Поэзия как корень зла

Евгений Габелев
Был вчера на фестивале современной поэзии. Понял три вещи:


1. Пылким юношам много полезнее заниматься боксом, нежели стихосложением.


2. Есть веские основания полагать, что бог наделил юных дев подвижным языком не для того, чтоб они слагали им матерные частушки философического содержания, а для утех куда более приятных.


3. Совершенно очевидно, что эти люди считают себя гениями. Но что по мне, то лучше было недоделанных пушкиных и ахматовых забивать лопатой еще в колыбели.


А вообще мне понравилось. Пойду еще.


ПОЭЗИЯ КАК КОРЕНЬ ЗЛА


Неодолимая потребность сослагать слова в рифмы может быть отнесена к числу личностных расстройств из разряда навязчивостей. Причниой их может служить невротическое бегство психики от реальности, воспринимаемой как угрожающая, давящая и непосильная. Изменение речи в сторону рифмованости и ритмичности, сопровождаемое ее упрощением, избыточной символизацией и смысловыми пропусками, восполняемыми паралогичным мышлением, можно квалифицировать как характерный признак психотического расстройства на этапе его формирования.


Все дело однако в том, что Реальность как она есть, для человека с ослабленной структурой личности и плохой адаптацией, обычно называемой в литературе т.н. тонкой душевной организацией, действительно как правило является весьма негостеприимным местом. В отличае от хорошо адаптированных, крепких и сильных соплеменников, подобный персонаж легко становится объектом травли и переходит в категорию социально отвергаемых и третируемых изгоев.


Настоятельная потребность избежать социальной депривации и фрустрирования базовых потребностей, включая прежде всего сексуальные, переводит психику в мобилизационный режим. В ней возникает эфект резкого сужения поля восприятия, т.н. туннельного зрения, в резултате чего страдающий данным симптомом человек не замечает и не осознает значительной части окружающей его действительности и собственной внутренней жизни, концентрируясь при том на некой сверхидее.


Именно эта способность углубленно концентрироваться на одном процессе и объекте и называется обычно гениальностью. Гений отрешен от внешнего мира, его мало занимают потребности тела и движения собственной души, но при этом он предельно сосредоточен на одном, главном для себя объекте, который в таких случаях носит название призвания, или жизненного предназначения. Благодаря этому человек прилагает титанические усилия в выбранном им направлении.


Впрочем, сумма прилагаемых усилий и количество затраченного времени ничуть не гарантирует сколь либо приемлимый результат. В этом случае психика больного прибегает к механизмам вытеснения и искажения реальности, выдавая исторгнутые ей продукты бесознательного за вневременные шедевры. Подтверждению и укреплению бреда служит и тот факт, что окружающие обычно не выражают бурных восторгов по поводу предъявленного им гениального творения.


Это укрепляет его создателя в том, что созданное им значительно превышает уровень понимания окружающей серой массы, и следовательно, в собственной избранности, гениальности, и высшем предназначении. Самоподтверждающийся характер бреда поэтической гениальности делает его лечение задачей практически невозможной. В связи с этим лучшим выходом представляется полный отказ от лечения и публичное признание гениальности страдающих данным расстройством.