Язык и дух

Дмитрий Левкин
Язык и дух
(по трудам Вильгельма фон Гумбольдта)
     Что есть «дух»,  «духовность», «духовная сила»? Равнозначны ли эти понятия?
     Прежде всего, следует сказать, что в немецком языке есть два слова Geist и  geistig (дух, духовный), которые не равнозначны по степени проявления духовной силы. Дух – всеохватывающее  понятие. Гете называет его «жизнь жизни». В религии это сущность Бога: «Бог есть дух». Под духом  подразумевают саму сущность мира, идейное содержание произведений искусства, всеобщий характер эпохи, культурные проявления народа. У Гегеля дух противоположен природе, он есть непосредственная истина, нравственная жизнь народа. Дух времени – это развертывающийся в истории объективный дух, который действует во всех единичных явлениях некоторой эпохи. Дух порождает культуру. Он сохраняет и защищает жизнь, совершенствует телесную деятельность. Дух выступает в трех формах бытия: как дух отдельного индивида (личный дух или духовность), как общий дух (объективный дух) и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа). Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может усвоить с помощью воспитания и образования. Это врастание и есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью, т.е. своим свободным существованием и своей внутренней способностью смотреть на события и вещи как бы со  стороны, в противоположность другим существам, над которыми господствуют непосредственные побуждения.
     Объективным духом какого-либо народа является то, что может быть высказано о народе; «объективный дух» - это совокупность возможных предикатов к субъекту «народ», он проявляется в общем духовном достоянии, к которому относится прежде всего язык, затем следуют производство и техника, господствующие нравы и ценности, мораль, воспитание, образование, мода, направления искусства, религии, действующее право.
     Объективный дух проявляется в нормах мышления, в понятии и суждении, следовательно, в сфере логического. В объективированном духе – в произведениях науки и искусства – мы снова познаем живой дух, который их создал, он говорит с нами через эти произведения, пока мы (как личности) можем принимать в них участие.
     Гегель говорит также и об абсолютном духе, независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.
     Итак, объективный дух народа проявляется в языке. Для чего необходим язык? Густав Шпет писал, что язык необходим для того, чтобы деятельность чувств синтетически связывалась с внутренним действием духа, представление вырывается из этой связи и становится по отношению к субъективной силе объектом, и опять возвращается в нее. В языке духовное стремление пролагает себе путь через уста, и результат этого стремления (слово) возвращается к уху. Представление перемещается в действительную объективность, не отрываясь, однако, от субъективности. Это возможно только при помощи языка; и без этого перемещения, поддерживаемого языком, хотя бы оно совершалось в молчании, без этого перемещения в возвращающуюся к субъекту объективность, невозможно образование понятия, а следовательно и никакое истинное мышление.
     Сущность мышления состоит в рефлексии, то есть в различении мыслящего и предмета мысли и чтобы рефлектировать дух должен на мгновение остановиться в своем движении, объединить представляемое в единство. А язык начинается непосредственно и одновременно с первым актом рефлексии, когда человек из тьмы страстей, где объект поглощен субъектом, пробуждается к самосознанию – здесь и возникает слово. В поисках языка человек хочет найти знак, с помощью которого он мог бы посредством фрагментов своей мысли представить целое как совокупность единств.
      В работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» Гумбольдт рассуждает о преобладающей роли духовной силы, оказывающей решающее влияние на все процессы, происходящие в обществе, которое разделено на отдельные народы и племена со своим языком и наречием.
      Важно заметить, что сама духовность формируется в течение весьма долгих лет на всем земном шаре и является самой наивысшей точкой, чем-то в достаточной мере оформившимся, что в идеале должно исходить из всеобщих исторических событий.
     Размышляя  о языке, Гумбольдт приходит к выводу, что поиск непохожих друг на друга способов, подразумевающих основу для возникновения самого языка, может в любой момент потерять свое наивысшее предназначение лишь в том случае, если не приложить все свои усилия для выявления именно воздействия, которое оказывает язык на формирующуюся духовность. При этом язык и духовность каждой взятой в отдельности нации в значительной мере взаимосвязаны друг с другом. То есть духовный склад любой нации особым образом сказывается на специфике её языка. Язык есть орган внутреннего бытия, даже само это бытие.
