В парке

Людмила Каминская 3
 Они шли по парку медленно, не спеша . Под ногами тихо похрустывали  опавшие листья   и хвоя. Аллеи парка были  пустынны. Туман  моросил  мельчайшим дождиком. Деревья будто  играли в жмурки: они     были окутаны   густой пеленой  тумана и  их стволы впитывали  этот туман, растворяясь при приближении и уплотняясь при удалении от глаз. Мужчина и женщина шли рядом , но не вместе: между ними  было не только физическое расстояние, не было единства и  в такте их шагов . Мужчина шёл, держа руки за спиной ,женщина спрятала руки в карман куртки.  Шли молча,  занятые  каждый своими мыслями.
- Смотрите: белка спустилась с ветки.Жаль, что я не взяла с собой орехи,- сказала женщина.
-Они здесь не голодают: посетители всегда  их подкармливают, -ответил мужчина.
- Что ж, хотя бы эти белки не страдают от людей.
-Вы такого плохого мнения о людях?
-Люди – человеки… Если бы мне пришлось выбирать между собакой и человеком,
я бы выбрала собаку.
-.Вы  говорите , по меньшей мере ,странные вещи.
-Нисколько: я не считаю человека венцом природы. Скорее, это оплошность бога или ошибка природы. Кто-то из мудрых заметил, что « не лучше животного человек».
 Мужчина остановился  и внимательно посмотрел на собеседницу.
-Простите, но что же такого должно было случится , что Вы пришли к такому скорбному мнению?
-Почему же « скорбному»? Это и результат жизненного опыта ,и моей практики ,   и просто житейских наблюдений.
,-Я не согласен с   Вами.
-Вы , право, идеалист, Валерий Аркадьевич. Или жили в тепличных условиях.
-Нисколько. Я – реалист ,живу среди обычных людей, в  реальной обстановке
-Тогда Вы не хотите ничего видеть и не задумываетесь ни о чём.
-Вы не правы:  я не хуже Вас знаю реалии  нашего бытия, знаю людей , я по роду своей работы постоянно общаюсь с ними - я врач.
- Да , я знаю. Но Вы ведь «белая ворона»  среди них.
- Это почему же?
- Вы не берёте взятки, Вы любите своих пациентов и помогаете им не только профессионально ,но и материально. Мне Лера рассказывала. Но именно потому ,что Вы – врач, Вы не можете стать  , если не циником, то уж во всяком случае трезво смотрящим на жизнь и людей.
-Почему же обязательно циником?
-Медики чаще всего циники, потому что видят человека изнутри, они изучают его болячки и знают о неизбежности летального исхода или возможности его при самой обычной болезни. И , чтобы не впасть в панику , депрессию, они поневоле становятся циниками:  они лечат, зная о  смертельной болезни пациента.
- И это естественно: клятва Гиппократа…
-Ой, оставьте: « клятва Гиппократа». Смешно, право В сфере медицинских услуг ,как, впрочем  , и в других сферах, всё построено на взятках. Положил в конверт или карман - будут услуги, не положил – ступай с богом. Общество потребления и не  может иначе существовать. Все недостатки нравственности человека идеально экстраполируются на общество.
- Вы и есть стопроцентный циник. Впервые слышу от интеллигентной женщины столь откровенный цинизм , такое препарирование человека и общества.
-А почему Вы решили, что интеллигентность обязательно предполагает мягкотелость и романтизм?
- Вы излишне безапелляционны. Так нельзя.
- Нельзя вещи называть  своими именами? Почему? Вот великий Чехов, врач, кстати, истинный интеллигент, продал – таки вишневый сад, а наш нежнейший лирик Есенин носил шапку из кошки.
- Вы слишком строги к людям.
- Я просто  реально смотрю на всё. Взгляни вокруг : только человек убивает из зависти, за деньги , власть. Животные за - еду, продолжение рода.
- А самка паука, убивающего своего партнёра?
- Она  то же таким образом продолжает свой род.
-Допустим, в Ваших доводах есть логика. Но Вы аргументируете только животную сущность человека. Но есть интеллект, талант! Мировая культура ,музыка, архитектура…
-Кстати, и  у животных тоже есть разум и талант.  Дельфины, например ,или дрессировка животных в цирке. Но Вы говорите о  божественной сущности человека, полёте его духа., а  обладателей его  можно пересчитать : за всю историю  человечества  наберется сотня- другая этих великанов духа. А основная масса людей - обыватели. Они просто потребляют достижения этих гениев. И не потому, что им это доставляет эстетическое наслаждение, а потому, что это модно, гламурно или необходимо для  работы  ,для жизни.
- А  Вы?
- Я и Вы -  те немногие ,которые ценят духовность и поклоняются красоте.
- Почему Вы отказываете другим в  этом?
- Я и не говорю, что все - я говорю о большинстве. Искусство не вызывает у них ни восхищения, ни слёз восторга. Вот сейчас модно в дизайне, в еде восточные мотивы: модно ходить в китайские и  японские  рестораны, пить зелёный чай и есть суши. Но ведь за этим стоит философия, эстетическое начало. За этим стоит многовековая культура и философия.
- Вы противоречите себе. Японцы ,значить, чувствуют красоту, а мы  -нет!
- Вы  ведь понимаете, что разные народы стоят на разных стадиях духовной культуры и просто культуры. И не вина одних и не достоинство других не  должны унижать  или  возвышать одних над другими : в одних   странах  ставят духовность выше блага потребления,  у них это в крови. У них и потребление   ограничено  рамками  культуры. И мы, к сожалению, ещё не вышли на уровень духовного потребления. В основном,  мы поклоняемся Мормоне.
