Африканская жара эсминца Настойчивый

Дмитриев Юрий Владимирович
15 лет назад (с 17 февраля по 30 апреля 1997 года) состоялся поход эсминца "Настойчивый" и танкера "Лена" в Объединенные Арабские Эмираты и Южную Африканскую Республику. Корабль Балтийского флота впервые в его современной истории прошел вокруг Африки, преодолев путь в 20 000 миль.

1. В поход

                "Лишь только небо засветилось",
                Волна с волной соединилась,
                Скрутило спазмами живот,
                Мы дружно двинулись в поход.               
                (М.Сорин «Одиссея»)

СПРАВКА «СБ». Маршрут перехода 17 февраля 1997 г.: Балтийск – Проливная зона – Северное море – пролив Па-де-Кале – пролив Ла-Манш – Бискайский залив – Атлантический океан – пролив Гибралтар – Средиземное море – Суэцкий канал – Красное море – Баб-эль-Мандебский пролив – Аденский залив – Аравийское море – Оманский залив – Ормузский пролив – Персидский залив – порт Абу-Даби (ОАЭ) – Индийский океан – Мадагаскарский пролив – порт Саймонстаун(ЮАР)- порт Кейптаун(ЮАР) – Атлантический океан – Бискайский залив – пролив Ла-Манш – пролив Па-де-Кале – Северное море – Проливная зона – Балтийское море – Балтийск (30.04.1997 г.).


Из походного дневника вице-адмирала В.Н. Апановича. 16 февраля 1997 года корабль вышел на рейд порта Балтийск под руководством командующего БФ адмирала В.Г.Егорова с офицерами штаба флота для контрольной проверки по задаче К-2.

      Командующий Балтийским флотом (1991-2001 гг.) адмирал Владимир Егоров:
      - В 1996 году началась подготовка  к  дальнему походу эсминца «Настойчивый» в ЮАР. Это стало значимым событием, потому что поход был посвящен 75-летнему юбилею ВМС ЮАР. Мы знали, что этот поход должен быть особенно тщательно подготовлен, потому что ни разу корабли Балтийского флота не выполняли задачи сразу в двух океанах – Индийском и Атлантическом, с заходом в Абу-Даби (ОАЭ) для того, чтобы представить корабль на Международной выставке вооружения и техники. Конечно, требовалось выполнить объем обычной подготовки корабля  к походу, и плюс в ходе плавания и на период  представления его на выставке сохранить товарный вид. Нам нужно было создать хороший походный штаб, так как очень часто в море приходится решать не только стоящие перед кораблем задачи, но и вопросы по технической части. В дальних походах не может быть все гладко. А длительность этого была 72 суток! Поэтому основной упор был сделан на подбор офицеров походного штаба. Я не сомневался, что руководителем похода будет Василий Никонорович Апанович.
         Была новизна момента. Впервые корабль Балтийского флота после значительного перерыва должен был совершить проход через Суэцкий канал. Казалось бы, это простое дело. Но там есть много особенностей. Их надо знать, чтобы пройти канал без каких-либо последствий для авторитета корабля и всей страны.
        …В Абу-Даби пришлось принимать множество гостей. Прежде всего, представителей Китая. Так как мы предполагали, что китайцы используют возможность оценки состояния корабля: как он преодолел воды Балтийского моря, Атлантического океана, Средиземного моря, Персидского залива. Изучат все параметры. Для них важно было понимать, как корабль будет себя вести в северных и в южных широтах, в совершенно разных климатических условиях. Ведь потом после выставки в Абу-Даби они купили у России три эсминца.
         Когда начался поход, два раза в сутки мы общались с Василием Никонорычем о том, как  он проходит. Я был абсолютно уверен в человеке, так как знал, что, случись что, он сделает все то же, чтобы сделал бы и я. Были такие ситуации, когда надо было действовать по обстановке.
        Например, в ЮАР были найдены могилы русских моряков, погибших в дальнем походе русского фрегата «Дмитрий Донской» в 1865 году. И тогда было принято решение эти могилы обустроить, провести там церемонию отдания почестей. Это, я считаю, благородный шаг. Были и не очень радостные моменты, например, связанные с гибелью капитана танкера «Лена» Юрия Пастернака. И, тем не менее, этот поход был важным и одним из самых значимых за последние годы.
***
- Этот поход готовился не так тщательно, как хотелось бы, но, учитывая, что корабль был новый, проблем больших не возникло. Корабль был проверен . В октябре 1996 года ЭМ «Настойчивый» участвовал в визите  в Шербур(Франция) в связи со 100-летием визита императора Николая II во Францию, - говорит командир отряда кораблей в походе в ЮАР в 1997 году, бывший в то время командиром дивизии надводных кораблей контр-адмирал Василий Апанович.  - В 2012 году эсминцу исполнилось 19 лет.  А тогда, в 1997 году ему было всего лишь 4 года. Вооружение и техника – новая.
 Всего на корабле было 436 человек, но один моряк сломал руку и мы его оправили домой. Это было в Средиземном море во время заправки. Сигнальщик матрос Панков сорвался с вертикального трапа. Сломал руку в двух местах. Командиром группы медиков подполковником Михаилом Сориным было рекомендовано отправить его в Балтийск. Хотя он очень хотел остаться. Даже заплакал. Я сказал ему, что он - настоящий моряк. Снял со своей тужурки знак «За дальний поход», и вручил ему в торжественной обстановке.

2. Цейтнот в Северном море


                Ах ты Северное море,
                Хитромудрая волна
                И на радость, и на горе
                Выдает нам все сполна.
                Разозлить тебя непросто,
                Но когда раскручен вал,
                Так протряхивает кости,
                Что считаешь каждый балл.
                А желудок, вот зараза,
                Так и рвется на простор,
                Все расскажет  унитазу,
                Вот Иуда, вот позор.
               
                (М. Сорин, «Одиссея»)


Из походного дневника В.Н. Апановича. 20 февраля в Северном море попали в сильный шторм (в результате шторма сломан гюйс-шток, сорван спасательный плот, сорвана горловина вентиляции цистерны на верхней палубе). 22 февраля прошли Бискайский залив относительно спокойно. 23 февраля поздравили экипаж с днем Защитника Отечества и начали первое пополнение запасов от ТН "Лена" в Атлантическом океане. 1-я заправка длилась почти сутки (из-за слабой подготовки экипажа).
- В Северном море нас сильно потрепало. Волной сорвало спасательный плотик,  он раскрылся и упал в море. Но потом его же волной забросило назад на палубу. Это было какое-то чудо... Ветер до 20 метров в секунду бил в лоб. Началась болтанка 5-6 баллов. Для  молодых матросов это было большое испытание. Вахту несли наиболее подготовленные, - продолжает В. Апанович. - Проблем с обеспечением водой не было. Продукты тоже были в наличии. Правда, был один случай, когда на эсминце закончилось мясо. А основные запасы были на танкере. А на море – сильная волна. Пришлось поднимать в небо вертолет, тот опускал на корму танкера сетку. Загружали курей, муку, другое продовольствие и Ка-27ПС переносил все это по воздуху. 

