Образ жизни

Владимир Капустин
        Карьера Анатолия развивалась с большими загогулинами – сначала он закончил с отличием строительный техникум, потом институт торговли, а потом его, как мужчину, с высшим, профильным образованием в торговле, назначили заместителем директора крупного гастронома. Работать, как сказано в одном из анекдотов про вновь назначенного начальника склада, - «А что? Здесь еще и зарплату будут платить?»,  он не умел, да и не хотел. Поэтому, когда родилась дочь Анатолий, чтобы прокормить семью, подался в рефрижераторщики.
        Он сопровождал пятивагонные рефрижераторные секции, предназначенные для перевозок скоропортящихся грузов по железным дорогам. Такие секции состоят из 4 вагонов рефрижераторов, каждый из которых имеет машинное отделение с двумя холодильными установками и вагон, находящийся в середине секции, в котором размещены дизель-генераторы, главный распределительный щит и служебное отделение для бригады. В служебном отделении предусмотрены купе, кухня, душевые, туалетные отделения и небольшая слесарная мастерская. Секцию, обычно, обслуживала бригада из двух человек (начальника и механика), которые дежурили попеременке. Дежурный проверял температуру в грузовых вагонах, через каждые 4 часа, дистанционно с помощью центральной термостанции, расположенной в вагоне дизель-электростанции. Не реже чем через каждые 12 часов замерял температуру наружного воздуха по термометрам, установленным с обеих сторон служебного вагона. Данные о фактической температуре наружного воздуха и в грузовых вагонах, о вентилировании, а также о работе оборудования записывал в рабочий журнал. Работа не сложная, но круглосуточная и ответственная, а главное это были проблемы существования вдвоем в замкнутом пространстве, почти как у космонавтов. По нормативу смена такой бригады длится 45 суток, но в жизни бывало и 60, и 90.
        Через пятнадцать лет, в течение которых я не видел Анатолия, его речь замедлилась, движения стали плавными, экономными. Он рассказывал, что в первые годы работы было особенно тяжело: одну неделю ты рассказываешь напарнику о своей жизни, вторую неделю он изливает душу тебе, а на третью неделю появляется навязчивая мысль:
        – А не убить ли его?
        В дальнейшем привык и стал ощущать многочисленные преимущества от такого образа жизни: нервная система успокоилась, зарплата достойная, с юга детям можно привезти фрукты по дешевке, а в длительных перерывах между сменами можно подработать на халтурке или в саду.

2000г.