Главная примета

Ольга Соловьева Рахманова
– Я не успею за ним заехать, – сказал Алеша. – Пусть он приедет сам. Я буду ждать его на остановке.
– Да ты что, Алеша! – всполошилась мама. – Как же он приедет?!
– Обычно приедет. Как все. Дождется троллейбус, сядет и приедет.
– Ты что, Алеша! – совсем разволновалась мама. – Он же никогда один не ездил! Он потеряется! Заблудится! Он выйдет не на той остановке…Он, в конце концов, может сесть не на тот троллейбус!
Алеша рассердился.
– Мама! Что ты говоришь! Он же не маленький. Доедет.
– Ох, Алеша, я думаю, надо спросить у самого Ромы. Как он думает, сможет он добраться или нет? А, может, он не хочет ехать? – с надеждой в голосе сказала мама.
– Хочет, хочет, – нетерпеливо оборвал ее Алеша. – Я его уже спросил. Так что пусть едет. Я его буду ждать. Все, я пошел.
Мама позвала Рому. Она взяла его за руку, грустно посмотрела на него и спросила:
– Рома, скажи мне, ответь мне очень честно: ты правда хочешь поехать?
– Да! Конечно! Очень хочу! – не задумываясь, ответил Рома.
Как мама не понимает, что дело совсем не в поездке. Поездка – это не главное. Главное то, что Рома накопил денег на футболку, и теперь необходимо срочно ее купить. Иначе от денег ничего не останется. Алеша знает, где продаются такие футболки, какую хочет Рома. Он согласился помочь Роме. Значит, надо не упустить момент, надо ехать во что бы то ни стало!
Мама покачала головой.
– Ромочка! И тебя не пугает, что ты поедешь один?
– Нет! – смело ответил Рома. – Я смогу доехать, не волнуйся.
– Ты уверен, Рома, что не перепутаешь номера троллейбусов? Не заблудишься?
– Я что, маленький, по-твоему?! – возмутился Рома.
– Ты не маленький, – печально ответила мама, – но ты никогда не ездил один. Никогда…
Мама замолчала и задумалась. Конечно, когда-нибудь надо начинать все в первый раз. Что ж, пусть едет.
…Мама несколько раз подробно описала весь маршрут, по которому должен проследовать Рома, чтобы достичь остановки, где его будет ждать старший брат. Ничего сложного: сначала один троллейбус, потом другой троллейбус, потом остановка, где ждет Алеша. Вот и все дела!
– Запомни, Рома, – сказала мама, – Алеша будет ждать тебя на остановке за мостом. Значит, ты должен внимательно следить, когда троллейбус проедет по мосту. Мост – это твоя главная примета. Не забудь! Сначала мост – потом остановка.
– Ага, – кивнул Рома. – Я понял. Мост – остановка. Я выхожу. Все просто. Я запомнил, не волнуйся.
Мама помолчала немного, подумала.
– Рома! Не потеряй деньги на проезд! Положи их так, чтобы никто не смог их у тебя вытащить.
– Ой, Рома, – испуганно сказала Лиза. – У тебя деньги украдут! Что тогда ты будешь делать?!
– Нет, – успокоил ее Рома. – Не украдут. Я их в надежное место положу.
– И не потеряй троллейбусный билетик, – добавила мама. – Сохрани его до конца проезда.
– А что будет с Ромой, если билетик потеряется? – заволновалась Лиза.
– Его высадят из троллейбуса.
– Ой, Рома! – дрожащим голосом пробормотала Лиза.
Мама напряженно думала. Она боялась забыть что-нибудь важное.
– Да, Рома! – встрепенулась мама. – Остерегайся плохих мальчишек. Они могут тебя обидеть!
– Ой, Рома! – снова заволновалась Лиза. – Что они с тобой сделают? Что?!
– Они могут снять с него куртку, – спокойно объяснила Женя. – И кроссовки. И Рома пойдет домой раздетый и босиком.
Все замолчали, но ненадолго. Вдруг Женя вскочила и дернула маму за руку.
– А ты напомнила ему про чужие машины?!
– Нет! Совсем забыла! – мама даже покраснела от волнения. – Ромочка! Не садись в чужие машины! Даже близко к ним не подходи!
– Иначе тебя могут похитить, – добавила Женя.
– Ой, Рома, – испугалась Лиза. – Тебя ведь могут убить!