Из походного дневника В.Н. Апановича. 24 февраля начали проход пролива Гибралтар,  на 9-е сутки похода вошли в Средиземное море. 25 февраля впервые вертолет ВВС БФ Ка-27ПС под управлением старшего летчика-инспектора полковника Ю.В. Биды совершил полет с палубы ЭМ "Настойчивый" в Средиземном море. 2-й вылет в этот же день был под управлением подполковника А.А.Петрова. В этот же день выполнили боевые упражнения глубинными бомбами из РБУ и артиллерийские стрельбы. Ночью встретили авианосец ВМС США "Китти-Хок" (встречным курсом на выход из Средиземного моря). 26 февраля  самолет "Орион" вышел на связь с кораблем . Командующий 6 флотом ВМС США в Средиземном море вице-адмирал Эббот  поприветствовал нас в Средиземном море. Доложено командованию БФ и ВМФ.

- Поход возник внезапно. Какой-то долгой подготовки к нему не было. А это был – 1997 год. Проблем – масса… , - отмечает, бывший в то время штурманом похода,  Александр Железняков. Сегодня он руководит службой организации движения судов и контроля за навигационной обстановкой ФГУ «Администрация морского порта Калининград». - И вот на таком фоне в конце 1996 года ставят задачу на дальний поход.  На корабль собирали лучших. Пришлось набирать молодых матросов, которые формально сдали на допуск к самостоятельному управлению, но мы-то понимали, что они ничего не умеют, и ни к чему их допускать нельзя. 40 процентов матросов у нас не привлекались к несению дежурно-вахтенной службы. Мы их готовили уже в походе.
 Мне приходилось бывать в разных походах. Бороздил моря и океаны еще в советское время. Если раньше мы ходили на боевую службу (на Кубу, в Средиземное море, в Анголу) и везде, чуть ли не на каждом углу стояли наш танкер, корабль. Часто летала авиация. То когда мы шли в ЮАР в 1997 году, на  пространстве Мирового океана не было ни одной родственной души(я имею в виду российских кораблей, судов, самолетов). Это главное отличие.
Так получилось, что после распада СССР, корабли ВМФ стали реже совершать дальние походы, на просторах мирового океана стало значительно меньше наших сил и средств.Когда мы шли на больших оборотах, даже смеялись: как в анекдоте про ковбоя, который резво скачет в прерии, но никому он «нафиг» не нужен, никто за ним не гонится.
Во времена СССР у нас в Средиземном море находилось около 50-70 кораблей, вспомогательных судов и подводных лодок, а в 1997 году кроме «Настойчивого» и танкера никого из российских военных кораблей не было. Хотя у Российской Федерации там есть свои интересы. 

Из походного дневника В. Н. Апановича. 1 марта провели внезапное учение по спасению человека за бортом, со спуском плавсредств и подъемом вертолета Ка-27ПС с палубы. 2 марта встретились с танкером "Олекма" и пополнили от него запасы. 3 марта начал переход в Балтийск танкер "Олекма». 3 марта подошли с танкером "Лена" к Суэцкому каналу. 4 марта начали проход Суэцкого канала в составе каравана из 10 судов. Головной: ЭМ "Настойчивый".

- Начало похода связано с сильным штормом в Северном море. Шло два циклона. На море – сильное волнение, ветер порывами до 20 метров в секунду. Мы выбились из графика. В принципе, «Настойчивый» мог бы спокойно перенести шторм, но с нами шел танкер «Лена», который постоянно сносило ветром, его скорость была очень маленькой. И мы вынуждены были уменьшить скорость до 4 узлов, вместо 12 расчетных. Потом нам пришлось нагонять упущенное время, - говорит штурман похода Александр Эдуардович Железняков. - Мы все больше попадали в цейтнот. В Бискайском заливе над нами пролетел французский «Атлантик». По связи он сделал запрос: мол, разрешите в учебных целях навести на вас шесть истребителей, так как  идет отработка задач. Мы дали разрешение. Над нами прошли истребители, помахали нам крыльями. Ушли домой.

3. "Средиземка"

                Средиземка, Средиземка,
                Гибралтар, Суэц, Босфор.
                Дымка легкая, как пенка,
                И лазоревый простор.
                Резво прыгают дельфины,
                Скачут чайки на волне,
                По пустыне бедуины -
                У верблюдов на спине.
                А напротив – итальянцы,
                Там где правит капитал,
                Мафиозники – поганцы,
                Я их издали видал.
 
                (М.Сорин, «Одиссея»)

- В Бискае мы вышли из плохой погоды. Дальше – Средиземное море, - продолжает А. Железняков. - Первый заявленный пункт прибытия у нас значился Порт-Саид. Прохождение Суэцкого канала. Там все должно быть по графику, так как там формируется караван судов. Есть заявленное время.  И мы не успеваем к указанному сроку. А тут, когда мы пришли в Средиземное море, встретили там иностранную атомную подводную лодку. Она всплыла на перископную глубину. Как она себя поведет? Субмарина прошла мимо нас, мы отправили донесение об этом на КП. Нам приказали следовать по плану. 
Ближе к Порт-Саиду произвели заправку от «Олекмы» и пошли вместе с «Леной» через Суэцкий канал в Красное море. Я шел по каналу впервые. И скажу, что это совершенно не интересное дело. Пустыня, разбитые БТР, отдельные гарнизоны. Нас сопровождает лоцманская служба канала. Везде – хорошее навигационное оборудование….И все.

Из походного дневника В. Н. Апановича. 5-7 марта переход: Красное море. 8 марта встали на якорь, приняли к борту танкер "Лена", начали пополнение запасов. Поздравили женщин танкера с днем 8 Марта, на верхней палубе оркестр штаба БФ устроил для них небольшой концерт. В 12.45 внезапно от сердечного приступа на борту танкера скончался капитан Юрий Федорович Пастернак (обстановка стала далеко не праздничной). Доложено ГК ВМФ адмиралу флота В.Н.Громову, командующему БФ адмиралу В.Егорову, предложено "Лене" следовать в порт Аден (Йемен) для отправки капитана на Родину. Предложение утверждено. В управление ТН вступил старший помощник капитана Виктор Иванович Лесовой, старший на борту командир дивизиона капитан 2 ранга Михаил Иванович Дымерец. ТН "Лена" 10 марта прибыл на рейд порта Аден (сопровождал в Россию груз-200 Михаил Владимирович Охремук). ЭМ "Настойчивый" пошел дальше по плану в порт Абу-Даби. ТН "Лена" самостоятельно перешел к о. Сокотра и встал там на якорь 13 марта. (Капитан ТН "Лена" похоронен в Балтийске 14 марта 1997 года).

***
      Так получилось, что одной из ключевых фигур этого похода стал флотский медик подполковник медицинской службы Михаил Борисович Сорин, возглавлявший тогда корабельную группу специализированной медицинской помощи (КГСМП) на борту эсминца «Настойчивый». Дальний поход  в 1997 году для него уже был 28-ым по счету. Но в виду того, что поход эсминца вокруг Африки стал для моряков не просто прогулкой по просторам  Мирового океана, а изнурительной , физически очень трудной работой, с которой справлялись далеко не все, пополняя ряды заболевших в корабельном лазарете, знания и опыт флотского медика оказались востребованными.