     Гумбольдт обращает внимание на наблюдающиеся в современном обществе процессы, которые зачастую предстают в форме стихий, причина которых кроется в самой духовности, не желающей показывать своего внутреннего ядра. Само обнаружение скрытой сути духовной силы возможно лишь при взаимодействии её с реальным миром.  Духовная сила перерабатывает и формирует исторические традиции. И чем глубже мы проникаем в историю, тем меньше становятся для нас доступными судьбы отдельных личностей. Но великие индивидуальности всегда возникали на почве, которую создали предшествующие эпохи.
     Соприкасаясь с миром, внутреннее начало развертывает себя вовне и оставляет свой особенный след на всей прочей внешней и внутренней деятельности.
     Сам язык по своей сути представляет собой отдельно взятое своеобразие, самодеятельное начало, непроизвольная эманация духа, ни в какой степени не являющееся творением народа, а доставшийся этому народу в дар, внутренняя судьба, так как он в значительной мере связан с духовностью каждого отдельного человека и народа в целом. А достоинством или недостатком того или иного языка, по Гумбольду, нужно считать не то, что способен выразить данный язык, а то, на что этот язык вдохновляет и к чему побуждает благодаря собственной внутренней силе. Любой язык складывался в изначально свободном потоке речи в меру воодушевления, свободы и мощи совокупно действующих духовных сил. И это воодушевление должно было охватывать всех индивидов сразу.
      Чем выше у человечества возможность создания речи, тем больше наблюдается существенных своеобразий между языками. Где бы не появился человек, он вступает в общение с себе подобными, учреждает институты, предписывает себе законы, а где это ему плохо удается, там пришельцы или переселяющиеся племена насаждают более совершенные достижения своих стран.  С появлением человека закладываются и ростки нравственности, развивающиеся вместе с развитием его бытия.
    Появление языка вызвано неизбежным желанием человечества осуществлять обмен информацией. Помимо этого язык способствует также наращиванию духовности человека и формированию его определенных взглядов на мир.
     И целью языков и является создание основ, необходимых для осуществления подобного рода потребностей. Язык не дает сойти на нет постоянным духовным усилиям человека. И в этом утверждении как раз и кроется основа всего учения о языке. Да и в любых языках наиболее важным предстает тот момент, благодаря которому они претерпевали определенное развитие. Если же говорить о появлении духовности, то в ней как раз и заключена созидательная способность, оказывающая огромное воздействие на изменение сознания человечества. Степень ясности и многосоставности мировоззрения человека зависит от уровня духовности. Каждый индивид является носителем особой, лишь ему одному присущей духовной силы.
     Выходящая за пределы духовность решающим образом способствует появлению особых поведенческих черт личности. Сам прогресс человечес тва происходит на почве выходящей за пределы духовной силы, то есть сказывается принцип действия некого скрытого потенциала. Особо важную роль играет степень точности представлений каждого о самих процессах, происходящих в глубине человечества. Любой язык всегда напрямую связан с культурой. В значительной степени необходимо учитывать доступность для понимания любого термина. Следует обращать особое внимание на настоящие характеристики языка. Одной из положительных черт языка является собранность воедино всех обнаруживаемых в нем понятий. Любая культура полна внутренних недостатков в духовном плане.
     Всякая цивилизация неизменным образом предполагает процесс сплочения индивидов на почве их духовных устремлений. Любое увеличение численности цивилизованного народа говорит о значительном улучшении духовного уровня и развитии культуры.
     Необходимо проследить сам процесс развития чего-либо. Как известно, для того, чтобы любая деятельность не прекращалась, важно учитывать, прежде всего, включенность в неё всех представителей человечества. Особое значение имеет момент смены поколений как своего рода передачи культурных достижений. Немаловажную роль в этом играют языки, оказывающие определенное влияние на развитие интеллекта и чувств. Помимо того, языки способствуют духовному окультуриванию личности. Сама культура объединяет между собой многие народы. Язык же выступает неким обособляющим признаком всех лиц нации в совокупности. Ну а если говорить обо всех языках в общем, то напрашивается мысль о том, что почвой для них послужило как раз совокупность черт характера человека.
