Такелажники

Артем Кресин
                Такелажники
Если бы меня в молодости спросили, что за специальность – такелажник, я бы не ответил.  Хотя название выглядело красиво и впечатляюще.
       Когда я познакомился поверхностно с их трудом, мне показалось что это просто красивое наименование ломовой работы, то есть это обыкновенные грузчики.  Но волею судеб я стал работать в большой энергетике, где эксплуатировалось такое оборудование, как трансформаторы или генераторы. Вес этих машин составлял десятки  или даже сотни тонн. Эти грузы необходимо перемещать на стройплощадках от места выгрузки до места постоянной установки на достаточно большие расстояния.  И, кроме того, эти грузы надо было поднимать на фундаменты, или другие постаменты, находящиеся выше плоскости, по которой их перемещали, на различные высоты.  Все эти перемещения должны были исполняться с сохранением вертикального положения  оборудования. Грузы с завода приходили на железнодорожных специальных трейлерах на станцию выгрузки. В обязанности такелажников входила транспортировка этого груза до строительной площадки на расстояния от нескольких километров до сотен километров. Эту транспортировку также выполняли такелажники.
      Маршрут перевозки проходил по территории городской застройки. Необходимо было его выбрать таким образом, чтобы находящиеся на трассе мосты над реками, над железнодорожными путями и виадуки были рассчитаны  на перемещение  подобных грузов. Зачастую  грузы надо транспортировать по улицам оборудованных трамвайными  или троллейбусными линиями, где возникала опасность задевания грузом троллейных проводов. Перевозки в этих случаях могут проводиться только в ночное время, когда с этих проводов может быть снято напряжение, а в некоторых случаях эти провода необходимо приподымать, или даже временно демонтировать.
Иногда эти грузы требуется перемещать и в горных районах, и в болотистой местности. Всю эту и организационную и техническую работу должны выполнять такелажники.
Примером такелажной работы, может быть ввод ротора генератора  весом до100 тонн в отверстие статора при зазоре насколько миллиметров – уникальная операция.
Мне часто приходилось наблюдать за работой такелажных бригад. В них работали, конечно же, здоровые мужчины. Бригадир и большая часть бригады имели большой опыт.
         И я всегда с удовольствием смотрел на их работу. Они почти не разговаривали. Каждый знал свое место, каждый знал, что ему надо делать.  Слаженность в работе, казалось, доведена до совершенства. Если кто-то брался за шпалу, чтобы подложить ее под  оборудование, он был уверен, что его товарищ тут же возьмется за другой конец шпалы. 
        Очевидно работник, любивший сачковать, в этой бригаде более одного рабочего дня работать не мог. Так  у меня и осталось навсегда восхищенное отношение к этим людям, и слово такелажник стало вызывать большое уважение.