Эстетология. Изящное и механическое искусства

Пророчества Святого Духа
Знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши,
и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и
вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала
также мужу своему, и он ел.
Бытие

Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в
Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который
привлекал бы нас к Нему.
Книга пророка Исаии

Изящное искусство - высокохудожественные произведения, поднимающие
вопрос вечных тем. Понятие «изящное» может быть обманчиво для
современного человека, но мы оставим этот термин в том смысле, что
подобное искусство подходит тонко и серьёзно к рассматриваемым вещам.
Жизнь, смерть, духовное бессмертие, понятия прекрасного и безобразного,
очищение-катарсис в сопереживании и борьбе за истинную красоту - вот
основные догматы изящного искусства. По-сути, для современности можно
ввести термин «духовное изящное искусство», хотя я понимаю, что и слово
«духовность» тоже потеряло свой смысл.

Рассмотрим основы понимания и тенденции. Всё зависит от субъективного
восприятия социума, состоящего из людей с определённым воспитанием и
целями. Всё базируется на этом. Что из себя представляет современное
общество? Во все времена -
с глубокой древности основная задача человеческого общества -
выживание. Вся деятельность человека нацелена на ремёсла, способствующие
этому. По-сути, общество людей в этом не отличается от мира животных.
Почти все животные воспитывают своё потомство игрой. В этих играх
тренируются навыки ловкости в охоте, в умении скрываться от врагов,
устраивать себе гнёзда, норы, искусство прятать пищу на зиму. В социуме
людей происходит также. У животных присутствует какая-то доля «чувства
прекрасного», им свойственно понимание искусства весёлой игры,
сострадания сородичам и даже другим животным... Но чем изящное духовное
искусство души человека отличается от ремёсел общества? Безусловно,
необходимые для земной жизни ремёсла стремятся иметь эстетическую
составляющую, но чаще это направлено на продажу - на приобретение
прибыли, популярности, некоего художественного удовлетворения, но,
по-сути, деградирующее стяжательство. Всё это достаточно искусно
завуалировано, поэтому художественные произведения, порождённые в цехах
ремесленников-мастеровых могут выдаваться за изящные искусства. Но их
отличает и выдаёт подход. Чаще всего подобное искусство имеет внешнюю
приятность, потому что они считают это изящным искусством. Изящность в
их понимании - это приятность. Соответственно нивелируется
духовно-философский подход к вечным темам. Как в апокалипсисе апостола
Иоанна написано к Лаодикийской экклезии: «ты не холоден и не горяч...»
Зло, трагедия, смерть рассматривается подобным искусством поверхностно.
Для этого чаще используется минимальное количество диссонирующих красок в
музыке и живописи. Почему? Потому что в их понимании это неизящно! И
когда они слышат симфонию Бетховена, они говорят: «это огнедышащий
извивающийся дракон, мы не хотим такое слушать!» Так говорили
современники композитора. Когда подобные слышат фортепианный концерт
Шнитке, они думают: «ну, обезьяна за роялем!» Проблема понимания
высокохудожественных произведений - это не проблема одного человека, это
проблема всего социума. Почему так происходит?

Они не понимают целей настоящего искусства. Они не понимают почему
художник, композитор, поэт использовал столь неприятные образы для их
глаз или слуха.

В жизни механистического искусства, как теоретически названо искусство
ремесленников, всё усреднено. Это действительно мир, в котором нет ни
холода, ни огня, как записано в апокалипсисе апостола Иоанна. Сегодня
почти все виды искусства поражены тёплым тлением своей неглубокой
(усреднённой) эстетологии. Рассматриваемые ими темы больше приближают к
царству животных, чем к духовному пакибытию, для которого сотворён
человек. Ностальгия, сентиментальность, поиск партнёра, весенние песни
брачного периода, умиротворение в бытовом понимании, удовлетворение в
достигнутом... В этом нет ничего плохого, когда подобное ремесло не
претендует на звание изящного искусства. Многие скажут: «мы не
претендуем». Но повальное обилие подобных искусств возводит их в ранг
единственного (в понимании социума)... Но оставим анатомирование
подобного, лучше затронем вопрос искусства, которое соответствует
катарсису и духовному призванию человека. Было бы неправильно, что
только академическое направление является духовным, хотя изначально -
это его эмпирическое предназначение. Но опять же слово изящное или
изысканное сыграло злую шутку - академическое искусство погрузилось в
методологию и, соответственно, само в себя. В поэзии - поиск новых рифм,
ритмики форм изложения. Но если убрать всю эту механику, конструкцию,
больше возникает вопросов, нежели ответов в вечных темах. Современное же
академическое искусство даже не ставит вопросов, как дитя современной
философии считая, что ответов не существует. И остаётся только
формотворчество. Но так как вечного двигателя (внешнего источника жизни)
и бога-из-машины не существует, то итогом становится не слияние цветов в
белый свет катарсиса, а сплошной чёрный цвет. Поэтому в доминанте
современного академического искусства находится так называемый авангард,
часто с бесцельным и бессмысленным обострением ультрадиссонирующей
техники искусства. Вопрос этот настолько сложный, что чтобы его понять,
нужно проследить развитие аналитической мысли в контексте многообразия
проявления творчества.

По-сути изящное и механическое искусства это антагония древа смерти [оно приятно для глаз]
и жизни [росток из сухой земли].

Реакция «плодов» первого на проявление второго - когнитивный диссонанс:

        из-за логического несоответствия; «по причине культурных обычаев»;

        в том случае, если индивидуальное мнение входит в состав более широкого мнения;

        из-за несоответствия прошлого опыта c настоящей ситуацией.

[Когнитивный диссонанс. Материал из Википедии — свободной энциклопедии]