Они шли по парку медленно, не спеша . Под ногами тихо похрустывали опавшие листья и хвоя. Аллеи парка были пустынны. Туман моросил мельчайшим дождиком. Деревья будто играли в жмурки: они были окутаны густой пеленой тумана и их стволы впитывали этот туман, растворяясь при приближении и уплотняясь при удалении от глаз. Мужчина и женщина шли рядом , но не вместе: между ними было не только физическое расстояние, не было единства и в такте их шагов . Мужчина шёл, держа руки за спиной ,женщина спрятала руки в карман куртки. Шли молча, занятые каждый своими мыслями.
- Смотрите: белка спустилась с ветки.Жаль, что я не взяла с собой орехи,- сказала женщина.
-Они здесь не голодают: посетители всегда их подкармливают, -ответил мужчина.
- Что ж, хотя бы эти белки не страдают от людей.
-Вы такого плохого мнения о людях?
-Люди – человеки… Если бы мне пришлось выбирать между собакой и человеком,
я бы выбрала собаку.
-.Вы говорите , по меньшей мере ,странные вещи.
-Нисколько: я не считаю человека венцом природы. Скорее, это оплошность бога или ошибка природы. Кто-то из мудрых заметил, что « не лучше животного человек».
Мужчина остановился и внимательно посмотрел на собеседницу.
-Простите, но что же такого должно было случится , что Вы пришли к такому скорбному мнению?
-Почему же « скорбному»? Это и результат жизненного опыта ,и моей практики , и просто житейских наблюдений.
,-Я не согласен с Вами.
-Вы , право, идеалист, Валерий Аркадьевич. Или жили в тепличных условиях.
-Нисколько. Я – реалист ,живу среди обычных людей, в реальной обстановке
-Тогда Вы не хотите ничего видеть и не задумываетесь ни о чём.
-Вы не правы: я не хуже Вас знаю реалии нашего бытия, знаю людей , я по роду своей работы постоянно общаюсь с ними - я врач.
- Да , я знаю. Но Вы ведь «белая ворона» среди них.
- Это почему же?
- Вы не берёте взятки, Вы любите своих пациентов и помогаете им не только профессионально ,но и материально. Мне Лера рассказывала. Но именно потому ,что Вы – врач, Вы не можете стать , если не циником, то уж во всяком случае трезво смотрящим на жизнь и людей.
-Почему же обязательно циником?
-Медики чаще всего циники, потому что видят человека изнутри, они изучают его болячки и знают о неизбежности летального исхода или возможности его при самой обычной болезни. И , чтобы не впасть в панику , депрессию, они поневоле становятся циниками: они лечат, зная о смертельной болезни пациента.
- И это естественно: клятва Гиппократа…
-Ой, оставьте: « клятва Гиппократа». Смешно, право В сфере медицинских услуг ,как, впрочем , и в других сферах, всё построено на взятках. Положил в конверт или карман - будут услуги, не положил – ступай с богом. Общество потребления и не может иначе существовать. Все недостатки нравственности человека идеально экстраполируются на общество.
- Вы и есть стопроцентный циник. Впервые слышу от интеллигентной женщины столь откровенный цинизм , такое препарирование человека и общества.
-А почему Вы решили, что интеллигентность обязательно предполагает мягкотелость и романтизм?
- Вы излишне безапелляционны. Так нельзя.
- Нельзя вещи называть своими именами? Почему? Вот великий Чехов, врач, кстати, истинный интеллигент, продал – таки вишневый сад, а наш нежнейший лирик Есенин носил шапку из кошки.
- Вы слишком строги к людям.
- Я просто реально смотрю на всё. Взгляни вокруг : только человек убивает из зависти, за деньги , власть. Животные за - еду, продолжение рода.
- А самка паука, убивающего своего партнёра?
- Она то же таким образом продолжает свой род.
-Допустим, в Ваших доводах есть логика. Но Вы аргументируете только животную сущность человека. Но есть интеллект, талант! Мировая культура ,музыка, архитектура…
-Кстати, и у животных тоже есть разум и талант. Дельфины, например ,или дрессировка животных в цирке. Но Вы говорите о божественной сущности человека, полёте его духа., а обладателей его можно пересчитать : за всю историю человечества наберется сотня- другая этих великанов духа. А основная масса людей - обыватели. Они просто потребляют достижения этих гениев. И не потому, что им это доставляет эстетическое наслаждение, а потому, что это модно, гламурно или необходимо для работы ,для жизни.
- А Вы?
- Я и Вы - те немногие ,которые ценят духовность и поклоняются красоте.
- Почему Вы отказываете другим в этом?
- Я и не говорю, что все - я говорю о большинстве. Искусство не вызывает у них ни восхищения, ни слёз восторга. Вот сейчас модно в дизайне, в еде восточные мотивы: модно ходить в китайские и японские рестораны, пить зелёный чай и есть суши. Но ведь за этим стоит философия, эстетическое начало. За этим стоит многовековая культура и философия.
- Вы противоречите себе. Японцы ,значить, чувствуют красоту, а мы -нет!
- Вы ведь понимаете, что разные народы стоят на разных стадиях духовной культуры и просто культуры. И не вина одних и не достоинство других не должны унижать или возвышать одних над другими : в одних странах ставят духовность выше блага потребления, у них это в крови. У них и потребление ограничено рамками культуры. И мы, к сожалению, ещё не вышли на уровень духовного потребления. В основном, мы поклоняемся Мормоне.