     Но Михаил Борисович не унывал от свалившейся на его плечи работы, и больше того, успел увидеть и красоты двух океанов и даже сочинил поэму «Одиссея». Ну, как обойтись без стихов?!
    Вообще, отмечу, что этот поход был очень необычным. На корабле не только сочинялись стихи. Вместе с моряками к берегам ЮАР шел, например, флотский художник Федор Мунтян, занимавшийся живописью на палубе. Где-то за переборками слышалась музыка. Это репетировали флотский оркестр, готовясь ко встрече важных гостей. На борту корабля трудились флотские журналисты, отправлявшие в Калининград и Москву сообщения о том, как проходит плавание. Среди них был и корреспондент «Страж Балтики» Олег Шанько. Сегодня всего этого даже представить не возможно. После проведения реформирования ВС РФ, журналисты, музыканты, танцоры стали гражданскими специалистами. А тогда, люди этих профессий в военной форме было совершенно обыденным явлением.


4. «СОЛНЫШКО ЛЕСНОЕ…»
                Абу-Даби, Абу-Даби,
                Эмиратская страна,
                Те же самые арабы,
                Как в былые времена.
                Здесь богатство так и брызжет
                В низких ценах и в быту.
                Говорят, здесь нету нищих,
                Я не вдел бедноту.

                (М. Сорин. «Одиссея»)

      Михаил Борисович Сорин, являющийся сегодня заведующим хирургическим отделением военной поликлиники в Балтийске, вспоминает, что в составе группы медиков на эсминце «Настойчивый» были Андрей Вертелкин,  Александр Чугунов, Вячеслав Сухин.
    - В Абу-Даби корабль участвовал в международной выставке, - говорит Михаил Сорин. - И рядом с нами стоял английский авианосец. Доктор Эдвард с этого авианосца  был личным врачом королевы Елизаветы II .  Он попросился к нам на корабль на экскурсию. Так как у нас было самое обыкновенное медицинское оборудование, показывать-то особенно было нечего, мы «табанили» эту встречу под любыми предлогами. Но тот оказался очень настойчивым. Пришлось его пригласить. Показали ему наш медблок. Он посмотрел, сколько у нас – больных. На то время у нас было 4 человека на лечение, и человек 10 в изоляторе. Удивился количеству. И сказал, что англичане всех больных отправляют домой, в Великобританию. У них на авианосце двое больных, а у нас на эсминце - 14.
   Потом мы посидели в каюте за чашкой чая, я взял гитару. Эдварду понравилась песня Юрия Визбора «Солнышко лесное…» И тот пригласил весь наш состав медиков к себе на авианосец, на фуршет. Мы пришли.  Фуршет проводился в вертолетном ангаре, было много народа. Он пригласил нас к себе в каюту в знак вежливости. Достал гитару, мы опять пели песни. Подпевали все. В заключении, когда фуршет закончился, он подошел к нам и говорит, что хочет пригласить русских докторов в Королевскую кают-компанию!
 Мы, конечно, согласились. А Слава Сухин – мичман. Вообще, он прошел боевыми дорогами Чечни. На «Настойчивом» он был в качестве и операционного медбрата, и анестезиолога, и рентгенлабаратна…Мы зашли в «Роял-кают-компанию» сидим тихо, в уголке. И вдруг один из офицеров английского флота стал возмущаться. Оказалось, что он не доволен тем, что рядом  с ним сидит мичман(это низший чин). Как это можно, чтобы мичман находился в Королевской кают-компании!?
    И мы пошли на хитрость. Я за него вступился.
    «Вы меня, конечно, извините, но этот мичман – дальний родственник князей Рюриковичей!  У него такая родословная! Не каждый лорд такой может похвастаться! У него есть свой дом в Санкт-Петербурге…»- это звучало убедительно. И те ответили, тогда что, мол, конечно, пусть сидит.
     А через какое-то время Эдвард  приносит гитару и протягивает мне:
     «Misha, one song about «Solnishko lesnoe». Ну, что делать! И вот я взял гитару, начал петь, и вся Королевская кают-компания подпевала, позабыв о том, что рядом с высшими чинами сидел обычный российский мичман. Им же было не объяснить, что в России людей ценят не за происхождение, а за труд.  Душевная тогда получилась встреча.
     …После выхода из Абу-Даби ко мне обратился мичман нашего экипажа, который пожаловался на боль в животе, - продолжает Михаил Борисович Сорин. – Его быстро - в  лазарет с острым приступом аппендицита. Живот был, как доска. Срочно была развернута операционная. Когда мы вскрыли живот, там был разорвавшийся аппендицит. Операция длилась несколько часов. Трудно было еще и потому, что было очень жарко! Пот стекал градом.
     В конченом итоге, больной поправился, окончилось все благополучно.
     До прихода в ЮАР обратился ко мне 17-летний юноша воспитанник военного оркестра штаба БФ, у которого образовался гнойник в околопочечной клетчатке. Поставил диагноз – острый гнойный паранефрит. Я его оперировал. Но рана не хотела заживать. Все время мы следили за состоянием его здоровья. С ним было очень тяжело. Когда, по прибытию в ЮАР, все гуляли по городу, у нас было несколько больных, за которыми нужно было вести наблюдение, в том числе и этот юноша.
      Где-то через неделю пребывания в ЮАР, сильнейшее желудочно-кишечное кровотечение обнаружилось у одного из штурманов(не буду называть фамилию). У него и так были проблемы, пока мы шли в ЮАР. А тут – обострение. И вообще, отмечу, на корабле было очень много людей, страдающих язвой желудка.  Они об этом молчали до самого последнего. Никто не хотел «светить» свои болячки, а то бы в дальний поход просто не взяли. И вот один из них – штурман. Нам удалось погасить у него сильнейшее желудочно-кишечное кровотечение. И в Кейптауне он даже отправился с нами на экскурсию на мыс Доброй Надежды. Вот-таки удалось вырваться с корабля!…На последнем автобусе мы отправились посмотреть на самую южную точку Африки. Мы поднялись в горы на фуникулере. Дальше – пешком…И вдруг штурману стало плохо. У него – холодный пот. Одышка. Началось кровотечение. А я ничего сделать не могу. Фуникулер вернется только через 2 часа. Вызвать экстренную помощь не возможно. Этого там нет. Мы его посадили на скамейку, в тени. Сказали – жди. Сами поднялись на вершину мыса. Ну, как было не посмотреть!?
       Вообще, с мыса Доброй Надежды можно увидеть, как сливаются два океана – Индийский и Атлантический. Ощущение не передаваемое! Разный цвет воды. Водораздел в буквальном смысле. За счет чего? Не знаю... Думал тогда  все-таки о другом…
Когда пришел фуникулер, вернулись с больным на парковку, срочно - в машину, и на корабль. Поставили капельница штурману. Назначили ему лечение. Удалось справиться и в этот раз. Хотя, я думал, что если кровотечение не остановится, то нужно будет отправлять больного в госпиталь в Кейптаун.
      Проблемы оставались с 17-летним юношей. Рана у него не заживала. Когда мы уже потом вернулись домой в Балтийск,  направили его в госпиталь, он сдал анализы на биопсию, у него оказалась саркома. За эти месяцы, которые мы находились в дальнем походе вокруг Африки, у него развилась тяжелейшая злокачественная опухоль.
      Он оказался не одинок в этой беде.  На корабле находился начальник военно-морского училища Геннадий Ясницкий, который, выходя в море,  не замечал ничего серьезного со своим здоровьем, а, когда возвращался домой, пожаловался, что у него образовалась опухоль справа. Я посмотрел, увидел метастаз. Его тут же отправили в Москву, у него была 4-стадия рака. То есть за эти месяцы нахождения под жарким солнцем, у него полыхнул рак со страшной силой. Через 4 месяца после этого адмирала не стало.  А какова дальнейшая судьба 17-летнего юноши из оркестра, я не знаю. Но предполагать можно все что угодно.
         Вне всякого сомнения, жаркий тропический и субтропический климат влияет на здоровье, может стать причиной обострения различных заболеваний, в том числе и онкологических.
         Подчеркну, что весь поход у меня был на нервах.
        …8 марта произошел трагических случай. Мы находились в Красном море. К нам подошел танкер «Лена» для дозаправки. Мы стояли борт о борт. И вдруг раздается команда: «Врачебной группе срочно прибыть на танкер «Лена»! Плохо с капитаном». Мы перемахнули через фальшборт, примчались в кают-компанию танкера, там, на полу лежал капитан Юрий Пастернак. Он был почти синего цвета. Как нам сказали, он поздравлял женщин с Международным женским днем. И вдруг схватился за грудь, и стал падать. Все решили, что он подавился. Стали стучать его по спине. Но он не отзывался. Когда мы прибежали, он уже был мертв. Зрачки – широко раскрыты. Было видно, что это острая тромбоэмболи;я. Сделать мы ничего не смогли.
        Вообще, за все мои походы – это был первый случай гибели человека.  Поход был тяжелый. И морально, и физически.

