Игра развивает

Гадаев Алексей Вениаминович
 Взрослый при взаимодействии с ребенком должен постоянно помнить об особенностях его эмоциональной сферы, способствуя аффективной регуляции ребенка и оптимальным способам его социализации. Например:

 

- необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды;

 

- не надо пытаться в процессе занятий  с «трудными» детьми полностью ограждать ребенка от  отрицательных  переживаний. Важно помнить, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие;

 

- чувства ребенка нельзя оценивать – невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того. Что он переживает. Как правило, бурные  аффективные реакции ребенка – это результат длительного сдерживания эмоций.

 

Эмоциональное развитие ребенка в возрасте от 6 до 11 лет напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения – он начинает учиться в школе.

 

По-прежнему продолжается бурное развитие и совершенствование «эмоционального языка» ребенка. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на всё яркое, необычное, красочное.

 

Со временем ребенок  начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди сверстников, боятся  их осуждения. В школьном возрасте обычно наблюдается снижение эмоциональной возбудимости – возрастает умение ребенка владеть своими чувствами.

 

В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.

 

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важных задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации.  Но при этом ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых.

 

Следует отметить, что неадекватные реакции у детей в этом возрасте могут выражаться по-разному, в зависимости от типа темперамента ребенка, и носят защитный, компенсаторный характер.

 

Способ переживания и выражение собственных эмоций в огромной мере определяет то, кем мы являемся.

 

Эмоции   и эмоциональная экспрессия – это основные элементы психического опыта человека. Эмоции придают особую ценность событиям и повышают вероятность определенных действий. То есть эмоции указывают нам, на что обратить внимание и что проигнорировать, к чему приблизится и чего избежать. Эмоциональный опыт , экспрессия и способность детей к эмоциональной регуляции влияют на качество их социальных интеракций и отношений и потому закладывают основу раннего развития личности. С самого раннего возраста дети учатся, опираясь на эмоциональную экспрессию окружающих. Эмоции помогают детям лучше узнавать себя и окружающих. Наблюдая свои и чужие эмоциональные проявления, ребенок учится  идентифицировать и отслеживать собственные чувства  и поведенческие реакции. Отношения между ребенком и опекуном играют важнейшую роль  в этом процессе. Ибо они создают базовые условия для того, чтобы дети проявляли эмоции, получали  не травмирующие психику наставления и не выходили за определенные рамки. Авторитетными можно назвать таких родителей, которые  устанавливают для ребенка границы, сенситивные к индивидуальному развитию и потребностям и одновременно заставляют учиться управлению эмоциями.

 

2. Эмпирическое исследование «влияние интерактивных игр как средства развития эмоциональной сферы личности младших подростков компенсирующего класса обучающихся по коррекционно-развивающей программе».

 

2.1. Организация эмпирического исследования влияния интерактивных игр как средство развития эмоциональной сферы личности  младших подростков компенсирующего класса обучающихся по коррекционно-развивающей программе».

 

Для эмпирического исследования были сформированы две группы учащихся пятых классов: 1-я  - контрольная   15 человек из 5 –а класса обучающихся по обычной программе обучения, 2-я  - экспериментальная из 7 человек 5-б компенсирующего класса обучающихся по коррекционно-развивающей программе, в которой проводились интерактивные игры. Для выявления истинных тенденций развития эмоциональной сферы младших подростков были использованы:  методика диагностики показателей форм агрессии (А. Басса и А.Дарки); проективная методика «Рисунок несуществующего животного (РНЖ), подкрепляемые опросом обучающих их учителей. Проективная методика рассматривалась  в исследовании как наиболее эффективная для обнаружения скрытых завуалированных или неосознаваемых действий и мотивов младших подростков, которые чаше всего трактуются как негативные, нежелательные и нуждающие в подавлении.

 

Диагностическое исследование проводилось в два этапа. Исходя из целей работы, вся эмпирическая программа состояла из двух этапов.    1 –й этап включал констатирующий эмпирический эксперимент, в процессе которого проводилась диагностика контрольной 5 а класса с обычной программой и

 

5 - б класса компенсирующего обучения по коррекционно-развивающей программе.  Диагностика проводилась: по методике форм показателей агрессии (А. Басса и А.Дарки) и проективной методике «Рисунок несуществующего животного»(РНЖ).

 

2- й этап предполагал интерактивные игры по книге «К. Фопель. Как научить детей сотрудничать?»  «Генезис» М. 2006. Часть 1. Глава 3. Чувственное восприятие. с.67-92. Часть 2. Глава 5. Умением ладить с людьми. с. 241-271. Часть 4. Гл. Как добиться успеха? с. 425 – 454. с   5-б классомкомпенсирующего обучения по коррекционно-развивающей программе.