- Вы, по-моему ,запутались…
- Нет. Люди, близкие к природе ,они чище и искреннее городских .Они чувствуют красоту природу и потому нравственнее городских.
-- Значит, я , человек городской, не могу понять Баха и Рериха?
-Вы - из тех немногих, что пришли к идеалам мировой духовной культуры , но путём образования ,а они- чувствуют красоту, гармонию ,природу, понимаете, чувствуют!
- А Вы?
- Я – на пути познания. Кстати, я из маленького села ,глубинки.
- Да? Поэтому Вы проповедуете превосходство села над городом?
-Одни приходят к законам нравственности через работу ума , другие- получают это домашним воспитанием. В селе много работают, трудно работают, поэтому нравственность там изначально присутствует. Но довольно философии. Вы ведь пригласили меня на прогулку в парк не для того, чтобы « вернуть» меня в природу?
- Вы дружите с Лерой и мне хотелось познакомиться с Вами ближе.
- Ближе?- женщина улыбнулась.
Мужчина смутился
.- Я просто хотел понять ,чем Вы можете помочь Лере. Вообще, как Вы можете понять и помочь другим при таких взглядах? Как Вы помогаете им ,когда они обращаются к Вам?
- Я освобождаю их от напрасных иллюзий и даю надежду.
- И только?
- И только.
Мужчина улыбнулся.
-Иллюзии порой нам необходимы.
- Доктор, Вы ведь лечите больного ,только объяснив ему необходимость лечения и говорите, что и как надо делать. Вот и я объясняю, рисую картину реалий.
- То есть , освобождаете от иллюзий?
- Вы понятливы , доктор, с Вами можно дружить.
- И только дружить?
Женщина рассмеялась
- Видите, как хорошо, когда люди понимаю друг друга. Я хочу помочь Лере : мы вместе работаем в одной школе. Я знаю о её беде.
- И многие другие знают?
- Лера - закрытый человек, но я наблюдаю за ней : мы работаем в одном кабинете. Женщина, от которой ушёл муж, невольно пытается завуалировать свою боль и обиду, но выдают глаза - в них боль и вопрос: « за что ?« и »почему?» Взгляд потухший, нет блеска.
- Вы так наблюдательны? Или сами пережили подобное?
Женщина улыбнулась.
- Вы не угадали : я любима и люблю. Я просто люблю наблюдать за людьми Меня с юности интересовали вопросы взаимоотношений между людьми.
- Любите копаться в чужих бедах?
- Почему обязательно « копаться»? Разбираться. Вы ведь и сами должны в симптомах находить диагноз болезни. Так что мы с Вами сражаемся на одном поле. Вы - за излечение тела, я - души.
- Допустим. Но как Вы хотите помочь Лере. Указать на её ошибки?
- Нет . Ей надо вернуть интерес к жизни и научить просто радоваться жизни как таковой. С мужем или без мужа. Он ведь предпочел секс , а не её любовь ,а это - разные вещи.
- Не будете же Вы отрицать…
- Секс? Конечно, нет. Это – часть нашей жизни. Важная, но только часть. Но не назовёте же Вы оральный секс любовью.
Женщина с улыбкой посмотрела на мужчину: тот покраснел.
- Ну , знаете ли…,- пробормотал он.
- Что , Валерий Аркадьевич, крыть-то Вам нечем? Любовь-это слияние души и тела, а секс- это ощущения, сильные, и они нам нужны, но не будете же Вы любить женщину только за то, что она овладела всеми приёмами Камасутры.
Мужчина покачал головой.
- Я не ожидал от Вас подобной темы и такой , скажем, откровенности.
- Я понимаю, что называть вещи своими именами не всегда приятно. Но согласитесь, Лера - человек чувствительный и чувственный, интересная женщина и образованный, добрый человек, кстати, сильная и волевая натура, и ей нужна правда. Не сочувствие, не сюсюканье, а просто поддержка, молчаливая, с улыбкой , с юмором - поддержка. И помощь. Вот Ваша жена любит шопинг?
- Излишне даже,- улыбнулся мужчина.
- Вот и славно! Пусть она приобщит Леру к этому увлечению, познакомит со своим стилистом, имиджмекером , тот даст профессиональный совет и Лера преобразится внешне. Придёт уверенность в себе, появится интерес . А там и спокойствие, и мудрость: в жизни достаточно много радостей. Она привлечёт к себе внимание и обязательно к ней вернется счастье, обязательно, вот увидите!
- Вашими устами да мёд пить.
- Вам нравятся мои уста?- усмехнулась женщина.
Мужчина смутился . Женщина рассмеялась
- Полноте Вам , Валерий Аркадьевич : Вы-то к вниманию женщин должны бы уже привыкнуть при таком тесном общении с ними в больнице.
- Вы так строги к людям, что невольно заподозришь Вас к отторжению от восприятия других особей.
Рассмеявшись, женщина взяла его под руку и сказала:
- Вот в таком ,скажем , позитивном восприятии мира я Вас покину: Вы уже включились в мою игру .Вон идет мой трамвай. Вы меня проведёте к нему, как истинный джентльмен, правда?
- Конечно. Я теперь спокон за Леру. Я не во всём с Вами согласен, но мне импонирует Ваш оптимизм.
- Вот и ладушки. До свидания.
- До свидания.
Женщина села в подъехавший трамвай, помахала рукой спутнику. Он немного постоял, медленно повернул назад к аллее, ведущей к его дому. » Её категоричность настораживает, но она явно хочет помочь Лере, а это – главное», - он улыбнулся.- Неожиданная женщина, но с ней небезынтересно разговаривать.»