По 55 широте

Юрий Баранов
              Я прошагал и проехал по 55 широте в междуречьях Тобола, Иртыша  и Оби не одну тысячу километров, износил не одну пару болотных сапог, прожег у ночных костров немало ватников, но везде, где бы я, ни жил,  меня никогда не переставало удивлять  массовое увлечение сибиряков охотой.

                Открытие осенней охоты на водоплавающую птицу здесь священный ритуал, которому предшествуют  многодневные сборы.

                И кого я только не встречал на берегах местных озер: рабочих и служащих, военных и учителей, врачей и новых русских. Все они приезжают сюда в одиночку или группами. И там, где озер немного,  а поклонников Дианы сотни, выстрелы на утренней заре сливаются иногда в сплошной торжествующий гул.

            Такое мне приходилось слышать на озерах Саргуль и Сарыбалыкском в  Новосибирской, Камышном и Андреевском в Омской.

       Не каждый смертный может спокойно наблюдать и слушать этот долго непрекращающийся гул. Не однажды я видел, как  какой -нибудь механизатор, оставив свой комбайн, почти возле самого уреза озера, и не переодев спецовки, с ружьем наперевес торопится почти бежит туда, где гремит, ни на минуту не прекращаясь лихорадочная  стрельба его собратьев по страсти, и где высоко над камышами носятся ошалевшие от шума и страха серые утки.

          -Для нас открытие осенней охоты на уток, как пасха для христиан,- простодушно улыбаясь, -объяснил мне это явление охотник из села Сарыбалык - все, что по воде плывет, то нам Бог дает.

              Я не могу без волнения смотреть на карты российских областей, по территориям которых пролегли маршруты моих бесконечных скитаний и походов с ружьем, рюкзаком, удочкой. Ах, эти карты! Иногда по ним я выбирал для себя и для своей семьи новое место жительства, определяя тем самым на долгие годы свою судьбу и судьбу своих детей.

               Села, которые я выбирал, всегда были прижаты к озерам, и у меня щемит сердце, когда я вспоминаю, сколько друзей охотников оставлял я, когда переезжал на новое место. Ведь они не только бескорыстно передавали мне опыт поколений. Вместе с ним я проходил азбуку жизни, вечными учениками которой каждый из нас  является до конца своих дней.

                Мы  возвращались   в кузове «Трумена» домой.  Нас было шестеро. Четверо, уже сморенные майским солнцем,  спали вповалку на подстеленной пшеничной соломе.  У меня тоже слипались глаза, но я слушал, почти не перебивая Николая Пошевина. Он, добывший за свою жизнь почти двести волков, рассказывал о повадках и способах  добычи этого зверя, которые он применял в своей многолетней практике.

           Пройдет год, и на основании его  рассказа я напишу художественный рассказ о волках. Опубликованный в районной газете, его прочтет и Николай.  Встретив меня на одной из улиц  Здвинска,* он спросит.

- Это ты все написал, основываясь на моих рассказах?
Я подтвердил его предположение

Здвинск* - райцентр в Новосибирской обл.