 

С классом 5-б, где проводились интерактивные игры  с целью обеспечить понимание мотивов своего поведения, интерпретация их поведения окружающими людьми, что в конечном итоге позволяло научить школьников способам управления своим поведением. По окончании эмпирического исследования который проводился  с интерактивными играми  по книге К. Фопель. «Как научить детей сотрудничать?» в течении 7 месяцев с октября по апрель включительно, один раз в неделю ( 2011-2012). Так же в конце проведения интерактивных игр проводилась заключительная диагностика по методике показателей форм агрессии (А.Басса и А.Дарки) и проективной методики «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ).

 

Класс 5 а являлся в эксперименте контрольным где не проводились интерактивные игры, и где по окончании 7 месяцев с октября по апрель включительно (2011-2012) проводилась заключительная диагностика   по методике показателей форм агрессии (А.Басса и А.Дарки) и проективной методике «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ).

 

 

 

 

 

2.2. Результаты эмпирического исследования «влияние интерактивных игр как средства развития эмоциональной сферы личности младших подростков  коррекционно-развивающего обучения.

 

По окончании работы  было проведено с помощью непараметрических критериев различия Вилкоксона, Клотца, Ансари-Бредли был получен анализ различий изменений,  произошедших на конец эмпирического исследования.

 

Первоначально рассматривались изменения в формах агрессивности у младших школьников у контрольной и экспериментальной групп, выявленных в процессе применения методики диагностики показателей форм агрессии (А.Басса и А.Дарки) и наблюдений педагогов.  По наблюдениям педагогов, агрессивность в контрольной (5 а класса обучающего по обычной программе) увеличилась на 0,575, а в классе с «коррекционно-развивающем обучением» где проводились интреактивные игры (5-б компенсирующего класса) уменьшилась на 0,438.  Агрессивность, определяемая по рисунку «Несуществующее животное», в 1 группе (контрольной, 5 а) уменьшилась на 1,05, а группе 2 (экспериментальной 5 в) увеличилась на 0, 406.

 

В данном случае различия и изменения деструктивной агрессии школьников показывают картину, обратную той, которая получена по предыдущей методике. Это позволяет предположить, что критерии, выбранные для оценки агрессивности по рисунку, касаются не тенденции к враждебности; скорее они показывают проявляемые положительные стороны агрессивности  (активность, уверенность, настойчивость, стремление к лидерству).

 

Выводы.

 

Это значит, что противоречивые на первый взгляд изменения различий агрессивности подтверждают предположение о том, что психологическое благополучие возрастает а процессе проведения интерактивных игр, что подтверждается возрастанием у учащихся из экспериментальной группы активности, уверенности в себе. В контрольной группе, напротив, эти позитивные проявления несколько уменьшились.


Приложение:

К.Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.

 

Хвасталки

 

Игра 27 (с 8 лет)

 

Цели: Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутренние монологи, особенно в сложных ситуациях. Мы подобрали интересную методику, которая позволяет детям частично преодолеть свою застенчивость. Наряду с этим мы можем показать им, как это приятно — радоваться успехам других.

 

Инструкция: Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

 

Сейчас я расскажу, как будет проходить игра, в которую мы с вами сейчас попробуем сыграть. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Важно, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это мое достижение. Ученик, которому я расскажу об этом успехе, скажет: "Я рад за тебя." Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: "Я рад за тебя". И продолжит игру дальше. Вы поняли, как играть?

 

Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижении не всей группе в целом, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества.

 

Анализ упражнения:

 

— Понравилась ли тебе эта игра?

 

— Легко ли тебе было говорить о своих успехах?

 

— Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?

 

— Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

 

 

Тетрадь моих, достижений

 

Игра 28 (с 8 лет)

 

Цели: Помогите ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех, когда они замечают свой прогресс и отмечают свои новые достижения.

 

Пусть каждый ребенок заведет тетрадь своих достижений и будет регулярно заполнять ее как минимум в течение года. Это поможет детям доводить сложные дела до конца и выработать внутреннюю последовательности в делах и решениях. При этом нет необходимости записывать только самые громкие достижения, любой, даже самый небольшой, успех имеет значение. Кроме того, имеет смысл поразмыслить о том, не сделать ли эту тетрадь достижений чем-то вроде "личного дневника", который заполняется только индивидуально. Таким образом, дети могут научиться обсуждать свои идеи только с теми, кто будет относиться к ним с пониманием и будет их поддерживать и подбадривать. Это предохранит их от разочарований и обид.

