Нужны ли населению поэты

Станислав Афонский
 
                Н У Ж Н Ы     Л И    Н А С Е Л Е Н И Ю     П О Э Т Ы
                И   П О Э Т А М   -   Н А С Е Л Е Н И Е ?


       Несмотря на то, что не сохранилось никаких вещественных доказательств, можно всё же предположить – поэзия существовала и в доисторические времена. Следовательно, были и поэты…И какой-нибудь охотник за мамонтами в шкуре саблезубого тигра бормотал нечто поэтическое на присущем ему бормотании и кто-нибудь его слушал, грызя свежеотрезанную каменным ножом кость доисторического поросёнка…

      Этот заголовок написан очень не сразу. И так вертел, и эдак – не правильно поставлен вопрос, и баста. Даже так, как получилось. Вопросы: какому населению и какие поэты? И кого населением называть, и разве сами поэты – не население? Поэт Евтушенко так определил: «Лишь тот, кто мыслит – тот народ: все остальные – населенье». К мыслящим, надо полагать, поэты относятся… А самим поэтам население, то есть слушатели и читатели, нужно?.. По идее нужно – иначе для кого стихи-то пишутся, если не для читателей, и говорятся, если не для слушателей? Но всё не так просто и логично. Есть такая притча, а может быть, и не притча. Однажды некий Анахарсис, ученик Сократа, спросил учителя своего; «Для чего ты дал мне посох?» «Для защиты», - ответил Сократ. «О какой защите ты говоришь, учитель?» «О той, в которой нуждались и боги – от поэтов»…
Не  думаю, что этой статье будет присвоен статус актуальной.  Актуальность  сегодня в другом: ЖКХ, экология, религия, политика, экономика, футбол-хоккей, кто где и как разбился, сгорел, утонул, убит… Не думаю, также, что тема поэтов и поэзии привлечёт  обширную массу читателей. Но это всё как раз и послужит ответом на вопрос, поставленный в заголовке… 
Обсуждение темы предлагаю начать с города Кстово, районного центра. Почему? По очень простой, но малоизвестной, причине:  Кстово – единственный в области, если не в России,  город, обладающий уникальным в своём роде Центром писателей Нижегородского края. Это – вполне  официальный статус, можете не сомневаться, что это провинциалы надумали себе такой титул, ничтоже сумняшеся. Центр имеет все, положенные случаю, документы с печатью и подписью директора департамента культуры.
А создан он по инициативе  Нижегородского отделения Союза писателей России.  Для чего? Да, скорее всего, для того, чтобы показать: вот,  мол, есть такой центр в глубинке и с ним, и в нём, ведётся интенсивная литературно-писательская работа. При этом  от центра  Нижнего Новгорода до административного  центра глубинки - города Кстово и расположенного буквально рядом с ним Центра писателей (кругом одни центры) нет и тридцати километров – полчаса езды на авто. Если в пробки не угодишь.
Третий пункт упомянутого выше Положения о Центре писателей Нижегородского края (от одного только названия некоторая почтительная оторопь берёт) гласит, что цель Центра: «Популяризация творчества писателей и поэтов Нижегородского края среди  широких слоёв населения». То есть, какие могут сомнения быть: и поэты, и писатели широким слоям населения не только нужны, но и жизненно необходимы. А другой пункт ставит целью Центра «воспитание духовности подрастающего поколения на основе лучших произведений писателей  Нижегородского края». Именно писателей – поэты тут доверия особого, надо полагать, не внушают. Впрочем, не будем придираться: слово писатель всоединяет в себя и поэтов – они тоже писаниной занимаются, и все вместе «содействуют… повышению культурно-эстетического уровня жителей Кстовского района», как утверждает пункт первый того же Положения.  Без населения никак не обойтись – нужны ему поэты! (И писатели тоже).  И поэтам население. Полная гармония. В словах.
Первое время писатели Нижегородского края, главным образом из самого Нижнего Новгорода, свой центр навещали довольно регулярно. Рассказывали о себе и своём творчестве, устраивали презентации своих книжек и книг. Потом регулярность стала делиться на всё более длительные  перерывы и перерывов этих появилось больше, чем регулярностей, и на сегодняшний день практически сошла на нет... Если не считать того, что какое-то время руководить местными творцами пытались три поэта-нижегородца: В.Жильцов, к сожалению ныне покойный, Б.Селезнёв и М. Кулакова. Но это говорит о том, что в той или иной степени, но со стороны писателей и поэтов   какой-никакой, а интерес к Центру имелся.  А что же со стороны прилагаемой: населения и подрастающего поколения?.. Результат нулевой.  Очень хотелось вставить традиционное «увы», но вставлять не стал – и без него изначально было ясно видно к чему всё придёт.
Подрастающее поколение приобщить к поэзии довольно просто и показательно: придумать встречу с поэтом или поэтами в учебный день и привести (чуть не написал пригнать) к намеченному часу в определённое место два-три класса средней школы или «гимназии». (Поставил это слово в кавычки потому, что ничего общего с прежними гимназиями современные не имеют). На время одного-двух уроков. Ребятишки с удовольствием придут – чем на уроках-то сидеть. Но, как правило, слушать большинству  из  них выступающих не интересно: шушукаются между собой, разговаривают, дремлют и, отсидев положенное, дружно уходят, даже если «мероприятие» ещё не окончилось. Осталось у них что-нибудь в памяти  или благородные мысли появились – не ведомо. Активистки из бывших учителей от имени  Центра писателей   в урочные часы  странствуют по школам, рассказывают ученикам о современных поэтах, читают их стихи – приобщают и воспитывают духовность на основе… Между тем, молодёжь, школу уже окончившая, не появляется на встречах с поэтами совсем нигде,  никак и никаким образом – приобщилась, видимо, и воспиталась духовно вполне достаточно – больше не лезет. Но ведь поэзия – не таблица умножения, раз и навсегда зазубренная, - она постоянно обновляется… Ну и что же?  Это дело поэзии – вольная творческая воля в замкнутом пространстве.
