Почему Бог не ввел Моисея в землю обетованную?

Николай Павлович Кормаков
       ВОПРОС:  В отношении святых и даже Моисея как Вы думаете, всегда ли Бог был доволен Моисеем, и почему Он не ввел его в землю обетованную?

       ОТВЕТ:  Дорогой брат мой в Иисусе Христе!

       Естественно, что "святой" не значит безошибочный. Примеров тому в св.Писании достаточно. Безошибочен один лишь Бог. Однако, вопреки мнению многих современных теологов, это не значит, что формула "всякий человек грешен" абсолютна. Более того: "рожденный от Бога не делает греха" (1Иоан.3,9,6).

       Вот, что говорит слово Божье о Моисее.
"Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле" (Числ.12,3).
"Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом моим Моисеем - он верен во всем доме Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит" (Числ.12,6-8).
Свидетельствуя о себе, Моисей говорит: "Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу я делаю сие", - и далее Моисей доказывает это тем, что слово, которое он говорит (в данный момент - о нечестивых людях) в точности Господь исполняет (Числ.16.28-33).
      
       Моисей всегда старался делать то, что ожидал от него Бог. В душе его, однако, все время сталкивались два чувства: чувство верности в исполнении воли Божьей и чувство опасения, что Бог оставит народ Израеля за его противление Богу. Насколько это было для него остро, говорит его реакция на слова Бога, предложившему произвести от него новый народ, а этот народ уничтожить за его упрямое следование греху: Моисей в сердцах восклицает, что в таком случае, т.е. если Бог решит стереть с лица земли его народ, то пусть и его имя сотрет из книги жизни. Через таковую реакцию Моисея Бог пророчествует людям о Своей любви к людям, что Он, Бог, не пощадит и Самого Себя в Лице Своего Сына, чтобы спасти людей от вечной смерти, ибо "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих", - что Бог и сказал через несколько веков, воплотившись для спасения людей в БогоЧеловека, Иисуса Христа (Иоан.15,13).
       Однако вот наступает особенный  момент: израильтяне подходят к земле, которую им обещал дать Бог, но которую с помощью Божьей они должны завоевать (у перешедших грехами всякое долготерпение Божье живущих там племен), прилагая и собственные  усилия для ее достижения. Бог во всем желает сотрудничества с человеком. 
Для того чтобы осмотреть  поближе эту землю, Моисей посылает туда на 40 дней двенадцать избранных им мужчин (разведчиков). Вернувшись, они сообщили, что земля действительно необыкновенная, но населяют ее большие и сильные люди. Некоторые из  разведчиков, убоявшись поражения, стали устрашать народ, распространяя мнение о невозможности победить населявших эту землю племена.  Возмущенный народ стал требовать низложения Моисея и Аарона.  Видя, что это может привести к непоправимому, боясь, что действия народа вызовут гнев Божий, Моисей и Аарон, молча, упали ниц.
      И вот - единственный раз Моисей не оправдал ожиданий Бога,  боясь, что действия его народа против слов Бога могут окончательно погубить этот народ: "И пали Моисей и Аарон на лица свои пред всем собранием общества сынов Израилевых" (Числ.13.5). Моисей это сделал из любви к народу своему, потому и говорит, что «Бог прогневался на него за народ» (Втор.4,21).  Бог, однако, выставляет в пример тут двух других человек из бывших разведчиков: Халева и Иисуса Навина, которые не глядя на то, что рискуют своей жизнью, воспротивились действиям народа своего, убеждая народ в правде Божьей (ибо нельзя сомневаться в слове Бога) (Числ.14,6-9). Народ побил бы их камнями, но Бог не допустил этого: «Явилась слава Господня в скинии пред всеми сынами Израилевыми» (10). Бог воспринимает молчание Моисея и Аарона перед народом, как неповиновение Ему: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Числ.20,12)
Моисей очередной раз выпрашивает прощение для народа (13-20). «И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему. Но жив Я, и славы Моей полна земля … Все, видевшие славу Мою …. ,(но) все раздражавшие Меня, не увидят ее (землю обетованную)» (20-23). Т.е. Бог ясно показывает, что молчание (в нужный момент) Моисея и Аарона принимает, как единение их с действиями воспротивившегося Ему народа. Иногда и "молчанием предается Бог".
Духом Святым здесь Бог показывает людям последующих поколений, что ожидает от доверившегося Ему человека "совершенного повиновения" (Числ.14,24), ибо далее изрекает: «Но раба Моего Халева, за то, что на нем был иной дух, и он СОВЕРШЕННО ПОВИНОВАЛСЯ МНЕ, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее» (24).

       Очень поучительно определение Божье народу Израилеву, усомнившемуся словам Бога: «Не войдете в землю … кроме Халева и Иисуса Навина (ибо только они и остались верны слову Божью) (30) … Сыны ваши будут 40 лет в пустыне по числу дней осмотра той земли (год за день), ДАБЫ ВЫ ПОЗНАЛИ, ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ОСТАВЛЕННЫМИ МНОЙ» (Числ.14,34). Вот истинная причина блуждания по пустыне Израиля в течение целых сорока лет вопреки мнению современных теологов, объясняющих это тем, что это было необходимо для нарождения нового поколения Израиля, уже не знавших египетского рабства. Последнее явилось лишь следствием их упорства и маловерия: не захотели измениться подчинением слову Божию, - так подчинились силе обстоятельств.

       Слово пророка Божия не может не исполниться. А о действиях человека духовного может судить лишь Бог. Так говорит Дух Святой устами ап.Павла, т.е. Бог Сам даст относительно его Свое определение.
Говорю так, потому что сам пережил следующий опыт. В беседе с одним человеком был затронут вопрос об инквизиции. Мне казалось, что двух мнений в этом вопросе быть не может. Однако то, что я услышал, потрясло меня: «Так, эти вещи для нас представляются ужасными и жестокими. Ну, а что любое общество делает с убийцами? С настоящими, хладнокровными серийными убийцами? – Лишает их жизни (непосредственно, либо полной их изоляцией от общества). И это речь идет о защите временной (только земной) жизни граждан. Насколько же более правильным было, следовательно, делать таковое с теми, кто сознательно убивает души людей, лишая их жизни вечной? Так что, если таковые люди существуют (а это так) и они действительно были выявлены, то разве можно удивляться таковым действиям власти?».

Истинен Бог.