Духовность концентрирует в себе весь набор поведенческих особенностей индивида. К тому же духовная мощь своеобразна у каждого народа, что наиболее заметно в особенностях языка. Духовность и языки в значительной степени переплетаются, дополняя друг друга. Сам же язык делает заметным духовный уровень народа, образуя единое целое с народным характером. 
     Рассуждая об устойчивости интеллектуальной стороны в языке и приписывая ее упорядоченной и ясной организации духа в эпоху образования языка, Гумбольдт противопоставил деятельности рассудка и понятиям фантазию и чувство, как силы, которыми создаются индивидуальные образования, отражающие, в свою очередь, индивидуальный характер нации.  Он развивает свою мысль о характере языков в связи с характером народов. Здесь внутренний характер языка, как бы душа его, нечто в языке более высокое и первоначальное, не столько познаваемое исследователем языка, сколько чуемое (das Ahnden) им, противопоставляется грамматическому и лексическому строению языка – как бы характеру прочному и внешнему.
     Внешние, постоянные формы языка можно было бы назвать его организмом. Организму языка противопоставляется его характер, отражающий характер индивидуальности в том способе, каким она пользуется языком для его же целей. Индивидуальность предполагает и отдельное лицо, и пол, и возраст, и эпоху, и нацию, объемлющую все оттенки человеческой природы. А указанная цель  с наибольшей яркостью выражается в создании литературы, полностью отпечатлевающей в себе все виды индивидуальности.
     Итак, 1, характер языка относится к внутреннему содержанию (Gehalt) языка в широком смысле противоположения этого содержания чисто внешней форме, 2, по отношению к самому этому содержанию, как таковому, характер языка определяется также, как своего рода форма, состоящая в способе соединения мысли со звуком. В этих формах или способах отражается индивидуальность личности, эпохи, национальных особенностей. И сами эти формы начинают быть некоторыми относительными постоянствами. Так, нация привыкает принимать общие значения слов одним и тем же индивидуальным способом, сопровождать их сходными побочными идеями и ощущениями, вводя связи идей в одинаковых направлениях, пользуясь свободой словосочетания в одном и том же отношении.
     Гумбольдт приходит к выводу, что в первоначально в эпоху образования языка, чтобы действительно построить его наглядным для сознания и понятным для восприятия, все сосредотачивается как бы на создании его техники, напротив, влияние индивидуального настроения духа спокойнее и яснее проявляется из последующего пользования им. Различные способы связи предложений составляют важнейшую часть его техники.
     Гумбольдт обозначал деятельность человеческого духа  греческим термином Energeia и противопоставлял вещи, или продукту деятельности (Ergon). В языке, по его мнению, заключена энергия. Он призывал к философски обоснованному сравнению языков и раскрытию различных способов видения мира. Язык, по выражению Гумбольдта описывает вокруг народа круг, выйти из которого человек может, лишь вступив в другой круг, описываемый другим языком. В связи с этим возможны два способа овладения другим языком: когда мы осваиваем новый способ видения мира или когда распространяем старый способ видения на изучаемый язык.
     Идеи Гумбольдта оказали влияние на развитие лингвистической методологии во всем мире.  Продолжением его философии в ХХ веке стало так называемое неогумбольдтианство, особое направление в лингвистике и философии, распространенное в основном в Германии. В соответствии с неогумбольдтианством картина мира создается человеческим сознанием с помощью человеческого языка, т. е. по существу определяется им. Таким образом, можно говорить о лингвистическом агностицизме, утверждающем ограниченность человеческого познания рамками того конкретного языка, на котором говорит и думает человек.  Неогумбольдтианцы утверждают, что язык определяет мышление и познание, а тем самым и картину мира, и культуру, и цивилизацию. В результате этого носители разных языков создают разные картины мира, культуры и цивилизации.



Использованная литература:
1. Гумбольдт В. Фон. Избранные труды по языкознанию: Пер с нем. общ. ред. Г.В. Рамишвили. – М.; ОАО ИГ «Прогресс», 2001. – 400 с.
2. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы Гумбольдта. Изд. 4-е. – М.; Книжный дом «Либроком». История лингвофилософской мысли, 2009. – 216 с.
3. Краткая философская энциклопедия; ред. Е.Ф. Губский – М.: Прогресс, 1994.-  С.174.
4. Кронгауз М.А. Семантика: Учебник для вузов. М.; РГГУ, 2001. 399 с.