 Из походного дневника В.Н. Апановича. 15 марта ЭМ "Настойчивый" ошвартовался в порту Абу-Даби. Приняли участие в Международной выставке вооружения и военной техники, показали корабль иностранным военным делегациям, пополнили запасы топлива, воды и продовольствия, весь личный состав корабля посменно побывал на берегу.  17 марта корабль посетил чрезвычайный и полномочный посол РФ в ОАЭ Олег Михайлович Дерковский. На борту корабля был проведен прием от имени руководства ГК "Росвооружение" на вертолетной площадке на 200 человек. В приеме приняли участие руководители военных делегаций иностранных государств, представители РФ, дипломаты. 18 марта ЭМ "Настойчивый" вышел из порта Абу-Даби и начал переход в ЮАР. 20 марта на переходе в Индийском океане случился острый приступ аппендицита у мичмана Вячеслава Петровича Квасова (БЧ-2). Операция длилась ночью 1,5 часа. Благодаря профессионализму и мастерству медиков во главе с подполковником медицинской службы Михаилом Борисовичем Сориным и его личным хирургическим знаниям и опыту, операция прошла успешно. Жизнь человека была спасена. Подполковник медицинской службы М.Б.Сорин имеет за плечами не один дальний поход и боевую службу. Это мастер своего дела, настоящий корабельный доктор, который спас десятки жизней, замечательный человек и поэт! К сожалению его так и не наградили орденом, хотя представляли не один раз. А он этого достоин как никто другой.

5. Палуба лопнула!

                Наш военный пароход
                Лихо по морю плывет.
                Вот экватор, и народ
                Нептуна на праздник ждет.

                (М. Сорин, «Одиссея»)




 

- Меня манила романтика моря, - говорит флотский художник Федор Мунтян. Думал, что поход в ЮАР – это возможность увидеть красоту Мирового океана, по-настоящему оценить все преимущества жизни в условиях дальнего похода. Пошел к командующему флотом адмиралу Владимиру Егорову и попросился в поход. И он дал согласие. Я взял с собой краски, кисти, холсты, чтобы запечатлеть красоту моря, морского заката. Но, как оказалось, романтикой там и не пахло. Для большинства членов экипажа корабля – это была тяжелая, трудная работа. Жара. Моряки менялись с вахты на вахту. БЧ-5 работала просто на износ.
…Я не мог не видеть этого. И понял одно – что всегда в любые времена дальние походы – это большой труд всего экипажа. А так…конечно, посмотреть на морские пейзажи Средиземного моря, Индийского океана: чистая голубая вода, дельфины, киты. Это завораживает. И я рисовал. За время похода у меня появилось 24 работы. Практически все они были подарены, вручены почетным гостям корабля,  в ходе официального приема во время нахождения в ОАЭ и ЮАР.
***
Командир эсминца «Настойчивый» в дальнем походе в ЮАР капитан 2 ранга Олег Будин:
- Мы вышли 17 февраля. В Балтийске еще лежал снег, и было очень холодно. Через две недели после прохода Бискайского залива температура воздуха достигала 30-35 градусов.
И все вышли на верхнюю палубу погреться, позагорать. И многие обгорели на солнце. Медицинская  группа делала все возможное, чтобы избежать перегрева. В ход пошли сметана, кефир. Особенно  тяжело было БЧ-5. Чем дальше шли, тем жарче становилось. Вода- 30 градусов, воздух – 35-40. Холодильные машины работали на 50 процентов. В машинных отделениях температура доходила до 50 градусов. Врачами делалось все, чтобы уберечь людей от теплового удара. Изготавливались напитки с содержанием аскорбиновой кислоты. Все это давалось морякам. Так же мы делали на шкафутах временные душевые. Подавали заборную воду, и моряки могли помыться между вахтами. Вот таким образом нам удалось уберечь моряков от тепловых ударов.
Когда мы вошли в Средиземное море, по срокам нам нужно было чистить на корабле котлы. Чистку котлов делали на ходу. В носу и корме работало по одному котлу. Один был выведен из действия. И так как матросы были молодые, не опытные, решили, что котлы почистят курсанты КВВМУ(на корабле было 33 курсанта, которыми руководил начальник училища контра-адмирал Геннадий Ясницкий ). А это: температура в помещение - 50 градусов, лаз в котле – 90 см. Курсант в одежде забирался в котел, ложился на спину, ершом чистил котельные трубки, а оттуда на него падала грязь. Он выбирался из котла весь в саже. Белая полоска кожи была только у глаз. Ближе к Порт-Саиду мы почистили все трубки в котлах. Это был тяжелейший труд в условиях субтропического климата. Дальше – Красное море, Абу-Даби, Индийский океан. И собственно- ЮАР, куда мы шли по приглашению на празднование 75-летия ВМС ЮАР.
Как уже отметил, поход был не простым, люди уставали, и им нужен был отдых. Большинство личного состава отдохнуло немного в Абу-Даби. А когда мы переходили Экватор, то устроили отдых для всех. Нептуном был назначен старшина команды ЗРК старший мичман Игорь Драч, так как он был гусарского представительного вида. Нарядили свиту, русалок. Придумали чистилище – в виде спасательного плотика. Внутри была вода с мазутом, каждый  забирался в плотик, а на «пятую точку» ставился штамп с надписью, что  «Настойчивый» пересек Экватор 22 марта 1997 года.
Потом было построение на юте. Вручение грамот о пересечение Экватора. Праздничный стол. Этот день запомнился всем, вне всякого сомнения.
Вообще, несмотря на то, что поход был трудным, выматывающим, было и много веселого на корабле. Я помню, как командир авиагруппы прибежал с возгласом «Палуба лопнула!». А дело в том, что корабли такого проекта, как «Настойчивый» имеют , так называемые, «скользящие» швы. То есть на них есть специальное устройство, которое позволяет во время шторма «не разорвать» корпус.  Это устройство и называется «скользящим шовом». И оно действительно во время шторма несколько смещается. И в палубе образуется щель. И вот в шторм из вертолетного КП поступает сигнал, что, мол «Палуба лопнула!» Мы прибегаем туда. Стоят летчики, смотрят на этот «живой» шов… Мы высказали им, все, что о них думали, объяснили, что это такое, и ушли…
И был еще один курьезный случай. В походе было организовано спасательное обеспечение. В 7 минутной готовности в любых условиях находился вертолет Ка-27ПС. И вот мы решили с Василием Никоноровичем Апановичем посмотреть, как будут действовать моряки, если вдруг кто-то окажется за бортом. Ну, думаем, бросим за борт спасательный круг, пусть спасательная служба корабля отрабатывает действия. А про вертолет забыли. И вот подали команду: «Человек – за бортом!» Пока суд да дело,  понимаем, что сейчас и вертолет взлетит. И только ему хотели дать отбой, как слышим – стрекот. Поднялся в небо, пошел на отработку задачи. Ну, посмеялись. Летчики вернулись, и на нас с кулаками.
Без юмора нельзя. Это всем известно. Ну, представите на корабле около 150 человек – перегруз. А это – смещение членов экипажа с нажитых мест, переселение из кают. Людям приходилось тесниться. И в некоторых моментах, те, кто трудились в поте лица, жили далеко не в самых хороших условиях.
На мой взгляд, такое число людей в данном походе было оправданным. Потому что планировался визит в ЮАР Главнокомандующего ВМФ РФ адмирала флота Ф. Громова. И думали, что понадобиться оркестр. Нужно будет организовывать представительские приемы. Ну, и так далее. Но Главком в самый последний момент не смог прибыть в ЮАР. Его функции были возложены на командира отряда контр-адмирала В. Н. Апановича.
Из походного дневника В. Н. Апановича. 22 марта начали пересечение Экватора. В честь пересечения Экватора на корабле провели праздник Нептуна. 23 марта встретились с ТН "Лена" и начали пополнение запасов в Южном полушарии. 25 марта с момента выхода пройдено 10000 миль.

