Из Этюдов об оркестре. Как это происходит

Марк Лоткин
     Работу оркестра можно четко представить в трех основных проявлениях -
1) репетиции; 2)концерты и 3)записи.
Последние бывают двух видов : аудио  и  видео. Впрочем, концерты тоже зачастую записываются. Есть ещё один подвид - работа радиооркестра, который почти все концерты
играет, что называется, в прямом эфире, то есть - в живой трансляции, онлайн.
     Основную часть рабочего времени оркестрантов занимают   р е п е т и ц и и .
     Симфонический оркестр, как правило, каждую неделю играет новую программу, таким образом репетиции в конце недели завершаются концертом или несколькими концертами.
Иногда за одну неделю бывает и несколько разных программ.
     Очевидно, что целью существования оркестра и, так сказать, результатом всей деятельности является  концерт. Это верхушка айсберга, большая часть которого(репетиции)
скрыта от взора (и слуха) публики.
     Репетиции существуют нескольких видов. Это -  групповые, общие, генеральные и акустические.
     При необходимости особо тщательной подготовки сложного в техническом отношении произведения используют   г р у п п о в ы е  репетиции, когда каждая оркестровая группа работает над материалом отдельно от других. Так, струнники ( 1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели и контрабасы) занимаются со своими концертмейстерами (руководителями групп),
духовики (деревянные и медные ) и ударники  -  так же.
     О б щ и е   оркестровые репетиции ( продолжительностью от трёх до четырех с половиной - пяти часов) и уже с дирижером являются основной формой репетиционной работы.
     Накануне концерта происходит   г е н е р а л ь н а я   репетиция (три - три с половиной часа), задача которой прогон всей программы в том виде , как это должно быть на концерте.
     В двух случаях применяется  а к у с т и ч е с к а я   репетиция:
1) перед трансляцией концерта по радио или ТВ (а также всегда перед концертом, если это оркестр Радио и/или ТВ);
2) перед концертом в зале, где оркестр выступает не постоянно -  то есть либо на гастролях, либо на выездном концерте.
     Такая репетиция (обычно от получаса до часа с четвертью) необходима для установки баланса звучания в незнакомом помещении или настройки микрофонов и телекамер при трансляции и/или записи концерта.
     Следует сказать, что наряду с произведениями  для оркестра, программы концертов часто включают сочинения для сольного инструмента и/или солистов-певцов с хором в сопровождении оркестра.
     В таких случаях солисты и хор присоединяются к оркестру,как правило,не сразу , а за день - два до концерта, когда всё сводится в одно целое.
     В работе оркестров оперных театров есть некоторое отличие в силу специфики жанра.
Там существуют   к о р р е к т у р н ы е   репетиции (когда оркестр осваивает нотный материал без солистов); о р к е с т р о в ы е   - с солистами; п р о г о н ы  -   когда спектакль исполняется целиком (прогоняется от начала до конца) , генеральные и акустические.

     Отметим ещё один немаловажный момент. Кроме вышеописанной репетиционной работы , артисты оркестра, заранее получив необходимый нотный материал, систематически разучивают свои оркестровые партии.Эта работа начинается задолго до первых репетиций( на которые оркестранты приходят подготовленными ) и продолжается параллельно с общим репетиционным процессом. Исходя из всего этого ясно, что труд оркестрового музыканта не ограничивается
работой в оркестре, а предполагает систематические домашние занятия на своём инструменте.