 

Начните с описания прежних достижений детей, а затем раз в неделю или раз в две недели записывайте или зарисовывайте в тетрадь новые успехи.

 

Время от времени Вы можете просить детей заглядывать в свою тетрадь достижений, чтобы подумать о таких стратегических вопросах, например, как:

 

— Что мне больше всего помогало достигать успеха?

 

— Я один достигал результата?

 

— Насколько важным оказалось для меня сотрудничество с другими?

 

— В каких областях мои таланты более всего развиты?

 

Материалы: Для каждого ребенка: одна тетрадь, бумага, восковые мелки и клей.

 

Инструкция: Я хочу, чтобы вы завели одну очень особенную тетрадь. Эта тетрадь предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Вы никому не обязаны показывать ее. Давайте начнем с того, что украсим обложку этой тетради. Возьмите лист бумаги и напишите на нем большими буквами: "Мои достижения". Внизу подпишите свое имя. Если вам придет в голову какая-то другая фраза, то напишите ее. (Помогите детям найти интересные альтернативы.) Раскрасьте буквы восковыми мелками, при этом выбрав цвета, которые больше всего вам нравятся. Когда закончите, приклейте этот лист на обложку тетради.

 

Теперь вы можете начать заполнять первую страницу тетради. Вспомните свой какой-нибудь особенно замечательный успех. Нарисуйте картинку этого успеха на первой странице своей тетради.

 

Подумайте о том, как сделать так, чтобы дети могли вклеивать в тетрадь свои самые удачные работы по разным предметам.

 

 

Я найду ответ!

 

Игра 29 (с 9 лет)

 

Цели: Для достижения успеха большое значение имеет и наша интуиция. В этой игре мы предлагаем детям простую технику визуализации, которая поможет им интуитивно находить ответы на вопросы.

 

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.

 

Инструкция: Иногда у нас бывают вопросы, ответы на которые приходят в голову не сразу. Порой мы размышляем и так, и эдак, прежде чем находим ответ. Запишите пару вопросов, ответы на которые вы хотели бы найти. Может быть, вы хотите выяснить, почему поссорились со своим лучшим другом. А может быть, вам интересно понять, как собрать деньги на новую компьютерную игру. Возможно, вам хочется узнать, как надо вести себя, чтобы все в классе любили вас. (5 минут.)

 

А теперь я хочу показать вам, как вы могли бы находить ответы на эти вопросы самостоятельно.

 

Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких выдоха...

 

*       *       *

 

Представь себе доску наподобие школьной. Какого цвета она должна быть: черного, зеленого или белого? Выбери тот цвет, который тебе нравится. Представь себе тряпку, которой ты сотрешь с доски все, что написано на ней. Сотри также и пыль с нее. И когда твоя доска станет ослепительно чистой и четкой, подай мне знак рукой...

 

Теперь ты можешь выбрать для себя вопрос и произнести его про себя, чтобы никто из нас не слышал. Отлично!

 

Теперь глубоко вдохни, расслабься и жди, что же ты увидишь на доске. Ты увидишь руку. Возможно, это будет твоя рука, а, может быть, и чья-то еще. В этой руке будет что-то, чем можно писать. Пусть эта рука ответит на твой вопрос, записав ответ на доске. Сделай глубокий и спокойный вдох и позволь руке тщательно выписать ответ на доске. Внимательно смотри на доску, наблюдай, как на ней появляется ответ. При этом ты можешь продолжать глубоко дышать и еще больше расслабляться.

 

Прочитав ответ, подай мне знак. Не торопись, ответ обязательно появится, подожди, внимательно наблюдая за доской... И когда ты прочитаешь ответ, можешь стать довольным собой и сказать себе: "Я могу найти ответ, если успокоюсь и буду внимательно слушать себя".

 

Когда дети впервые пробуют эту визуализацию, может потребоваться немало времени, прежде чем они найдут ответы. Со временем, если проводить эту процедуру регулярно, ответы будут находиться быстрее.

 

Поговорите с детьми и о том, что они могут применять эту методику не только для решения своих личных проблем, но и для того, чтобы вспомнить то, что они учили прежде .

 

Анализ упражнения:

 

— Получил ли ты ответ на свой вопрос?

 

— Этот ответ пришел к тебе в виде слов или в виде картинки?

 

— Не хочешь ли ты сказать группе, о чем ты спрашивал?

 

— Какие еще вопросы ты записал?