- Вы, по-моему ,запутались…
- Нет. Люди, близкие к природе ,они чище и искреннее городских .Они  чувствуют красоту природу и потому нравственнее  городских.
-- Значит, я , человек городской, не могу понять Баха и Рериха?
-Вы - из тех немногих, что пришли к идеалам мировой духовной культуры , но путём образования ,а они- чувствуют  красоту, гармонию ,природу, понимаете, чувствуют!
- А Вы?
- Я – на  пути познания. Кстати, я из маленького села ,глубинки.
- Да? Поэтому Вы проповедуете превосходство села над городом?
-Одни приходят к законам  нравственности через работу ума , другие- получают это домашним воспитанием. В селе много работают, трудно работают, поэтому нравственность там изначально присутствует. Но довольно философии. Вы ведь пригласили меня на прогулку в парк не для того, чтобы « вернуть» меня в  природу?
- Вы дружите с Лерой и мне хотелось познакомиться с Вами  ближе.
- Ближе?- женщина улыбнулась.
Мужчина смутился
.- Я просто хотел понять ,чем Вы можете помочь Лере. Вообще, как Вы можете понять и помочь другим при таких взглядах? Как Вы помогаете им  ,когда они обращаются к Вам?
- Я освобождаю их от напрасных иллюзий и даю надежду.
- И только?
- И только.
 Мужчина улыбнулся.
-Иллюзии  порой нам необходимы.
- Доктор, Вы ведь лечите больного ,только объяснив ему необходимость лечения и  говорите, что и как надо делать. Вот и я объясняю, рисую картину реалий.
- То есть , освобождаете от иллюзий?
- Вы понятливы , доктор, с Вами можно дружить.
- И только дружить?
Женщина  рассмеялась
- Видите,  как хорошо, когда люди понимаю  друг друга. Я хочу помочь Лере : мы вместе работаем в одной школе. Я  знаю о её беде.
- И многие другие знают?
- Лера  - закрытый человек, но я наблюдаю за ней : мы работаем в одном кабинете.  Женщина,  от которой ушёл  муж, невольно пытается завуалировать свою боль и обиду, но выдают глаза -  в них боль и вопрос: « за что ?«  и   »почему?» Взгляд потухший,  нет блеска.
- Вы так наблюдательны? Или сами пережили подобное?
Женщина улыбнулась.
- Вы не угадали : я любима и люблю. Я   просто люблю наблюдать за людьми Меня с юности интересовали  вопросы взаимоотношений между людьми.
- Любите копаться в чужих бедах?
- Почему обязательно « копаться»? Разбираться. Вы ведь и сами должны в симптомах находить  диагноз болезни. Так что мы с Вами сражаемся на одном поле. Вы - за излечение тела, я - души.
- Допустим. Но как Вы хотите помочь Лере. Указать на её ошибки?
- Нет . Ей надо вернуть интерес к жизни и научить просто радоваться жизни как таковой. С мужем или без мужа.  Он ведь предпочел секс , а   не её любовь ,а это - разные  вещи.
- Не будете же Вы отрицать…
- Секс? Конечно, нет. Это – часть нашей жизни. Важная, но только часть. Но не назовёте же Вы  оральный секс любовью.
Женщина с улыбкой посмотрела на мужчину: тот покраснел.
- Ну , знаете ли…,- пробормотал он.
- Что , Валерий  Аркадьевич,  крыть-то Вам нечем? Любовь-это слияние души и тела, а секс- это ощущения, сильные,  и они нам нужны, но  не будете же Вы любить женщину только за то, что она  овладела всеми приёмами  Камасутры.
Мужчина покачал головой.
- Я не ожидал от Вас  подобной темы и такой , скажем, откровенности.
- Я  понимаю, что называть вещи своими именами не всегда приятно. Но согласитесь, Лера -  человек чувствительный и  чувственный, интересная женщина и образованный, добрый человек, кстати, сильная и волевая натура, и  ей нужна правда. Не сочувствие, не сюсюканье, а просто поддержка, молчаливая, с улыбкой , с юмором - поддержка. И помощь. Вот Ваша жена  любит шопинг?
- Излишне   даже,- улыбнулся мужчина.
- Вот и славно! Пусть она приобщит Леру к этому увлечению, познакомит со своим стилистом, имиджмекером  , тот даст профессиональный совет и Лера преобразится внешне. Придёт уверенность в себе, появится интерес .  А там и спокойствие, и мудрость: в жизни достаточно много радостей. Она привлечёт к себе внимание и  обязательно к ней вернется счастье, обязательно, вот увидите!
- Вашими устами да мёд пить.
- Вам нравятся мои уста?- усмехнулась женщина.
Мужчина  смутился . Женщина рассмеялась
- Полноте Вам ,  Валерий  Аркадьевич : Вы-то к вниманию женщин должны  бы уже привыкнуть при таком   тесном общении с ними в больнице.
- Вы так строги к людям, что невольно заподозришь Вас к  отторжению от восприятия других особей.
Рассмеявшись, женщина взяла его под руку и сказала:
- Вот в таком  ,скажем , позитивном   восприятии мира я Вас покину:  Вы уже включились в  мою игру .Вон идет мой трамвай. Вы меня проведёте к нему, как истинный джентльмен,  правда?
- Конечно. Я теперь спокон за Леру. Я не во всём с Вами согласен, но мне импонирует Ваш оптимизм.
- Вот и ладушки. До свидания.
- До свидания.
 Женщина села в подъехавший трамвай, помахала рукой спутнику. Он  немного постоял, медленно повернул назад к  аллее, ведущей к его дому. » Её категоричность настораживает, но  она явно хочет помочь Лере, а это – главное», - он улыбнулся.- Неожиданная женщина, но с ней  небезынтересно   разговаривать.»