Пекинский дневник. День третий

Дина Мильнер
Фото автора


Сегодня  у нас визит в колледж, а потом экскурсия к Великой Китайской Стене.
 
В отеле много иностранцев со всего света – французы, американцы, индийцы. Китай чрезвычайно популярен в последнее время. В лифте столкнулась с американцами. Почувствовала что-то родное:).
Спрашиваю: «Как вам Пекин?»
«Великолепно»,- отвечают они.
Думаю, если бы спросили, «а как вам?», то не нашлась бы что ответить… Я пока не поняла еще, как мне Пекин.. Он разный и чувства вызывает, порой, прямо противоположные. Одно могу сказать точно - пока это самое яркое путешествие в моей жизни.
«Откуда вы?» - продолжают они диалог.
«Из России»,  - отвечаю.
«Моя бабушка из Белоруссии», - говорит американка.
Так тесен и переплетен мир! В Пекине, в лифте ты встречаешь американку, выясняя за 30 секунд, что ее бабушка из Белоруссии…

Наш следующий колледж находится в районе с новостройками и офисами компаний, работающих в сфере IT и новых технологий. Мы увидели третий Пекин – новостроечный. Очень милый, как и все новостроечное. До этого был центр – старый и кусочек туристического.

С центром, конечно, полное непонимание вышло. Из моего европейского опыта – старый центр – это самый смак – красивые, старинные здания, все чистенько и аккуратненько. От Пекина я ждала много пагод, храмов собранных в одном месте, но здесь старый центр значит одноэтажные бетонные разношерстные дома, бедно, грязно, неуютно… Поэтому, увидев в первый день именно такой центр, делегаты несколько опешили.

 Туристический центр до сегодняшнего дня ограничился центральной площадью, но по дороге периодически встречались  пагоды и храмы. По словам Андрея, все эти пагоды не что иное, как ворота в императорские владения. И вот в те моменты мое представление о Китае  совпадало с реальностью. Однако, повторюсь, это настолько разбросано по городу, что, учитывая его размеры, и нашу ограниченность во времени, нельзя было пробежаться и получить представление о городе за пару часов как в Европе.

Сегодня распогодилось – солнце и нет смога. Цветет вишня и персик, все покрыто свежей весенней зеленью. Пока делегаты заседали, мы в коридоре вели разговоры с Бао относительно нашего дальнейшего сотрудничества. Потом осмотр факультетов – делегатов поразила китайская материально – техническая база колледжей. Это вообще одна из самых больных тем для наших. Здесь будущие работодатели настолько заинтересованы в квалифицированных, хорошо подготовленных кадрах, что сами закупают все новое оборудование для мастерских колледжей. Кто-то из них задал вопрос, относительно того, оснащают ли они колледжи своим старым, списанным оборудованием (что часто бывает у нас). Китайцев удивил этот вопрос. Нет, отвечают, все новое… Им же нужны хорошие кадры…

Были на факультете дизайна и посетили пошивочный цех. Щупали сшитые костюмы. Очень качественные. Кто-то пошутил, что можно отовариться здесь, необязательно завтра по магазинам ехать…

Далее путь лежит к Китайской Стене. Едем по третьему кольцу – и наконец-то видим четвертый Пекин – я окрестила его Нью-Йорком. Небоскребы, стеклянные здания, банки, торговые центры, телевизионные станции. Ну вот, дождались делегаты того, по их словам, настоящего Пекина. Правда, к этому моменты, многие из них настолько умотались, что половина автобуса спала. Я растормошила фотографа и попросила его все это запечатлеть. Более того рассматривать все это было очень удобно из-за огромного лобового стекла автобуса.

Дальше начались горы. А горы  - это всегда красиво и особенно. Стена, безусловно, страшно раскрученное туристическое место, поэтому здесь все чистенько, чинно и благородно. Только обветренные лица местных продавцов сувениров в потрепанной одежде и выкрикивающих «лейди, хэллоу!», выдают бедность обычных местных жителей.

Дул сильный ветер, все в легких костюмах после теплого Пекина, и мы решаем взобраться на Стену на фуникулере. Поймала себя на мысли, что никогда не ездила до этого на нем, поэтому вдвойне интересно. Несмотря на то, что фуникулер был закрытый, ощущение, что ноги у тебя болтаются над пропастью и ты сейчас туда вслед за ними соскользнешь. Такая полная уязвимость: ты во власти природы и..фуникулера. Внутри кабины надпись – если что, то сидите смирно и слушайте инструкции служащего. Интересно, а инструкции на каком языке будут давать?..
 
Наверху красиво – горы, как будто бархатные, стена извивается между ними. Андрей сказал, что когда смотришь на Стену из космоса, то она похожа по форме на извивающегося дракона. 
Времени у нас мало и уже надо отправляться в обратный путь, фотографируемся… Ко мне подходит китайская семья, улыбается и показывает на фотоаппарат. По русской привычке думаю, что просят сфотографировать их на фоне стены. Но нет - они очень хотят сфотографироваться со мной. Сначала один, потом вторая. Смеются, радуются от всей души. Я для них, видимо, как экзотическая обезьяна или какой-нибудь игуан, с которыми предлагают  туристам фотографироваться в некоторых местах..

