Кинокритика Экипаж

Саша Погодинский
Любовь зла
Брошу я хорошего
Выйду за поганого
Пуская люди говорят,
что я как Гаганова
Частушка хрущёвской эпохи

Один из сюжетов многопланового фильма «Экипаж», - судьба семьи лётчика  Ненарокова. Это притча о русской женщине. Она объясняет трудные судьбы многих русских женщин. Можно придумывать чертам личности этих женщин разные названия. Суть одна – судьбу свою они выбирают сами. Ну, а тот, кто с ними свяжется – тоже.
Действительно, что происходит в фильме? Жена допекает своего мужа, этого лётчика, вынуждает его уйти из семьи, оставить любимого сына. Чего бы ей надо? Муж лётчик. Престижная профессия, огромные заработки по тем временам. Её любит, сына любит. Можно сказать, что отказа она не знает ни в чём. Вполне может не работать, а воспитывать сына. Так чего ей надо? Тем более, что взял он её откуда – то из деревни. Можно сказать, поднял из грязи…
Вот! Этого она ему и не может простить. Благодеяния вообще прощают с трудом. Тем более в нашей стране. Трудно представить  себе немку, или француженку, которая ушла бы от такого мужа попросту в никуда.
При встрече  в южном городе, где она живёт с новым мужем, она объясняет  -Я тебя никогда не любила… Ну что же, бывает. Любовь чувство таинственное и трудно поддающееся рациональному анализу. Но надо, по-крайней мере, предполагать, что нового мужа она любит? Трудно представить, как это ей удаётся. Это попросту вахлак. Не сильно грамотный, не ровня лётчику. Но вполне уверенный в себе, в своём положении. Он – хозяин в своём доме. Нет, по всему видно, что здесь она излишним вниманием не окружена. Так оно ей и не нужно. Это русская женщина.  Она должна быть немного несчастна. Таков уж менталитет. Она от нового мужа получает то, что ей требуется:  она твёрдо знает своё место где-то в районе печки,  наверное может без проблем и схлопотать, например, за  противоречие. И это то, что ей надо? Может быть не совсем то. Её вопрос бывшему мужу, не хочет ли он всё вернуть назад, не кажется такой уж провокацией. Но она быстро одумывается – назад пути нет.
Похожий образ  в фильме «Зимняя вишня». Там также женщина выбирает совершенно бесперспективный, нудный, обидный вариант, отказавшись от того, что представляется мечтой множеству других женщин.
Она тоже поменяла «жизнь» на любовь.
Трудно понять и отделить, что здесь от «тургеневских женщин», а что взращено советской мифологией, которая наряду с культом  самозабвенного труда на пользу Родине и Народу, создавала культ возвышенной и (самопожертвованной) беззаветной любви.  Противопоставлялась ей любовь в царстве «голого чистогана», где они до того докатились, что составляют брачный договор.
На самом деле ничего удивительного в нестыковке морально-нравственных норм с реалиями жизни нет. Здесь всеобщая, присущая всей идеологии социалистического общества, изначальная  противоречивость. Идеи, заложенные в основу общества, были нереализуемы. И вся дальнейший «путь борьбы и побед», как раз и был непрерывными попытками совместить несовместимое. Что  в конце – концов закончилось крушением системы. Можно спорить, о том, каким могло бы быть это крушение. Но, сомневаться в том, что система была обречена могут люди или очень недобросовестные или очень глупые.