Меланхолия Ларса фон Триера

Лариса Баграмова
Меланхолия, режиссер Ларс фон Триер, 2011, Германия, Дания, Швеция, Франция       

        Идея фильма «Меланхолия» Ларса фон Триера ассоциируется у меня со словами Николая Островского: «Жизнь дается только раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
        Тому, кто жил, не страшно умирать. Тому, кто мертв уже при жизни, бесконечно больно расставаться с ее иллюзией.
        Первая часть фильма – об абсурдности существования, о нагромождении нелепых рамок и бессмысленных правил, которыми люди пытаются обозначить свое присутствие, чтобы придать хоть какие-то смыслы собственной никчемности. Нарочитая искусственность, шаблонность традиций, поступков, взглядов кажется тем более дикой, что она проявляется на фоне циничной эгоистичности и бездушности отношений.
        Но быть как все – это не быть вовсе.
        И вторая часть фильма – о возможности и даже удовольствии жить тогда и так, когда и как жить кажется уже невозможным. Потому что только зная о неизбежности смерти, возможно жить по-настоящему. В то время как попытки закрыть глаза на ее приближение ведут лишь к продолжению нелепого спектакля присутствия. Только тот, кто способен глядеть на мир без защитных очков иллюзий, готов принять все как есть и спокойно смотрит в лицо гибели.
        Джастин не боится умирать, потому что для нее жизнь среди мертвецов ничем не отличается от смерти. Клер так сильно хочет жить по той причине, что она и не жила вовсе.