Апостол матфей

Галина Айзенштадт
   Легенда (или все-таки быль?) гласит, что свое Евангелие - о жизни и деяниях Иисуса Христа - апостол Матфей написал по просьбе иудеев Галилеи и Иудеи. Будто стало известно, что Матфей собирается покинуть их и отправиться в другие страны, чтобы и там проповедовать Божие Слово.
   И  произошло это, утверждает легенда, спустя восемь лет после распятия и воскресения Христа. Многие иудеи еще сами помнили этого необычного Человека, но Матфей был Его учеником, и кто может лучше свидетельствовать о Нем, чем он?
   - Напиши и оставь нам все, о чем ты рассказывал,- попросили они Матфея.- Чтобы - Чтобы осталось письменное свидетельство Учения Христова.
   Был ли подобный разговор на самом деле, не столь существенно. Главное - Евангелие было написано. И судя по нему, Матфей давно готовился к этому. Скорее всего, еще при жизни Христа. Ведь чтобы написать родословную Христа, надо было собирать сведения вначале о колене Иуды, к которому принадлежал царь Давид, а потом и сведения о "доме Давида", к которому принадлежал Иосиф - плотник.
   Что касается остальных событий, уже непосредственно из жизни Иисуса, то здесь дела обстояли несколько проще, поскольку Матфей был свидетелем, а то и участником многих из них.
   В "прошлой" жизни, до знакомства с Иисусом Назарянином, Матфей был мытарем, или иначе говоря, - сборщиком налогов. Занятие это в народе считалось презренным. И дело было не столько в том, что налоги мало кому хочется платить. А в том, что мытари безбожно обманывали людей и обогащались за их счет.
   Поступал ли так и Матфей, осталось неизвестно, но именно его однажды позвал Иисус следовать за Собой. И не только позвал, но и пришел в дом Матфея, где собрались и другие мытари, и даже разделил с ними трапезу, чем вызвал удивление и гнев фарисеев и книжников.
   Они сказали ученикам Его:"Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?".
   Иисус услышал их вопрос и ответил:"Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит:"милости хочу, а не жертвы?". Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию".
   Мытари были поражены словами Христа не меньше фарисеев и книжников. Оказалось, что еще не все потеряно, и они тоже могут начать вести жизнь достойную и праведную, ведь Христос даже заявил, что мытари и блудницы идут в Царство Божие вперед священников и старейшин народа! И даже вполне доступно пояснил, почему:когда  пришел Иоанн, призывая к пути праведности, мытари и блудницы поверили ему, а фарисеи, книжники и старейшины народа - нет, и даже и потом не раскаялись в этом.
   Несмотря на поддержку Христа, мытарям трудно было привыкнуть к тому, чтобы не чувствовать себя по-прежнему униженным. Однажды в Храм вошли фарисей и мытарь и стали молиться. Мытарь стал вдали от фарисея, низко опустил голову, боясь поднять ее, и, ударяя себя в грудь, просил Бога быть милостивым к нему, грешнику.
   Фарисей же держался уверенно, и, поглядывая в сторону мытаря, благодарил Бога за то, что он не таков, как этот мытарь, и другие грешные люди - грабители, обидчики, прелюбодеи, что ведет жизнь достойную, два раза в неделю постится, дает священникам десятую часть из всего, что приобретает.
   Самолюбование фарисея бросалось в глаза, несмотря на то, что молился он молча. И Христос, понаблюдав за ним и мытарем, сказал, что мытарь нашел у Бога большее оправдание, чем фарисей:"Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".
   Это было невероятным и ошеломляло всех,- отдавать предпочтение грешникам, а не благонравным фарисеям, какими они считали себя. Но, быть может, самое поразительное было в том, что появились мытари, которые захотели отныне жить только честно, так, как призывал к этому Христос.
   Наиболее поразительным был пример Закхея из Иерихона, начальника мытарей. Проповеди Иисуса и особенно Его отношение к мытарям настолько впечатляли его, что когда тот с учениками пришел в Иерихон, взобрался на смоковницу, поскольку был маленького роста, чтобы увидеть Его. А Иисус остановился у дерева и велел Закхею слезть, поскольку собирался придти к нему в дом.
   Потрясенный Закхей объявил после этого, что половину своего богатства отдаст нищим, а тем, кого обидел, возместит убытки вчетверо.
   Надо ли говорить, насколько подобные события действовали на простых людей, что не могло не беспокоить фарисеев и книжников. Они использовали любую возможность, чтобы задать Иисусу, как им казалось, каверзный вопрос, на который Тот не найдет ответ. И тем самым снизят Его авторитет в народе.
   Как-то они спросили Его, позволительно ли подавать подать кесарю, или - нет? "Что искушаете Меня, лицемеры?"- сказал Иисус и велел показать монету, которой платится  подать. Ему принесли динарий. "Чье это изображение и надпись?"- спросил Он у фарисеев. Ему ответили:"Кесаревы". "Отдавайте кесарю кесарево, а Божие-Богу",- сказал Христос, и удивленные фарисеи ушли.
   Обезоруживающая логика Христа поражала и своей простотой и одновременно сложностью, и, зная это, Он нередко пояснял свою мысль ученикам, не дожидаясь их вопросов, поскольку знал, что у них не всегда достает смелости задавать их.
   Однажды, когда они пришли в Капернаум, сборщики  дани на Храм подошли к Петру и спросили, даст ли ее их Учитель. Петр ответил утвердительно, но прежде, чем он успел сказать Ему об этой просьбе, Тот спросил у него:"Как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или посторонних?". Петр ответил,- с посторонних.
   "Итак, сыны свободны. Но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми. И, открыв в ней рот, найдешь статир, возьми его и отдай их за Меня и за себя".
   Разве мог Матфей забыть об этих и других уроках Христа?  Он, в прошлом презренный мытарь, стал Его Апостолом. А теперь еще и первым, кто написал о Его жизни и деяниях. И теперь уже не стыдился, что был когда-то мытарем. И, приводя в Евангелии список первых двенадцати учеников Христа, не просто написал свое имя - Матфей, но и добавил - мытарь.