 

— Насколько отчетливо ты смог представить себе школьную доску?

 

— Откуда пришел ответ, который ты получил в этом твоем воображаемом путешествии?

 

 

Место для раздумий

 

Игра 30 (с 9 лет)

 

Цели: Для того, чтобы быть успешными, для того, чтобы осознать свои цели, понять, к чему мы стремимся, что нам действительно нужно, мы должны научиться концентрироваться. В этом упражнении мы даем детям эффективную методику визуализации, которая может в этом помочь. В этой визуализации детям необходимо создать для себя некое внутреннее место, защищенное от всяческих помех, где они могут обрести покой, где они получают только поддержку, и у них есть шанс услышать голос своей интуиции. В это "место для раздумий" они могут приходить всякий раз, когда захотят сформулировать и уточнить свои цели, когда им понадобится выработать конкретные шаги по достижению этой цели, или когда им надо будет решить какую-либо проблему.

 

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и восковые мелки.

 

Инструкция : Куда вы направляетесь, когда хотите спокойно о чем-нибудь поразмыслить? Есть ли в вашей квартире такое место, где вы всегда можете сконцентрироваться? Или вы идете на улицу, когда вам надо обдумать какой-нибудь важный вопрос? Можете ли вы привести мне примеры таких вещей, о которых вам приходится иногда размышлять?

 

Я хочу пригласить вас в путешествие в мир фантазии, в нем вы найдете себе самое спокойное место для размышлений.

 

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха...

 

*       *       *

 

Представь себе, что ты идешь туда, где ты можешь побыть совершенно один. Это должно быть такое место, куда не имеет права заходить никто, кроме тебя, такое, где тебе действительно хорошо. Возможно, такое место есть в твоей реальной жизни, а может быть, ты хочешь выдумать его для себя. Обставь его так, чтобы тебе было удобно, приятно и спокойно размышлять о важных для тебя вещах. Если хочешь, там у тебя будет красивый забор, стена и даже стража... (15 секунд.)

 

Теперь представь себе, что там должно присутствовать из вещей, что необходимо тебе для достижения именно того успеха, который тебе нужен. Например, если ты хочешь стать хорошим пловцом, ты можешь устроить в своем "месте для раздумий" прекрасный бассейн со всем тем, что необходимо тебе для тренировок. Если ты хочешь научиться писать прекрасные сочинения без ошибок, ты можешь разместить там компьютер, библиотеку с книгами, которые ты уже читал или которые ты еще только хочешь прочитать, печатную машинку, тетради и много писчей бумаги. Возможно, ты захочешь в этом месте обустроить уютный уголок, в котором ты можешь обдумывать свои цели. Если хочешь, ты можешь поставить там музыкальный центр, который будет играть музыку, которая поможет тебе думать. А, может быть, ты захочешь пригласить туда какого-то человека, у которого ты можешь попросить совета или задать ему вопрос. У тебя сейчас достаточно времени, чтобы обустроить свое "место для раздумий" так, чтобы там к тебе приходили только самые замечательные идеи, которые сделают твою жизнь счастливой и помогут тебе достигнуть всего, что ты пожелаешь. (1-2 минуты.)

 

Хорошо запомни, как выглядит это место, чтобы ты всякий раз мог вернуться туда, когда захочешь почувствовать себя в приятном и безопасном месте, когда тебе надо будет сконцентрироваться, когда ты захочешь сформулировать для себя и продумать какую-то цель, когда тебе нужно будет найти ответ на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы достичь успеха?". И раз от разу в этом надежном и приятном месте к тебе будет приходить все больше отличных идей, и ты сможешь еще эффективнее использовать все вещи, которые там у тебя хранятся.

 

А теперь вновь возврати все свое внимание сюда. Потянись немного, напряги и расслабь свои мускулы и открой глаза. Возьми лист бумаги и нарисуй это место, которое ты себе представил.

 

Анализ упражнения:

 

— Как ты чувствовал себя в твоем "месте для раздумий"?

 

— Что там самое главное?

 

— Что еще тебе может понадобиться в твоем "месте для раздумий"?

 

— Представлял ли ты себе каких-нибудь помощников, с которыми ты мог бы там поговорить?

 

— Почему так важно, что бы ты сам подумал о своих собственных целях?