На обратном пути мы опять застреваем в пробках, опаздывая на ужин. Теперь я понимаю, почему наши партнеры в программе на все трансферы выделяли по полтора-два часа..
Проезжаем мимо интересных улиц, храма на горе, трущоб, дорогих отелей… некоторые отели имеют современное здание, но крыша в форме пагоды. Смотрится очень интересно. Понимаю, что еще совсем не увидела города. Хочу пройтись по этой улице, и по той, и в этот храм заглянуть… Какой же ты огромный, Пекин! Сколько нужно дней, чтобы пройтись хотя бы по основным достопримечательностям?..

Наконец, подъезжаем к месту назначения. До ресторана надо чуть-чуть пройтись. Попадаем на китайский Арбат. Ну наконец-то! Андрей, почему ты нам раньше не сказал об этой улице? На ней много сувенирных магазинов, суета, музыка… Потом прогуляюсь, уже на ужин опаздываем. Финальная трапеза у нас в Пекинской Утке. Уже не первый раз замечаю, что небольшое снаружи здание внутри оказывается очень большим и просторным. Похоже, это модный ресторан – он практически весь занят, по большей части местными. На столах обычно лежат меню, но они на китайском. Партнеры мне заранее прислали меню на английском. Читаю его и натыкаюсь на «Суп из съедобных грибов». Звучит ободряюще… Что там еще? Утка со скорпионами? А, ну это уже мелочи жизни, по сравнению со съедобными грибами…

Большая часть трапезы состоит из утки в разных вариациях – заливное из утки, хрустящая утка со скорпионами и т.п.  Под финал на двух тележках вывозят две жареные утки и повара их разделывают прямо при нас. Поедать такую утку надо традиционно с пресными тонкими лепешками, похожими на блины, но совершенно безвкусными. Я ела все отдельно, но в этот момент ко мне подходила официантка и показывала, как это нужно делать. Берешь лепешку, кладешь ломтики утки, добавляешь соуса, огурец, лук, заворачиваешь все это – и вперед. Суп со"съедобными грибами", кстати, оказался на редкость приятный. Выглядел он странно - в пиале с водой плавают прозрачные белые грибы и какая-то трава. На вкус, однако, суп был похож на нежирный куриный бульон.

С десертами у китайцев как-то не очень… Чаще всего десерт – это фрукты: арбуз, дыня и еще какой-то неведомый, но очень популярный в Китае фрукт – белый, с черными крапинками, как у киви…

После ужина решаем пройтись пешком до отеля. Опять умудряемся заблудиться. Долго и безуспешно ловим такси. В итоге я подхожу к местному парню и жестам пытаюсь выяснить, куда нам идти… У меня складывается ощущения, что даже жесты у них какие-то китайские, извилистые… Мне лично не вполне понятно куда он показывает..  Идем по не очень чистой улице, на которой пахнет канализацией и это -центр… Наконец находим отель.

На улицу с огнями опять нет сил ехать, и я уже традиционно спускаюсь на второй этаж,  где делают массаж. Меня опять встречает уже знакомая массажистка. На этот раз я делаю foot massage. Ноги опускают в деревянную кадку с горячей водой. Потом она бросает туда какой-то пакетик с травой. Пакетик похож на чайный, а запах напоминает бульон из кубика. Не знаю, что это… Потом она вынимает ноги из кадки, берет кокосовое масло – начинает массировать сначала ступни, потом икры, потом опять ступни… В какой-то момент она берет кадку и молча уходит куда-то надолго  Я подумала, что сеанс закончен и пошла платить. Выяснилось, что я встала раньше времени  - есть еще завершающий жест – горячим полотенцем она энергично обтирает мне ноги.

Завтра свободный день и среди наших активно обсуждалась поездка по рынкам и магазинам. Кто-то хочет купить норковые шубы – здесь это дешевле. О нет! Только не это! У меня нет совершенно никаких сил ходить по шумным рынкам и торговаться с китайцами. Для этого мне обычно много сил, времени и спокойная обстановка. Скорее всего я просто потеряю время на этих рынках и ничего не куплю. Шубу мне не надо. Я хочу посмотреть город, побродить по улицам и посидеть в кафе… 

Договариваемся с коллегами, что встретимся завтра в 8 30 и поедем в Храм Неба. Он здесь рядом. Потом Запретный Город, потом, так и быть, заглянем в торговый центр. Не рынок, а тот который поцивильнее. А вечером на улицу с огнями. Вообще план слишком уж насыщенный, с пекинскими-то расстояниями. Ладно. Главное план есть – а там посмотрим.