6. Кипящий горизонт.

                Здесь Нептун трезубцем стукнул
                И  ребят своих аукнул:
                - Все, кто нынче в первый раз,
                Окрестить в момент сейчас.
                Сквозь чистилище прогнать
                И в бассейне искупать.
                А затем на зад их голый
                Тут же выставить печать.

                (М. Сорин, «Одиссея»)


- Пройдя Красное море, мы совершили заход в Абу-Даби (Объединенные Арабские эмираты).  Там арабы нас заправили плохим мазутом. В нем были какие-то искусственные фракции(похожие на мелкие частички шерсти) И у нас забились форсунки. А это повлияло на работу котлов. И в итоге – мы не могли развивать скорость, - говорит шурман похода Александр Эдуардович Железняков. – Это повлияло и на систему охлаждения. Температура воды в Индийском океана была 32 градуса тепла. Температура воздуха в тени -38 градусов. Я хоть и не спускался за время похода ни разу в машинное отделение, но когда проходил мимо люков, оттуда шел такой жар! Температура там доходила до 52 градусов.  Все это сказывалось на системе охлаждения, и как следствие на скорости. И конечно, на людях. Моряки очень уставали.
Но нам сопутствовали другие факторы природного характера. Всю дорогу до Кейптауна было попутное течение 2-3 узла. А где-то в районе Мадагаскара оно было почти 8-9 узлов. Я такого течения  никогда не видел. Мы идем 12 узлов по приборам, а реальная скорость 18-20 узлов.
 И, когда уже подходили к ЮАР, поразила одна вещь. Столкновение двух течений – Индийского и Атлантического океана. Одно дело, когда читаешь об этом, и другое, когда видишь это своими глазами. Была идеальная видимость, отсутствие ветра. И казалось, что вода там просто кипит. Два течения сталкиваются. И океан напоминает чан с кипящей водой. Не в одном месте, а на линии  протяженностью в десятки  километров весь горизонт словно кипит! Мы шли ближе к берегу, и нас это не затронуло.
Когда мы прибыли в Кейптаун, пришло предложение по возвращению в РФ совершить визит в Нидерланды. Мы посчитали, что, если выйдем, как и полагается, и нам будет все сопутствовать – и погода, и море, и механики хорошо будут работать,  то сможем прийти в Голландию, тютелька в тютельку. Но вдруг что, то опоздаем, а это не есть хорошо. И мы отказались.
И, кроме того, у нас были обычные житейские проблемы. Корабль был перегружен. Люди спали в самых неожиданных местах.


7. Могилы русских моряков


                Чуть притих страстей угар,
                Впереди нас ждет ЮАР.
                В сей стране сто тридцать лет
                Не был русский наш корвет.
                Просто в мире неспокойном –
                Революции и войны,
                Как-то было не досуг
                Уточнить, кто враг, кто друг.

                (М. Сорин. «Одиссея»)

Из походного дневника В. Н. Апановича. 30 марта прибыли в территориальные воды ЮАР и встали на якорь в бухте Фолс-Бей (ЭМ "Настойчивый" и ТН "Лена"). 31 марта ошвартовались в порту Саймонстаун в доковой гавани ВМС ЮАР. Пополнили запасы от ТН "Лена".

Свой отчет о походе готовил находящийся на борту эсминца и старший офицер штаба БФ по международно-правовым вопросам капитан 1 ранга Николай Иванович Храпач. Сегодня, спустя 15 лет, его труд оказался как нельзя кстати!

- Потом этот отчет никуда не был направлен. Пролежал в шкафу 15 лет. Хотел его просто выбросить, но рука не поднялась…  - говорит он.

