ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?
Давно доказано, что для нас существует лишь то, чему мы знаем название.
Все, у чего нет имени, как будто и не существует для нашего сознания.
Например, в одном из исследований ученые установили, что аборигены, знающие названия только четырех цветов (синий, желтый, зеленый, красный) другие цвета не различают.
А психологи знают о том, что неспособность выразить эмоции словами, назвать и определить их, приводит к невозможности их испытывать. Существует даже такое заболевание как алекситимия, в результате которого человек становится частично недееспособным, т.к. для него проблематично принимать даже самые простейшие решения. Логика действует безупречно, но нет эмоций – топлива для желаний, а следовательно, нет и мотива действовать.
Дэниел Гоулман, известный психолог и научный корреспондент, приводит в «Эмоциональном интеллекте» ситуацию, когда алекситимик не мог назвать дату встречи со своим врачом: о каждом дне недели он мог привести аргументы «за» и «против». А вот выбрать один из них оказался не в состоянии. Все логические аргументы были ему безразличны.
К чему это все я?
Да к тому, что наш словарный запас, оказывается, влияет на восприятие мира и на качество нашей жизни, как бы парадоксально это ни звучало!
Для каждого человека мир ровно таков, каким он его знает и что может назвать в нем и о нем.
Нейминг (искусство давать имена) становится инструментом не только познания, но и созидания.
До тех пор, пока мы не назвали мельчайшие частицы кварком, мы не могли их расщепить. Хотя бы потому, что они не существовали для нас.
Переводчики иногда сталкиваются с проблемой того, что определенное выражение невозможно адекватно перевести на другой язык просто потому, что там нет такого понятия!
Нет слова – нет явления.
По крайней мере, это правило справедливо для нашего разума. Возможно, именно поэтому говорят о том, что объективная реальность принципиально непознаваема? В ней слишком много аспектов, которые мы не воспринимаем, чему мы не знаем названия.
В быту наш уровень знаний часто определяет и наш уровень жизни. Зная больше, мы стремимся к большему. Проще говоря, не зная о существовании Гавайских островов, я вряд ли туда захочу поехать!
Конечно, сами по себе знания не дают успеха, счастья или денег. Но они способны помочь на пути к успеху.
Знания в наши дни можно получать по-разному. Конечно, остается классический путь академической науки. Но все больше в наши дни специализации в науке и она становится подчас слишком узкой, чтобы составить себе представление о законах мира. И даже выбрав этот путь, никуда нельзя деться от постоянного самостоятельного обучения, расширения области знаний.
Проще всего и логичнее всего это делать при помощи чтения. Тщательно выбирая, на что стоит тратить столь драгоценное в наши дни время.
На одном из семинаров по успеху, участники группы очень доходчиво обосновывали, почему успешный человек должен читать и изучать не только область своей специализации или профессии. В числе обязательного чтения мне назвали и художественную литературу, способную сформировать правильные стремления, этические принципы и даже настрой.
На примере героев классических произведений, по мнению группы, вполне можно сформировать свое собственное отношение к тем или иным жизненным ситуациям, определить свои собственные жизненные приоритеты. А без четко расставленных приоритетов и принципов успех невозможен.
Чтение способствует не только расширению кругозора, способности «увидеть» множество «названных» вещей в мире, осознать их и принять, но также и жизненному успеху!
Знаешь больше = можешь больше.
Так что чтение «правильных книг» (оказавшихся в нужное время в нужном месте) является важной составляющей личного прогресса.
Звучит достаточно напыщенно. Однако в быту именно так все и работает. Иногда книги, словно сами собой, ложатся в руки, их приводят совершенно неожиданные обстоятельства.
Возможно, что в другой время и мысль бы не пришла взять в руки эту книгу \ почитать этого автора \ погрузиться в этот жанр…
Однако же, открываем, листаем…
И в какой-то момент читаем буквально одну фразу или абзац, отпечатывающуюся в сознании намертво.
И понимаем: «Вот оно! То самое слово, ради которого я читаю эту книгу…!»
Интуиция, какое-то неназываемое чувство или внутренняя потребность приводят в руки «ту самую» книгу. И она способна многое изменить в восприятии, а иногда и в жизни.