Посещение Валаама

Артем Кресин
                Посещение Валаама
Первые посещения острова Валаам экскурсантами, открылось в пятидесятых годах. Начинались экскурсии с Речного вокзала, расположенного в Невском районе Ленинграда. Время года - май месяц. Наше предприятие организовало одно из первых такую экскурсию.  Отходили от пристани  в 17 часов.  К сумеркам прошли Неву и мимо Шлиссельбургской крепости (Орешка) вышли в Ладожское озеро. Некоторое время побродили  по палубе в темноте. Полюбовались  ладожскими волнами, видимыми только у борта судна, дальше была черная ночь.  Наконец разошлись по каютам, с предвкушением  событий завтрашнего дня.
Проснулись утром от громкого скрежета.  Оделись, вышли на палубу. Оказывается в северной части озера, в конце мая еще сохранилось  много не растаявших ледяных полей.  Нашему судну пришлось преодолевать эти поля, раздвигая плавающие льдины, что и было причиной скрежета. В ресторане теплохода нас ожидал завтрак. Вдали показался остров Валаам. Вскоре после завтрака мы причалили к острову. Я в числе других любителей рыбной ловли, поторопился  сойти на берег и пошел по дороге пересекающей остров, в поиске внутренних озер, которых   было довольно много.  Вскоре мы увидели идущую по дороге кавалькаду туристов с нашего теплохода, свернули наши снасти и присоединились к экскурсии.
Целью нашей прогулки был осмотр того, что осталось от  старинного                Спасо Преображенского Собора Валаамского монастыря, которым когда то славился на всю Россию как сам остров, так и  Ладога.
Данная экскурсия была организована  профсоюзом нашей организации, следовательно, большинство экскурсантов были знакомы между собой. Так, любуясь окружающими нас пейзажами и перебрасываясь мнениями об увиденных красотах, мы подошли к монастырскому поселку, и затем к самому собору.   
Мы вошли внутрь собора, от которого  оставались только стены и купол. Дверей не было, оконные проемы пусты, от иконостаса только обрешетка. Но на стенах сохранились фрески. На наш непрофессиональный взгляд они были чудесны. На вопрос – почему такая красота не сохраняется и не реставрируется, экскурсовод дала разъяснение, что, по мнению специалистов,  эти фрески не представляют художественной ценности, а их религиозная или культовая ценность, тем более не интересует руководящие органы. После осмотра фресок и  внутренней архитектуры собора, мы вышли в поселок.
 А теперь можно перейти к главной теме этого очерка. Я не собирался описывать красоты природы острова Валаам, его историю и историю монастыря. Я не собирался  описывать экскурсию. И то и другое сделано более профессионально соответствующими специалистами.
В конце войны, и после ее на улицах  Ленинграда мы видели очень много инвалидов войны, Некоторые были изувечены физически, и их увечья были видны. Некоторые имели вид здорового человека, но их здоровье было подорвано изнутри. Были и больные психические. Руководители наши посчитали, что эти люди портят вид красивого города, и большинство из них были убраны с городских улиц. Конечно, это было  обосновано заботой об этих людях, желанием поселить их среди красивой природы, в тишине лесов и озер. В результате они были практически изгнаны из общества и изолированы.  Одним из мест их  изоляции был избран остров Валаам. Об этом написал прекрасный писатель Юрий Нагибин в рассказе «Богояр». Но поскольку я пишу воспоминания о реальных, виденных мной событиях, то решил и этот  эпизод включить в свои воспоминания, как очевидца.
После осмотра собора мы вышли на территорию монастырских построек, в которых были расселены инвалиды. И увидели жителей поселка. Мы  оказались одними из первых экскурсантов на острове. И для его жителей были первыми посланцами из их прежней жизни. Они очень хотели с нами общаться, и по любому поводу пытались вступить в разговор. Они радостно откликались на наши вопросы. С удовольствием пытались рассказать нам о своей жизни. Видно было, что это  навязанное им одиночество  тяготит их. Это был выходной день. Кто-то спросил их, где можно найти питьевую воду. Тут же одна женщина принесла целое ведро воды, и кружку. Многие предлагали зайти к ним перекусить.  Рассказали, что они могут общаться с материком через город Сортавала, куда ходит небольшое судно. В дни, когда на Ладоге бушует шторм или в период ледостава Валаам  отрезан от мира. Вертолетов в те времена в широком обиходе не было. Широкой сети телевидения  тоже еще не было создано, таким образом они ощущали материк только с помощью радио. Для электроснабжения у них, очевидно, был дизель-генератор. Встреча с этими людьми, наравне с красотами острова  запомнились нам надолго. Через некоторое время, экскурсии на Валаам стали более частыми и регулярными. А затем с острова были удалены и инвалиды, Куда – неведомо.
 Когда мы вернулись на теплоход, обнаружилось, что по чьей-то неаккуратности затлел мох в прилежащем лесу, и возникла угроза лесного пожара.  По радио попросили энтузиастов выйти на берег и помочь в тушении возгорания. Нужно отметить, что большая часть пассажиров и команда теплохода дружно откликнулись на этот призыв,   и возгорание было ликвидировано. На обратном пути опять любовались вечерней Ладогой а утром проснулись уже в Ленинграде.