Книги Иона Буги и мои тоже

Валериан Чобану
"Снова мы вынуждены констатировать, что оккупанты чувствуют себя на нашей земле, как у себя дома. Смешные персонажи представляют себе, что еще живут  в СССР (хотя давно такой страны нет, но находятся еще многие, которые пытаются  втиснуть историю нашего народа в недавние рамки”, утверждают  историки - Ион Негрей, Анатол Петренку, Ион БУГА, Ион Варта, Михай Ташкэ, Ион Шишкану, Петру Чобану, Анатол Караман, Василе Йову, Петре Нямцу, Мария Мокану и другие.
И среди них нету историка Иона Буга, недавно представивший свою, можно сказать,  итоговую книгу своей жизни в Библиотеке им. Б. П. Хашдеу.  О нем и о его книге хочу поделиться мнением со своими, пусть не многочисленными, но все же, читателями моей странице, ибо, только тут я могу себе позволить написать столько, сколько хочу и как хочу.

В газетах которые, хоть и называют себя "свободными" я встречаю определенные ограничения.
И так, книга Иона Буги, правильно фамилию все же не склонять, а написать БУГА.
Эта книга, как и многие другие, на румынском языке и она называется: "Basarabia romana la cumpana de milenii", то есть:  "Румынская Басарабия на перепутье столетий и тысячилетий". Имеется ввиду промежуток между двумя м ировыми войнами - 1918 -  1941 годы.
О ней ничего не написанно на русском, а на румынском уже появились отзывы. И мне придется быть тут вроде пионером. А это, как известно, не всегда легко. О нем,(авторе) мало информации. Лишь то, что он был депутатом... Republic of Moldova (16/02/1935 - ) Deput; - Chr. Dem. Popular Front -   Deputy Parlamentul Republicii Moldova. И это как видите не на русском а на румынском.
Также он был депутатом в течение пару лет с момента провозглашения независимости. В 1990 году является председателем одной партии - presedinte al Partidului National Roman, dupа 2000. (С 1990 года председатель Национальной Партии, одной партии из многочисленных, отмечу я).
Este un conducator al Forumului Democrat al Romanilor din Republica Moldova. Является одним из лидеров...
Понятно что, написать о таком авторе, не легко и не просто. Но я, все таки пишу... Хоть пару своих соображений, если не возражаете!

Он на протяжение многих лет был близким соратником покойного Георгия Гимпу, был в хороших отношениях с поэтом Григоре Виеру. С ним же я познакомился  лишь пару десятков лет, если не  более 12-13 лет назад. Я тогда оказался желающим журналистом написать о том, что было там в городе Флорешть.  Но и это,  было вроде так давно.
Потом,  в 2007-2008 годы, историк Ион Буга спас одну из моих книг (монография) о селе Петрень, (Satul Petreni, file de istorie), ибо с местным автором я вошел в тупик а разобраться в исторических деталях, в архивных и так далее, я не мог, но Ион Буга, любезно согласился не просто поделиться со мной, а  самому излагать одну  главу книги и я, как мудрый человек, согласился. Согласился и мудрый примар села Петрень. И книга об этом селе вышла!
А та, о которой хочу поделиться мнением, является авторской, вернее, антологией, или как бы, итог всей его научной деятельности за последние десятилетия. Включена в ней и глава о селе Петрень и о культуре Кукутень-Триполие и  его давняя статья взбудораживавшая советские научные среды. Но, об этом чуть позже или по особому поводу.
Сегодня же отмечаю то, что вышедшая книга была принята читателями на Ура! Какими читателями? Да теми, кому было интересно. Среди них был и Народный Артист Российсой Федерации - Ион Унгуряну, награжденный президентом России, Владимиром Путиным к своему 70 летию, и Анатол Петренку, историк и ныне депутат от партии либералов и другие.

Однако, не об этом собирался писать, а о книге. Но так, как невозможно писать о ней без мнений более именитых читателей, я чувствую что, тоже рискую зайти в тупик. Зайти не просто. Но выйти!
Год 1988. В СССР идет в полный ход перестройка Горбачева. И в Молдове она приобретает ощутимый ход. В одной из газет для учителей того времени появляется  статья Иона Буги. "Одна родная речь один и тот же алфавит", в переводе (в моём переводе).
Год 1989.  Статья о родной земле. Из которой выделяю: "Под национальной территорией следует понимать территорию, на которой исторически проживает определенная нация или народ и которая является неободимым условием их национального и государственного самоопределения". Статья была опубликована в августе в самой популярной газете того времени...
Год 1900. Почему народ любит триколор? Некоторые мнения о кандидате Ионе Буга. В этот период историк становится депутатом первого постсоветского Парламента Молдовы.
А завершается книга фотоалбомом и автографами писателей и поэтов, сотней фотографий свидетельствующие о жизни автора на перпутье времен то есть столетий с 1988 года по 2010 год. Что еще добавить?
А то, что книга изданная в хорших типографских условиях, имеет 656 страниц, аргументирована рядом важнейших документов и проливает свет на  многие актуальные вопросы истории, культуры, национальной политики и региональной. Автор подарил свою книгу многим центральным библиотекам а также Библиотеки Конгреса США, самой большой библиотеки мира на сегодняшний день.
Любой человек может не обязательно знать все о математике, но историю
при чем, настоящую историю своей страны обязан знать...
На днях, декабрь 2015 год почетному гражданину села Хэснэшений Марь, профессору Иону Буга исполнились 80 лет. О нем мне предстоит еще много написать.

А одна моя же книга, не историческая, а художественная с элементами фантастики, смешанные с реализмом, но всё крутиться вокруг Правды, исторической правды о самом сокровенном и современном.
Именуется она "Молнии в туннеле" Почему в туннеле? Можно объяснить. Но тогда не будет интересно. Зачем спешить. Всё в своё вреимя. И кровать с лепестками роз и туннель. И чяшечка кофе. И чайник. И другие мои книги, например: " Последний инопланетянин", издательство "Лабиринт", 2014 года или "Потоп среди белого дня" (2005), "Имена и люди", (2008).
Можно добавить и вышедшую в этом 2018 году - романа В заповедник смерти, Бухарест. Издательство CORESI
 Но, о романе "В заповедник смерти" будет отдельная статья. И пусть эта статья будет - не моя а другого автора.