– Или выкуп потребуют за тебя, – добавила Женя. – А где мы деньги возьмем?!
– И еще, Рома, – перебила их мама, – переходи дорогу только в положенном месте. Там, где есть светофор.
– Иначе тебя заберут в милицию или ты попадешь под машину, – добавила Женя.
У Лизы глаза совсем округлились, в них заблестели слезы. Она прижала руки к щекам и дрожащим голосом сказала:
– Я бы не поехала никуда на Ромином месте! Слишком уж страшно.
Мама растерянно посмотрела на Лизу, потом на Рому.
– Ромочка, может, лучше тебе сегодня не ездить? Подождать, когда тебя кто-нибудь проводит? – сказала она. – Как плохо, что я не могу тебя проводить!
Игорь похлопал Рому по спине и успокоил его:
– Не бойся! Ничего страшного! Если потеряешься, если вдруг заблудишься, смотри на троллейбусные провода. По ним ты рано или поздно доберешься до дома.
Мама заставила Рому еще и еще раз повторить весь маршрут. Наконец сборы закончились, сестренки поцеловали Рому, и он отправился в путь.
…Рома ехал в троллейбусе и внимательно смотрел в окно. Ничего страшного с ним не происходило, все было просто замечательно. Рома совсем успокоился и развеселился. Наконец он увидел мост. А вот и остановка. Рома выскочил их троллейбуса и огляделся по сторонам.
…Алеша уже больше часа ждал Рому. Троллейбусы шли один за другим, а Ромы все не было и не было. Алеша начал беспокоиться. В конце концов, он решил позвонить домой. Ответила мама.
– Рома передумал ехать? Или ты его не пустила? – спросил Алеша.
У мамы изменился голос. Она с трудом произнесла:
– Как?! А разве?!..Где же он?!..Алеша! Рома потерялся! Он давно уже уехал. Что же делать?! Где он?!
– Я поищу его, – коротко ответил Алеша и положил трубку.
– Где же ты его поищешь?.. – со слезами прошептала мама и тоже положила трубку.
…Когда Рома вышел и огляделся, он увидел, что Алеши нет. Рома решил подождать. Сначала он ждал спокойно, но постепенно тревога начала закрадываться в его душу. Место, где он находился, показалось ему совершенно незнакомым. А ведь однажды он был с Алешей в этих местах. Они ездили к Алешиному другу, который живет совсем рядом с остановкой. Рома немного помнил, в каком доме тот живет. Он постарался представить, как они с Алешей шли от остановки до маленького деревянного домика. Представил, вспомнил, огляделся. Никаких домиков вокруг не было, ни маленьких, ни больших. Рома растерялся, но ненадолго. Значит, они шли в другую сторону. Но там тоже не оказалось никаких домов. А может, мама ошиблась, и надо было выходить, не доезжая моста?
Рома решил отправиться на поиски Алеши. Не стоять же ему до старости на остановке! Он шел, шел и все дальше уходил от моста. И вот наступил момент, когда Рома понял, что заблудился. Найти Алешу он уже не надеялся. Оставалось только одно: возвращаться домой. Уставший, опечаленный Рома добрался до ближайшей остановки, сел в троллейбус и с тоской уставился в окно.
…Тем временем Алеша искал своего младшего брата. «Где же он может быть, этот коряга?» – с беспокойством думал Алеша. Проходил троллейбус за троллейбусом, но Ромы не было. На улицах, во дворах – нигде его не было. Алеша решил позвонить домой еще раз. А вдруг Рома уже вернулся.
…Мама ждала. Она смотрела то на телефон, то на часы. И телефон, и часы были одного цвета – ярко-красного. И это действовало маме на нервы.
Телефон молчал. Часы громко тикали, но стрелки передвигались так медленно, что маме казалось, часы стоят.
– Мама! – нарушила тягостное молчание Лиза. – Где же Рома?
– Не знаю, – тихо ответила мама.
– С ним ничего не случилось?
– Не знаю…Он должен был уже вернуться. Раз он не встретился с Алешей, он должен был поехать домой…А где он? Куда же он подевался, наш Рома?..
Лиза заплакала. Женя посмотрела на нее, на маму и тоже заплакала. Мама посмотрела на Женю, потом на Лизу, потом на телефон, потом на часы – и тоже заплакала.