Из отчета Н.И Храпача. Отряд кораблей БФ прибыл в район п.Саймонстаун (ЮАР) 30 марта из расчета пополнить запасы топлива и продовольствия эсминца "Настойчивый" от танкера "Лена" и провести другие подготовительные работы на кораблях до захода в воды Южной Африки.  31 марта корабли вошли в порт Саумонстаун – военно-морскую базу ВМС ЮАР. При подходе к порту эсминец «Настойчивый» произвел салют наций. 21 выстрелом в ответ салютовала береговая батарея ВМС ЮАР.  1 апреля в первой половине дня в порт прибыли остальные иностранные корабли-участники празднования. Всего - 23 корабля из 13 стран Европы (Великобритания, Россия, Франция), Америки (Аргентина, Бразилия, США, Уругвай), Азии (Индия, Малайзия, Пакистан, Республика Китай (Тайвань), Сингапур и Африки (Кения). Вечером командиры отрядов и командиры кораблей были приглашены на прием от имени командующего ВМС Республики Южная Африка вице-адмирала Р.Симпсон-Андерсона. Командир отряда кораблей БФ вручил командующему ВМС письмо ГК ВМФ РФ и его подарок.
На официальных мероприятиях должностные лица страны пребывания высоко оценили прибытие российских кораблей на празднования. Большинство иностранных кораблей, при стоянке в порту государственный флаг ЮАР не поднимали.  Офицер связи предложил капитану "Лены" спустить госфлаг Республики Южная Африка, а вместо него поднять специально изготовленный к юбилею флаг с символикой праздника. Всем остальным кораблям был вручен такой же флаг с просьбой поднять его на период праздников. Курсанты военно-морских училищ совершили экскурсию на мыс Доброй Надежды. Оркестр штаба БФ выступил на открытой площадке в городе.
2 апреля командир отряда и командиры кораблей были приглашены на завтрак к командующему ВМС, устроенный для командования иностранных кораблей, участвовали во встрече с губернатором провинции Западный Кейп Х.Крилем, который выделил российских представителей среди представителей других флотов, выразил удовлетворение участием кораблей ВМФ РФ в праздновании.
Представители командования ВМС Южной Африки провели инструктаж по проведению международного сухопутного военно-морского парада в г. Кейптауне, устроили прием для представителей корабельной полиции и боцманов.
Курсанты военно-морских училищ посетили военно-морской музей в Саймонстауне.
3 апреля по согласованию с местными властями и ВАТ, в дополнение к программе, командир отряда возложил венки к могилам российских моряков: кондуктора корпуса штурманов Николая Петрова и матроса Петра Рашева с фрегата "Дмитрий Донской", похороненных на городском кладбище Саймонстауна в январе 1865 года во время захода в этот порт российского корабля. Информация о могилах моряков была получена в городском краеведческом музее при посещении его группой офицеров кораблей БФ. Церемония возложения заинтересовала представителей общественности и средств массовой информации.

Из походного дневника В.Н. Апановича. 2 апреля группа офицеров командования отряда посетила Мыс Доброй Надежды. Получили информацию, что на местном кладбище находится могилы 2-х русских матросов, умерших на фрегате "Дмитрий Донской" в 1865 году: Николай Петров – кондуктор корпуса флотских штурманов, умер 3 января 1865 года, Петр Рашева – матрос, умер 22 января 1865 года. Отыскали обе могилы, привели их в надлежащий порядок и 3 апреля провели ритуал отдания воинских почестей с возложением венков.

-  Мы отыскали эти могилы, , -  говорит бывший в то время командиром отряда кораблей Василий Никонорович Апанович, - силами личного состава эсминца под руководством начальника службы войск и безопасности военной службы капитаном 2 ранга Александра Рыбалко.  Эти могилы были приведены в идеальное состояние, и в один из дней мы провели у них отдание воинских почестей. В церемонии принял участие оркестр штаба флота, рота почетного караула и представители командования.  Был проведен ритуал возложения венков в память о наших соотечественников.
Это вызвало широкий резонанс в местной прессе. Газеты вышли с подзаголовками, что русские моряки своих не забывают. Это было не запланированное мероприятие. За которое мы получили высокую оценку со стороны командования ВМФ РФ, одобрение от командующего флотом адмирала В. Егорова.
СПРАВКА «СБ». Впервые Андреевский флаг на южной оконечности Африканского континента взвился в далеком 1826 году. Сначала капитан-лейтенант Коцебу на шлюпе «Предприятие», а затем экспедиция под командованием Литке обогнула мыс Доброй Надежды. В марте 1853 года фрегат «Паллада», на борту которого находился писатель Иван Гончаров, и винтовая шхуна «Восток» совершили переход к мысу Доброй Надежды. Спустя еще несколько месяцев после 88-дневного плавания Капскую колонию посетил русский транспорт «Двина». В 1865 году в Южной Африке побывал фрегат «Дмитрий Донской», а в 1904 году – вспомогательное судно «Орел». Затем наступил долгий перерыв  - почти целый век! И вот к мысу Доброй Надежды снова пришли корабли под Андреевским флагом.
Из отчета Н. И. Храпача. 4 апреля в 16.00 на  "Настойчивый", стоящий на рейде п. Саймонстауна, прибыл посол РФ Е.П.Гусаров, встреченный на борту со всеми предусмотренными почестями. Позже на борт прибыли первый заместитель министра обороны Республики Южная Африка Р.Касрилс и советник президента Д.Фирнкхейм, генконсул РФ в Кейптауне, ВАТ, другие работники посольства РФ и представители командования ВМС Южной Африки.
Прибывшим был показан корабль, устроен прием от имени посла РФ и командира отряда. Первый заместитель МО Республики Южная Африка выразил удовлетворение приглашением на российский корабль, отметил, что визит кораблей ВМФ РФ является свидетельством углубления отношений между нашими странами и вооруженными силами. Советник президента сказал, что еще недавно в ЮАР рассматривали СССР, Россию как главного потенциального противника. В то же время борцы с апартеидом считали Россию главной силой и союзником в своей борьбе за демократию. Сейчас, когда обе страны строят демократическое общество, нет объективных причин, которые бы препятствовали углублению нашего сотрудничества.
С наступление темноты все корабли, занявшие точки якорных стоянок, включили иллюминацию в соответствии со специальным сценарием, создавая таким образом световое представление.

8. Под марш «Прощание славянки»
      
                Здесь на стыке океанов,
                Оказаться очень странно
                И не зря сей мыс так нежно
                Называют "Мыс Надежды".
                А Кейптаун (в переводе)
                "Город – мыс" зовут в народе.
                …………………………………

                Вот Кейптаун на подходе,
                Мы  в Нью – Йорк попали вроде.
                Небоскребов целый строй,
                И стоишь здесь сам не свой.

                (М. Сорин, «Одиссея»)

