Разочарование в Высоцком

Владимир Мурашов
            
        И в саду стало вдруг
        Чище и свободее.
        Листья жгут, листья жгут
        Листья прошлогодние....

        (Песня из спектакля "Сталевары"
Колмановский - Матусовский - Кристалинская)

        Становится всё более очевидным, что военные песни Владимира Высоцкого во многом предвзяты и показывают войну с позиций невоевавшего поколения.
        На первый взгляд, песни хорошие. Динамичные, яркие, безукоризненные по форме и исполнению. Они хорошо передают идею борьбы и направленность на победу.
        Но особенно теперь, когда мы гораздо больше знаем о войне, возникают вопросы.
        Война показана только с одной, героической и патриотической стороны.
        Могло ли быть иначе?
        Идет война. Мальчик Володя ходит в кино, слушает радио и салюты.
        Иногда ему что-то рассказывают про бои. В основном, это военные приключения.
        Воевавшие предпочитают о войне не говорить, для них война - это страшная и кровавая работа, тяготы и лишения плюс рулетка жить - не жить.
        И о своих боевых подвигах воевавшие тоже не собираются говорить, они знают, что удача на войне - тоже дело счастливого совпадения обстоятельств. Чего никогда не поймет человек невоевавший.
        Про то, что самая главния удача на войне - остаться живым.
        Фронтовики много не рассказывают. Зачем грузить проблемами? Про бессилие перед немецкой авиацией, про плохое вооружение, про кровавые ненужные атаки или многое другое.         
        Невозможно рассказать о чувствах, когда получен приказ наступать и жизнь солдата висит на волоске.
        Невоевавший не поймет и не оценит простых вещей. Как велики и важны радости мирной жизни. И потом, опасно говорить всю правду. Могут прийти и арестовать.
        Да и нет фронтовиков поблизости. Домой приходят только инвалиды. Фронтовиков домой не отпускают, не дай бог, они развалят тыл своей горькой правдой. Все четыре года войны фронтовикам не давали отпусков. Немцам давали отпуска, а в Советской Армии - нет.
        А после войны "отец народов" наградил всех по-царски. Отменил празднование Дня Победы. Пускай фронтовики меньше собираются и меньше вспоминают.
        Володя Высоцкий конечно же слышал военные песни и мог к ним прислушаться. А пели на фронте о том, что очень хочется выжить, когда до смерти осталось четыре шага или ещё меньше.
        Такие песни были неинтересны в силу детского возраста.  В его воображении война получалась другой. Увлекательной и славной. Как в книгах и кино.
        Другой, современный Высоцкому поэт писал критично:

        В ней чужое железо плавится
        В ней и смерть отступить должна
        Если честно признаться, нравится
        Нам такая война.

        Когда-то человек мог открыто заявить с трибуны:
        - Пастернака не читал, но осуждаю.
        Это считалось нормальным заявлением уважаемого человека. Такой чел. делал заявление и под аплодименты сходил с трибуны. И его замечания размещали в печати.
        Потом всё стало на свои места и на такого сорта людей стали показывать пальцем. Их как минимум не воспринимали всерьёз.
        Однако невоевавший бард Высоцкий душевно продолжал рассказывать о боях в которых не участвовал и его бодрые песни слушала вся страна. Потому, что талантливо.
        Мы стали гораздо умнее Высоцкого. И теперь, спустя 60 лет, много знаем про Ржев, Невский пятачек, Харьков и несчастные крымские десанты.
        Нам стали известны настоящие братские могилы. Не мифические, из гранита, куда якобы приходит суровый ветеран, а разбросанные по болотам кости защитников Родины, которые и собирать-то начали шестьдесят лет спустя. Про скромные памятники с отпавшей штукатуркой, забытые всеми и поросшие бурьяном.
        Перестали быть секретными сведения про заградотряды из своих или ведомственные, стоявшие позади штрафных подразделений. Про то, что оружие и боеприпасы штрафникам выдавали перед боем, а после боя забирали обратно. И правильно делали. Штрафники грабили пленных и были готовы первыми дезертировать.

        В своё время эти песни Высоцкого мне, как и всем моим сверстникам, очень нравились и мы их с удовольствием распевали. Мы тоже принадлежали к невоевавшему поколению.
        Было только непонятно, почему его "военные" песни так не нравятся поколению воевавших. Почему фронтовики несогласны с его рычащим боевым пафосом.
        Я с этим сталкивался не раз. Это было молчаливое несогласие. Фронтовики даже не пытались объяснить, что в смертельной опасности возникают совсем другие чувства. Любовь  к Родине есть, но это чувство уходит в дальние уголки сознания.
        И вообще, о любви к Родине никогда не надо кричать громко. Это же элементарно.
        А чувство ненависти к врагу куда-то уходит и появляется нечто другое. Уважение к нему, как к опытному игроку и стойкому воину. Да и пленных приходится жалеть.

        Но фронтовиков было мало уже тогда, а молодежь, наоборот, песни барда полностью одобряла. Ведь приятно лихо защищать Родину. Это легко и просто.
        Такое уже было в 30-х. Поколение невоевавших распевало песни про войну гражданскую: "Орленок", "Уходили комсомольцы" "Вдруг вдали у реки".
       
        Если верить Высоцкому, спортсмены - сплошные лентяи и пьяницы. Оказывается, таков "Большой спорт" с его высокими результатами и соперниками -иностранцами.
        Но зачем же выдумывать? Спортсмены высокого класса не могут быть пьяницы. Потому что высокие результаты достигаются через труд и режим. Иначе не будет высоких результатов. Спортсмены сознательно лишают себя удовольствий и лучшая часть жизни их похожа на добровольную каторгу. Причем тут лень и пьянка? Налицо преданность спорту.
        Серьёзные спортсмены даже в толпе не выделяется. Удивить толпу своими мышцами - дело лишнее и ненужное. Правда есть качки и провинциалы, но они не в счет.
        Обладатели высоких достижений выделяются по другой причине - выражением собранности и надежности. Эти качества ценились во все времена.
        Без собранности в спорте нельзя. Надо это свойство развивать и поддерживать. Потому что идет игра, в которой нельзя проиграть. Игра со многими обстоятельствами, в которой бывает так, что обстоятельства ломают судьбу:
        - гимнаст срывается с перекладины, вылетает за маты на пол и лежит неподвижно;
        - штангист теряет сознание от перегрузки (мышцы выдерживают, а нервная система - нет);
        - а велосипедисты с их множественными переломами?
        - а недоедание, недопивание, сгонки веса?
        И всё это ради победы над живым соперником, которого нужно победить пускай не теперь, так хотя бы в перспективе.
        Ведь знал про это Высоцкий!
        Но зачем он создал целую "спортивную" серию песен на потеху публике, и талантливо рассказал о спившихся лентяях?