отправки на фронт  и прощались  с родными. Филипп Петрович стал просить у тети Лены прощения:
- Олэна, если я вернусь, то я тебя на руках буду носить.
Она удержалась, не заплакала:
- Эге, Филипп, уже поздно.
А когда вернулась, то рассказала это все детям. Дети в слезы:
- Как же ты мама так смогла ответить. Жалко ведь отца.
Ну а вскоре от него пришло письмо, что  его везут под Керчь.

Один из односельчан, Владимир ШАПОВАЛОВ, работавший некоторое время после войны председателем колхоза, воевал с ним в одной части.  В боях за Керчь он командовал небольшим подразделением и во время атаки наткнулся на убитого изуродованного и обожженного (обгорелого) бойца. И этот боец был так похож фигурой на ЛЫМАРЯ, что как будто его что-то толкнуло, и он остановился возле него. Обошел вокруг раза три, пытался опознать, но тело сильно было обожжено. Но бой продолжался, и он вместе с остальными побежал вперед.

 Так ШАПОВАЛОВ рассказывал после войны, и то не сразу (долго не говорил), родным, вернувшимся фронтовикам и остальным хуторянам. Сам он вернулся  с войны хромым после ранения. В  качестве версии  в семье как-то высказывали предположение (в частности  Иосиф Дмитриевич), что Филипп мог погибнуть на одном из потопленных судов, вывозивших солдат из Керчи.

Афанасий ЛЫМАРЬ, 1920 г.р.  перед войной работал заведующим фермой в Полтаво-Звонарях, осваивал работу колхозного счетовода и  в 1940 году был призван на действительную военную службе. Он служил он  в приграничном городе Волковыске в Белоруссии,  в кавалерии курьером в секретной службе. Связь с ним прекратилась с самого начала войны. Место его гибели  неизвестно.

Недавно в Интернете обнаружена информация о пропавшем без вести бойце  87-го пограничного отряда (Ломжанского пограничного отряда) ЛЫМАРЕ, при этом отсутствуют даже инициалы. А 87-й Ломжанский погранотряд как раз располагался недалеко от Волковыска на территории нынешней Польши. Кроме того фамилия ЛЫМАРЬ есть в списках погибших в  нацистских лагерях.  Понятно, что по этим данным  в дальнейшем можно будет попытаться найти следы Афанасия ЛЫМАРЯ.

В Книге Памяти Новоаннинского района имеются записи:  «Лымарь Афанасий Филиппович, р.1920. х. Новокиевка, рядовой, стрелок. Пропал без вести 05.1943.»;
«Лымарь Филипп Петрович, р.1899. х. Новокиевка, рядовой. Пропал без вести 05.1943».
Поскольку в войну на них никаких документов не было, то после войны семья еще надеялась на то что,  они все-таки вернутся живыми. Но надежды не сбылись. Теперь уже  известно, что в 1946-48 годах военкоматы собирали от родных по месту жительства  сведения о бойцах, не вернувшихся с фронта: оформлялись так называемые «документы, уточняющие потери». 

Такой список от Калининского  райвоенкомата был отправлен в Наркомат обороны за подписями военкома капитана КОЛЕСНИКОВА и начальника 2-й части ст. лейтенанта ТУТУЛОВА и в 2008 году был найден на вышеупомянутом сайте. В этом списке ЛЫМЫРИ Ф.П. и А.Ф. записаны  под 20 и 21 номерами. О Филиппе Петровиче записано, что связь с ним прекратилась с марта 1942 года и предложено считать пропавшим без вести с апреля 1942 года. Точных данных о времени гибели Афанасия в семье не было, и в Калининском РВК записали, что связи с ним  не было с начала войны. Поэтому было предложено считать  пропавшим без вести с июля 1941 года.

 Но так как никаких других данных об их судьбе не было, то 10.9.47 года в Наркомате обороны приняли решение практически по всему списку (21 фамилия) считать их пропавшими без вести с мая 1943 года.
Так одним приказом им, всему списку, определили общую дату гибели, совершенно несоответствующую реальным срокам. Почему так делали неизвестно, может, чтобы скрыть реальные потери первых лет войны.

 В соответствии с этим решением 12.9.47 были выписаны соответствующие карточки, а 19.9.47 выписаны извещения. Об этом на списке исполнителями были сделаны соответствующие записи. Кстати на этом же листе приведены данные об их земляках  братьях-близнецах СЯГАЙЛО Иване и Василии, и о МАСЛИЙ Александре Ивановиче и других односельчанах.

Продолжение на  http://www.proza.ru/2012/05/03/483