Кинокритика Начальник Чукотки

Саша Погодинский
«Начальник Чукотки.»
Смотрел одноименный фильм по ТВ. Скуки ради , от нечего делать. Посмеивался. И вдруг начал «въезжать». А фильмец – то не простой. С подтекстом. Это, не комедия, а сатира на наш  социалистический строй, на нашу Великую, молью траченную,  ныне утраченную Родину. Это ведь вся наша революция в выпукло-карикатурном виде представлена. Это ведь характерный пример того, как хитроумные интели гадили Родине и родной и заботливой власти. Узнать бы, кто режиссёр – еврей, должно быть. Все они так, правду сказать боялись и потому протаскивали мысль из-под Тишка. Зачем? Всё равно никто не догадается. Вот ведь и я, вроде не вчера родился, и понял уже всё про Советскую страну, но тоже ведь не сразу въехал. Я ведь этот фильм который раз гляжу. Правда, никогда целиком.
Ведь что он делает. Он проводит экспроприацию. Его, придурка, не учили, что чужое брать нельзя. Чукчи это знают, а он нет. Он попросту молод, глуп и плохо воспитан. Он с Лениным в башке и с наганом в руке. А Ленин так и говорил – «Грабь награбленное!» (Поэтому, когда мы сейчас возмущаемся, Что это нас без штанов оставили в такой богатой стране – это мы зря. Так завещал Ленин).
Но он-то пока ничего не знает  о внучатах Ильича: Гайдарах, чубайсах и олигархах. (Их перечислять нет смысла, во-первых, их много, во-вторых, мы уже видим, как  лихо из-под них вытаскивают награбленное новые олигархи. Суть не меняется, а только имена.)
Чукчи боятся брать чужое. Приходится командовать. Заставлять. Так сказать, раскачивать на воровство. (Нет народ наш не был предрасположен к тому, чтобы брать чужое. Это мы наблюдаем результаты длительной идеологической работы партии. Людям разъясняли, что чужое, а что нет. Они поняли. Поэтому теперь срезают провода и бронзовые статуи. Не все, конечно. Вон маршал Жуков так и стоит на гордом скакуне. Причём критики видят лишь неверно выполненную лошадь. В самом маршале они изъянов не замечают.)
Начальник чётко проводит большевистскую идею –Хоть револьвером, хоть под дулом автомата с собаками, но в светлый мир социализма народ загнать.
Чукчи неорганизованно веселяться по-своему. Входит начальник – смех смолкает. Он пока без усов и без трубки, но народ ужа понял суть. Он пока никого не расстрелял, но его уже бояться.  Почему боялись после, догадаться не трудно. Ведь и при Никите боялись, а террора уже не было – крик один. И при Лёне боялись, а ведь милейший человек. И такой добрый, нет-нет,  - слезу пустит. Стоило встать Андропову и страна замерла в блаженном ожидании очередного втыка. Нет, умер быстро. Так мы и не узнали тирана – стихотворца. Но усы и трубка имеют не только прямое, но и обратное действие – репрессий не было, а страх уже был. На самом деле репрессии уже были. Не на Чукотке, а в центре, а также на местах. А на чукчей холодом пахнуло от молодого и несгибаемого начальника, обуреваемого идеей всеобщего счастья.
Сам он гуманен и честен - себе ни копейки. И справедлив. Иначе бы фильм не пропустили.  Но их, таких  был век не долог.
Волна репрессий смела таких начальников и на смену им пришли ленивые и прожорливые прохиндеи. Оставив кое-где место и честным и принципиальным. Кто-то должен был работать и создавать лицо режима, скрывая его истинную харю.
Чудовищная безграмотность его  не карикатурна. Это не гипербола – так и было. Так всегда было у большевиков, которые ставили выше всего преданность партии и лично товарищу Сталину. Суть системы как раз и состояла в том, что управляли всем преданные неучи. А руководить они могли кем угодно – учёными, артистами, писателями, колхозниками. Единственно, кем они руководить не могли, так это обслугой партийных бонз. Здесь отбирали народ поумнее и квалифицированнее.
Но тогда с бесстрашием невежества партийные вожди ставили во главе банков и заводов матросов и рабочих активистов. А во главе сельского хозяйства сельскую голытьбу. Которая таковой стала часто от лени и пьянства. Это умение решать неразрешимые задачи не считаясь с затратами. Отсюда затратная экономика вплоть до заката советской власти. Отсюда воровство которое началось  на её рассвете. ЧК вынужден был бороться с злоупотреблениями властью сразу. Но тогда было ещё не много партийцев, быстро решивших получить за пролитую (не ими кровь)полной мерой.
Обширное воровство стало естественным продолжением. Запреты рухнули, а моральных норм нет уже давно.
Удивляться размерам коррупции могут либо глупцы, либо лукавцы. Всё идёт как завещано было…. А на Чукотку пришёл начальником Абрамович. Он не ворует. Незачем. Да и что там своруешь, на Чукотке? У него тоже есть трудности в работе. Но он обходится, возможно, без нагана. И не учит чукчей брать чужое.