- Парад состоялся в рейде порта Кейптаун, - отмечает Василий Никонорович Апанович. - Мне посчастливилось наблюдать за ним с борта президентской яхты «Протея», которая  проходила мимо строя идущих боевых кораблей и президент ЮАР Нельсон Мандела приветствовал все корабли. Мы находились там с Чрезвычайным и полномочным послом РФ в ЮАР Евгением Петровичем Гусаровым. Как только прошел первый корабль – транспорт ЮАР, Н. Мандела повернулся и спросил: «А где российский корабль?»  Мне пришлось подойти к президенту и ответить, что корабль идет в строю, скоро его увидят. И вот подошла очередь нашего корабля, а его все нет... Первая реакция: или потеря хода, или что-то случилось?
 Но  все было в порядке! «Настойчивый» просто чуть задержался. И вот он появился перед публикой! Красавец! Вызвавший восторг всех. И было почему. Командир корабля и начальник походного штаба построили экипаж на верхней палубе. Эсминец летел на высокой скорости, и на его борту вся техника и вооружение, которое могло, крутилось и вращалось(РЛС, артустановки). А по трансляции звучал марш «Прощание славянки». И вдоль борта наши моряки в так музыки махали бескозырками.  Это было так красиво! Нельсон Мандела, конечно, тоже был в восторге. Он даже обнял меня от избытка эмоций. Нас сфотографировали. Потом во всех столичных газетах наши фото были на первой полосе.
Из отчета Н. И. Храпача. В параде участвовало 44 надводных корабля, вспомогательных и гражданских судна и подводная лодка, в том числе 22 иностранных корабля, а также самолеты и вертолеты ВМС Республики Южная Африка, США и Канады. Президент Нельсон Мандела приветствовал участников парада находясь вместе с почетными гостями на борту гидрографического судна "Протея", которое проходило контркурсом вдоль кораблей, следующих строем кильватера.  На праздничные мероприятия прибыло 34 командующих иностранными флотами или их представителей, которые присутствовали на параде в группе почетных гостей.
Из походного дневника В.Н. Апановича. 6 апреля на борту ЭМ "Настойчивый" проведено вручение российских медалей "50 лет Победы в Великой Отечественной войне" 12 ветеранам проводки союзных конвоев, проживающих в ЮАР. На борт корабля прибыл председатель парламента ЮАР, руководство МО ЮАР. После вручения состоялся прием (фуршет). 7 апреля в Кейптауне состоялся сухопутный парад, в котором приняли участие оркестр штаба БФ и рота почетного караула
Из отчета Н.И. Храпача. 7 апреля основным мероприятием дня стал международный военно-морской парад подразделений кораблей по улицам г. Кейптаун, на котором участвовали представители 14 стран. От отряда кораблей БФ участвовало 100 человек офицеров, мичманов, матросов и курсантов в сопровождении оркестра штаба БФ.
8 апреля в первой половине дня  "Настойчивый" был перешвартован к топливному причалу в бассейн Дункан Док для пополнения запасов мазута и дизельного топлива.
На корабле побывал командующий ВМС Республики Южная Африка вице-адмирал Р.Симпсон-Андерсон, встреченный со всеми предусмотренными почестями. В краткой речи перед личным составом роты почетного караула и оркестра он от имени президента и военного руководства поблагодарил личный состав за образцовую подготовку к мероприятиям визита, отметил, что российские корабли и их экипажи украсили юбилейные торжества в его стране. Ему был показан корабль, вручены сувениры от командира отряда и начальника КВВМУ. В свою очередь он передал наилучшие пожелания и подарок для ГК ВМФ, выразил уверенность, что следующего визита российских кораблей не придется ждать 90 лет.
Вечером состоялась прощальная встреча командующего морскими операциями ВМС Республики Южная Африка с командирами отрядов и кораблей иностранных флотов. Он поблагодарил за участие в праздничных мероприятиях и выразил пожелание по дальнейшему сотрудничеству между флотами. Командиру каждого иностранного корабля была вручена бутылка "морской почты" с запечатанным в ней специальным посланием и адресом с просьбой, чтобы каждый корабль бросил бутылку в океан на половине пути из Республики Южная Африка на свою родину. Бутылки с "морской почтой" были брошены в Атлантический океан 19 апреля у берегов Сенегала.
***
    

- Средства массовой информации проявили повышенный интерес к визиту российских кораблей, - вспоминает Николай Иванович Храпач. -  В ежедневных телевизионных репортажах передавалась информация о них. На первых полосах многих центральных и региональных газет публиковались снимки и сообщения о пребывании в Республике Южная Африка кораблей ВМФ. На первой полосе газеты "Санди Индепендент" была опубликована фотография президента Н.Манделы, посла РФ и командира отряда кораблей БФ во время международного военно-морского парада на рейде п. Кейптаун. Тон сообщений и публикаций был в целом доброжелательный.
По оценке посла РФ в Республике Южная Африка, генконсула РФ в Кейптауне отряд кораблей БФ отлично справился с возложенной на него задачей. По словам посла РФ кораблям уделялось подчеркнуто повышенное внимание со стороны высшего политического и военного руководства страны, тем самым было продемонстрировано намерение к развитию сотрудничества между РФ и Республикой Южная Африка.
Официальные представители страны пребывания неоднократно выражали свое удовлетворение присутствием российских кораблей на юбилейных мероприятиях, отмечали, что корабли и их экипажи явились украшением праздника, выражали уверенность в развитии сотрудничества.
Корабли Балтийского флота поставленные на визит задачи по развитию связей с ВМС Республики Южная Африка, а также с флотами других стран выполнили, достойно продемонстрировали флаг на праздничных мероприятиях в Южной Африке и на южных широтах.

***
     9 апреля в 10.30, при обеспечении двух буксиров, корабли вышли из п. Кейптаун и в 13.30 покинули территориальные воды страны.

9. Почему русские не красят палубу?

                Мы уходим, до свиданья,
                Начинается прощанье.
                Лица старшие по званию
                Приступили к целованию.
                Уходить, конечно, жалко,
                Но уже звучит "Славянка".
                До свиданья, горы, скалы,
                Мыс Надежды величавый.
                Все пути назад закрыты,
                Мы танцуем Рио – Риту.
                Трудный будет переход,
                Но нас дом родимый ждет.

                (М. Сорин, «Одиссея», апрель 1997 года)

Из походного дневника В.Н. Апановича. 11 апреля успешно выполнили артиллерийские стрельбы. Навстречу ОБК для заправки нас следует ТН "Олекма". 15 апреля – полеты с палубы вертолета Ка-27ПС. 16 апреля – пересекли Экватор в 14.48 в точке Ш=00°00` Д=11°52`6 зап. 21-22 апреля в районе Канарских островов встретились с ТН "Олекма" и пополнили от него запасы. 24 апреля – полеты Ка-27ПС с палубы. 25 апреля прошли Бискайский залив.

Возвращаясь назад Атлантическим океаном на эскадренном миноносце читали и переводили с английского языка кейптаунские газеты. Отзывы о российских моряках были самые лестные. А вот одна из заметок показалась мне очень любопытной.

Газета "Кейп  Аргус". «Странные чувства испытываешь, вступая на палубу эсминца "Настойчивый" ВМФ России, на которой нет ни одного квадратного миллиметра крашеной  поверхности. Палуба довольно  гладкая, и на ней нет следов ржавчины, хотя вместо естественного стального блеска она приобрела ровный красновато-коричневый оттенок.
Очевидно, русские матросы  драят палубу три раза в день. Ежедневно!
Эсминец "Настойчивый" прибыл в ВМБ Саймонстаун на этой неделе для участия в праздновании 75-й годовщины ВМС Южной Африки. Если подняться на борт любого другого корабля иностранных ВМС, прибывших на празднования, можно увидеть самую разнообразную окраску  палуб. Палуба фрегата "Мак Инери" ВМС США тщательно прокрашена. Вероятно, американцы боятся поскользнутся на мокрой палубе, и поэтому в местах, где ходят больше всего толстым слоем нанесена краска с похожим на резину наполнителем. На фрегате "Чатам" ВМС Великобритании палуба по всему кораблю окрашена  грубой краской с добавками, но не такими крупными, как на "Мак Инери", а более похожими на крупную наждачную бумагу. Такая же окраска преобладает и на других иностранных кораблях, используется она  и на кораблях ВМС Южной Африки.
Я с большим удивлением увидел неокрашенную палубу и спросил о причинах этого у российского офицера.
"Из-за опасности пожара" – пояснил он.
Ах, да! Конечно, это одна из наибольших опасностей для моряков. При попадании огня на толстый слой масляной краски, она быстро загорается и хорошо горит. Тепло, образующееся при взрыве боеприпаса, имеет температуру, при которой плавится металл, не говоря уже о возгорании сухой краски. Поэтому не всякий, даже очень смелый матрос, решится пробежать по пылающей палубе. А на неокрашенной стальной палубе – нечему гореть.
Офицер пояснил мне, что традиция уходит корнями в царскую Россию. Вместо того чтобы счищать краску и снова наносить ее, русские моряки драят ее каждый день. Три раза в день!»
Вот так воспринимали, да воспринимают , наверное, и сейчас корабли ВМФ России в далекой африканской стране: оценивают флот по каким-то отдельно взятым деталям. И в этом нет чьей-то вины. Уж больно далеко находится от нас ЮАР. И все же мы туда доплываем! Время от времени обозначая там наше присутствие. Правда. Исчисляется оно больше столетиями, чем некими периодами развития взаимоотношений. Но и это вселяет уверенность, что однажды походы к берегам мыса Доброй надежды будут и не столь изнурительными, и более частыми.