…Рома спокойно смотрел в окно. Вдруг он обнаружил, что едет совсем не домой. Места были незнакомые. Рома с ужасом подумал о том, что заблудился еще больше. Он погрузился в горестные думы. Что же ему теперь делать? Пока он думал, троллейбус увозил его все дальше от дома.
…Мама не находила себе места. Она ругала себя за то, что отпустила Рому одного. Она ругала Алешу за то, что ему пришла в голову такая глупая мысль – встретиться с Ромой на остановке. Она ругала Рому, который потерялся неизвестно где.
Время шло. Наступил момент, когда мама не могла больше никого ругать. Она пришла в полное отчаяние. «Надо подумать о чем-нибудь хорошем», – решила она. Но в голову приходили только плохие, просто ужасные мысли.
…Рома вышел из троллейбуса и поднял голову. Он долго смотрел на провода, ровной линией тянущиеся от столба к столбу. Несколько минут Рома раздумывал и, наконец, решил последовать совету Игоря. Рано или поздно провода выведут его куда-нибудь. Рома надеялся, что это будет рано, а не поздно, и что приведут они его домой.
…Алеша позвонил. Трубку снова сняла мама. По ее голосу было слышно, что Рома не появился.
– Где же он?.. – тоскливо повторяла мама. – С ним что-то случилось! Надо его искать! Алеша, надо что-то делать!
Не успел Алеша ничего ответить, как мамин голос резко изменился. Громко и радостно она закричала:
– Он идет! Он вернулся! Игорь увидел его с балкона! Подожди, Алеша, сейчас он зайдет. Он живой! Он поднимается по лестнице!
Алеша страшно разозлился. Конечно, он был рад, что братец нашелся, но…Потерять столько времени! Алеша решил не ждать, когда Рома поднимется и зайдет. Лучше он поговорит с братцем позже, когда немного успокоится. Просто и спокойно, слишком прости и слишком спокойно, он сказал маме:
– Передай этому корявому путешественнику, что я приеду вечером. И тогда я с ним поговорю.
Последние слова прозвучали как-то зловеще…
…Когда Рома зашел домой, все кинулись его обнимать. Все радовались, что он вернулся, что с ним ничего не случилось.
– Ромочка, – спросила мама, когда все немного успокоились, – расскажи нам подробно, где ты был, как ты потерялся? Ты ведь заблудился, да? Почему, Рома, что с тобой случилось?
Вопросы эти Рому не обрадовали. Он очень расстроился, опустил голову и даже хотел заплакать. Конечно, он знал, что ему придется все рассказать, но он надеялся, что это будет потом, когда-нибудь.
Мама ждала. Рома понял, что уйти от ответа не получится.
– Я не знаю, мама, как все получилось, – честно признался Рома. – Я увидел главную примету – мост. Троллейбус проехал по мосту и остановился. Я вышел. Алеши там не было. Я пошел его искать…
– Подожди, Рома! – вдруг закричала мама и замахала руками. – Подожди! Главная примета! Вот в чем дело! Это был мост через протоку, а мост через реку – дальше. Вот в чем дело! Ты не доехал до главной приметы! Это был не мост! Вернее, мост, но не тот. Я совсем забыла про второй мост, про мост через протоку. Совсем забыла!
Мама смеялась. Смеялась так весело и заразительно, что все тоже начали смеяться. Все, кроме Ромы. Ему стало обидно до слез. Во-первых, он так и не купил себе футболку. Во-вторых, вечером приедет Алеша, который искал Рому больше двух часов. В-третьих, Рома устал, проголодался и здорово перенервничал. А еще обидней то, что главная примета оказалась совсем не приметой. Обидно, что мама забыла об этом дурацком втором мосте, а теперь смеется громче всех. Самое обидное, что смеется не только она, все смеются над глупым Ромой.
Мама посмотрела на Рому и увидела, что он готов заплакать. Ей стало стыдно за свой смех. Она притянула Рому к себе, обняла и сказала:
– Не огорчайся, Рома! Это я виновата, что главная примета оказалась не приметой. Забудь о плохом. Лучше думай о том, как здорово ты сумел найти дорогу домой. И сколько новых мест ты повидал! Главное – не примета, главное – это то, что ты все-таки добрался до дома. Я горжусь тобой! Ты прекрасно справился со всеми опасностями и трудностями, которые подстерегали тебя в пути. И вот ты дома. И мы все счастливы!