И на встречи с писателями,  поэтами,  и на тематические вечера  являются одни и те же – пишущие сами и  поклонники Пушкина-«пушкинисты», возрастом     едва не  достигающие самого великого Александра Сергеевича, «нашего всего», (разбавленные всё теми же пригнан… извините, приведёнными учениками…) И это прекрасно – зато душой поэтической молоды. Правда, хотелось бы видеть в Центре по-настоящему молодых, но – опять «увы».  Набирается около десятка пожилых энтузиастов, редко-редко до трёх. Иногда поэты читают свои стихи. Чаще слушают  лекции на те или иные темы, так или иначе с поэзией связанные или не связанные, но имеющие ту или иную поэтичность – с точки зрения докладчиков…
С некоторых пор  город Кстово начали называть «городом смеха». Посмеяться в самом городе есть над чем, но дело не в этом, а в том, что в Кстове уже четыре раза состоялся всероссийский фестиваль иронической поэзии и даже вышло четыре альманаха «Русский смех» ( не путать с немецким, австралийским, шведским, латиноамериканским и прочими смехами и – «от щекотки», по выражению Аркадия Райкина). Альманахи эти поступают даже в библиотеку московского Литературного института имени Горького – честь для районного центра с Центром. Но маленькая деталь: за год этим альманахом поинтересовался лишь 1 (один) читатель. В одной из сельских библиотек Кстовского «района смеха» - 2 (два)  человека. Стихи для альманаха отбирал преподаватель Литературного института, известный России поэт Геннадий Красников, не раз приезжавший в Центр писателей, презентовавший  там составленную им Антологию русской поэзии XX века. Сомневаться в его профессионализме и авторитете нет никаких оснований – стихи отобраны наилучшие. Но кто их читал и слушал? Опять в основном – сами пишущие.
Поэтов-иронистов уже на четвёртый фестиваль явилось почти вдвое меньше, чем на предыдущий третий. Слушали их учащиеся школ в самих школах – распределили по всему району. В той школе, где выступал автор сих строк вместе с четырьмя собратьями  по перу, в холодном актовом зале сидело сорок учеников не самых старших классов, половина из которых спустя некоторое время ушла  на урок… В тот же день состоялся гала-концерт в единственном, уцелевшем на весь город, дворце культуры. Большой зал был скорее полон, чем пуст, но такое радостное явление случается один раз в год… Со сцены выступило два десятка поэтов, по одному стиху читавших. (По более, чем один, – ни одного). Иронию свою выплеснули в слушателей  и четыре кстовчанина -  члена Союза писателей России, взращённых Центром писателей. (Было бы   уже шесть или семь, но на очередной семинар СПР не явился товарищ кворум). То есть, нельзя сказать, что народ местный обречён на произвол судьбы со стороны дилетантов.  Но и судьбу свою, как слушателей поэзии, в свободное от фестивалей время, вручать им не намерен.
Когда-то все городские празднества сопровождались чтением стихов с главной сцены города. Нечто подобное  попытались свершить в прошлом году, но не на объятой торжеством и украшенной флагами главной площади, а на окраине города с площадки  магазина…И поэты страстно выступили, воодушевив своим блистательным творчеством… абсолютно  пустое пространство, продуваемое романтическим ветром и окроплённое промозглым дождичком.
Кульминацией отношения к поэтам, даже землякам, можно считать сорвавшийся вечер, который члены «Русского литературного клуба» собирались посвятить  памяти поэтов-кстовчан XX  века – Центр писателей, в том числе и все члены Союза писателей России, в Кстове живущие,  встречу проигнорировали. Не пришли.
Вечер, пятый по счёту, не состоялся в так называемом «Литературном кафе». Четыре предыдущих  провести удалось. При массовом скоплении народа – мест в зале едва хватало на всех шестнадцать человек… Литкафе придумали в надежде привлечь молодёжь. Ошиблись – не привлеклось подрастающее поколение.  Кафе они посещают – ночные. После  23-х часов. Но поэзия там не в моде – подрастают и без неё – это же не пиво и не габсбургер...
Шанс быть услышанным в приличном обществе нижегородского масштаба для поэтов – Рождественские чтения. Созываются они, разумеется, один раз в год в Областной научной библиотеке им. Ленина. Выступающему даётся право прочесть один стих – желающих много – времени мало. Желающие и слушающие – единое целое – поэты… Вольных не пишущих слушателей  практически нет. И получается то же самое, как если бы музыкантов слушали только музыканты, фильмы смотрели только кинорежиссёры и актёры, художественные выставки – исключительно только художники… Газеты читателей стихами не балуют, телевидение предпочитает рекламу и мордобой…
Всё вышвырнутое  на эту статью воспринимать как жалобу не нужно.  Это  не жалоба, тем более вроде  хныканья ребёнка после ушиба об стул. И отшлёпывать тот стул не надо, и ребёночка утешать. Поэты не хнычут, стихи писать продолжают  в астрономических количествах и только иногда призадумываются: а нужны ли сегодня мы и наше творчество?