 Из походного дневника В.Н. Апановича. 28 апреля встретились с СКР "Неукротимый" у мыса Скаген и приняли его под управление. Далее плавание в Проливной зоне и Балтийском море в составе ОБК: ЭМ "Настойчивый", СКР "Неукротимый" и ТН "Лена". (СКР "Неукротимый": командир капитан 2 ранга А.М.Кулиш, старший на поход контр-адмирал А.А.Римашевский был с официальным визитом в порт Роттердам (Нидерланды) с 21 апреля по 25 апреля 1997 года). 29 апреля по приказанию командующего БФ приняли участие во встречном морском бою ОБК и КУГ БФ. Морской бой был выигран ОБК в составе ЭМ "Настойчивый", СКР "Неукротимый", ТН "Лена".
Штурман похода Александр Эдуардович Железняков:
- …И вот мы прошли  путь обратно, встретили еще один наш корабль в Северном море – СКР «Неукротимый», который шел  из Голландии, и вместе с танкером пошли в Балтийск. А там – учения,  мы должны обозначать силы противника.
Прошли датские проливы. Нас накрыл густой туман, когда мы были еще за пределами авиационной дальности. Разошлись с СКР. Нас попросту не было видно. А по нам должна будет работать авиация флота. С СКР требуют от нас наши координаты, а мы не даем. А как – в бою? И мы уже подходим на дальность берегового выстрела. Идем тихо. Тут у нас  вертолетчики собрались домой. Им надо Ка-27 доставить в пункт дислокации. Они  все свои пожитки погрузили. И вылетели. А там – солнце. Все отлично видно. Вертолетчики нам передают координаты  атакующих кораблей. Мы выходим на дистанцию нашего залпа, и производим отработку задач.   Отстрелялись по всему Балтийскому флоту, отбежали в сторону еще миль на 30. Потом вернулись. Когда пришли, командующим флотом адмирал Владимир Егоров говорит, ну, что нельзя было поддаться что ли? У нас тут зачетные учения.
 Так завершился один из самых трудных и самых значительных походов кораблей Балтийского флота за последние 20-летие.
«Что дал этот поход с точки зрения развития ВМФ?», - задаю этот вопрос своим собеседникам.
-  С точки зрения развития ВМФ? – Переспрашивает Александр Эдуардович Железняков. - В принципе, с ЮАР, не было никаких отношений, они появились. Это раз. Мы сделали наработки по изучению Мирового океана в этих районах. На основе наших докладов появились и различные разработки, в том числе, по уточнению географических карт, навигационных знаков и т. д . Ведь это был первый поход российского военного корабля вокруг Африки с того момента, как появился Суэцкий канал.
Это была демонстрация Андреевского флага. Подготовка экипажа. Но, увы, все это размылось. И с точки зрения развития ВМФ, этот поход был не очень-то и существенным. Только тогда, когда такие походы будут частыми, а корабли будут постоянно находиться в море, вот тогда Военно-Морской флот России получит свое новое развитие.
Василий Никонорович Апанович считает, что это был важный поход с точки зрения «физической выносливости личного состава»
 - Поход был очень тяжелым! Если у нас зимой – холод, то там, в Африке, в это время года – жара. Температура в боевых постах доходила до 45-50 градусов. Надо учитывать при строительстве современных кораблей, что они должны быть оснащены кондиционерами не только в кают-компании, но и в каютах, кубриках, на боевых постах.
В походе  были выявлены и ряд недостатков, например, сбои в работе электромеханической установки, которая в разных климатических условиях вела себя по-разному. Не секрет, что у нас в систему охлаждения подается забортная вода, и когда ее температура доходит до 30 градусов, это не есть хорошо. Идет большой расход мазута. Высокая температура влияла на работу и других узлов и механизмов, но все-таки это было не существенным, и не сказалось на общем выполнении задач.
И самое главное, мы никого не потеряли за время похода. Кроме капитана танкера. Корабль вернулся полностью в строю, пройдя 20 тысяч миль. Показал хорошую способность техники , вооружения , подготовку личного состава.
Командир эсминца «Настойчивый» в дальнем походе в ЮАР Олег Будин называет этот поход корабля БФ самым важным из всех, которые были за последние 20 лет.
- К сожалению, сегодня на флоте осталось не много людей, которые были в этом походе. И было бы здорово написать об этом книгу. Так как считаю, что это был самый важный поход корабля Балтийского флота за все время после распада СССР. И важно было бы обобщить этот опыт по испытанию нового корабля проекта 956, в столь длительной эксплуатации на ходу в экваториальных широтах, без захода в базы, где  могла бы оказываться квалифицированная помощь.
       Командующий Балтийским флотом (1991-2001 гг.) адмирал Владимир Егоров:
       - Я считаю, что визит в Кейптаун был свидетельством глубокого уважения Россией ЮАР.
       Мы в свое время, когда учились в школе, считали что ЮАР – это чуть ли не рабовладельческая страна.  Но, конечно, мы сильно ошибались. Это достаточно красивая, современная страна, богатая природными ресурсами, с которой Россия должна поддерживать экономические, культурные, любые другие контакты.  Мы должны присутствовать там.
       И второй момент. После этого похода судостроительный завод получил госзаказы на строительство эсминцев проекта «Настойчивый» для Китая каждый по 350 миллионов долларов США каждый, а в общем итоге более 1 миллиарда долларов США. Эти деньги пошли не просто на строительство кораблей. Были сохранены рабочие места на ближайшие шесть лет, специалисты, которые позже приняли участие в строительстве для ВМФ РФ кораблей новевших модификаций – фрегатов, корветов. В этом смысле я считаю, поход «Настойчивого» крайне важным и для Балтийского флота,  и для ВМФ России,  и для всей страны. 
Из походного дневника. 30 апреля 1997 года завершен поход ОБК, в 9.00 в порту Балтийск под руководством  командующего БФ адмирала В.Г.Егорова с участием членов военного совета БФ, офицеров штаба БФ, руководителей города, области, командиров соединений, членов семей военнослужащих состоялась торжественная встреча участников дальнего похода. По установившейся традиции командирам кораблей вручили по жареному поросенку, отличившиеся в ходе дальнего  похода поощрены в приказах МО РФ, ГК ВМФ, командующего БФ.

Юрий ДМИТРИЕВ.