 

 

Взгляд в будущее

 

Игра 31 (с 10 лет)

 

Цели: Для того, чтобы справляться с ежедневными проблемами, нам необходима своего рода "мечта жизни". Без такого смелого внутреннего взгляда в собственное будущее очень тяжело концентрироваться на промежуточных целях, вдохновлять себя на их достижение и страстно стремиться к их осуществлению. В этом упражнении на визуализацию мы помогаем детям разработать свой личный образ будущего, в котором осуществляется их мечта. Особенно важно это в те напряженные времена, когда дети со всех сторон слышат о том, что от жизни не стоит ожидать ничего хорошего. К сожалению, встречается немало взрослых, которые распространяют свой собственный пессимизм и среди детей. А ведь именно в ситуации изменившейся жизни, когда экономика и рынок труда функционируют по новым правилам, детям нужен истинный оптимизм и мужество иметь собственную мечту.

 

Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.

 

Инструкци я: Вы когда-нибудь задумываетесь о том, что вы будете делать в этом году... через пять лет... через десять лет? С кем вы говорите о том, чего бы вы хотели достичь и что пережить в своей жизни?

 

Я хотела бы, чтобы вы сейчас задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет ваша жизнь.

 

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха.

 

*       *       *

 

Представь себе, что ты ночью лежишь в своей постели и видишь прекрасный сон. Ты видишь самого себя через пять лет... (15 секунд.)

 

Обрати внимание, как ты выглядишь через пять лет... где ты живешь... что ты делаешь... (15 секунд.)

 

Представь себе, что ты очень доволен своей жизнью. Ты еще продолжаешь ходить в школу или ты уже работаешь? За что именно ты отвечаешь? Что ты умеешь делать из того, чего не умеешь еще сейчас, когда ты еще ребенок и ходишь в школу? (30 секунд.)

 

В течение некоторого времени подумай и постарайся понять, что тебе потребовалось сделать, чтобы достичь такого результата. Какие шаги ты для этого предпринял? (1 минута.)

 

Теперь вернись обратно, в настоящее, и хорошо запомни все, что ты увидел и что узнал о самом себе. Потянись немного, напряги и расслабь все свои мускулы и открой глаза...

 

Теперь возьми лист бумаги и опиши, что ты будешь делать через пять лет. Запиши, где ты будешь жить и где работать, во что будешь играть. Напиши, кто будет важен для тебя в твоей жизни. Опиши, как ты достиг всего этого. (15 минут.)

 

Анализ упражнения:

 

— Доволен ли ты увиденным образом своего будущего?

 

— Что тебе там понравилось больше всего?

 

— Есть ли там что-то, что тебе не понравилось?

 

— Если ты не совсем доволен, то что бы ты хотел изменить в своем образе будущего? Какие шаги тебе нужно для этого предпринять?

 

 

Достижение цели

 

Игра 32 (с 10 лет)

 

Цели: Настроиться на успех легче, если предвосхитить его. Особенно, когда мы со всеми возможными деталями представляем, что мы сможем сделать, когда достигнем своей цели. В этой игре дети будут описывать конкретную цель в ходе ролевой игры. Для многих это окажется тем прорывом, который поможет им и на самом деле достичь этой цели. Дети любят эту игру, в ходе которой они могут развивать свой актерский талант и отгадывать, что представляют другие.

 

Инструкция: Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь в этом году. Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов показать группе то, чему вы хотите научиться. (2-3 минуты.) После этого дайте каждому ребенку 2 минуты, чтобы он показал остальной части класса собственную пантомиму. Остальные дети угадывают, что им хотели показать. В больших классах можно проводить эту игру, объединяя детей в подгруппы по 6-7 человек.

 

Анализ упражнения:

 

— Трудно ли было тебе выбрать важную цель?

 

— Как ты себя чувствовал, когда изображал ее?

 

— Веришь ли ты, что в течение года сможешь достичь этой цели? Что тебе нужно сделать для этого?

 

— Чему ты научился, узнав о том, к чему стремятся другие дети?

 

— Откуда ты берешь свои цели?

 

— Не слишком ли они глобальные? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые?

 

 

Учимся сотрудничеству

 

Неожиданные картинки

 

Игра 33 (с 6 лет)

 

Цели: "Неожиданные картинки" — пример прекрасной коллективной работы для маленьких детей. Во время этой игры они имеют возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.

 

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и восковые мелки.

 

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.)

 

По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину.

 

Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях остановите упражнение после 8-10 смен или попросите передавать рисунок через одного.

 

Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.

 

Анализ упражнения:

 

— Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

 

— Понравились ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

 

— Какой рисунок тебе нравится больше всего?

 

— Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

 

 

Головомяч

 

Игра 34 (с 6 лет)

 

Цели : С помощью упражнения "Головомяч" можно развивать навыки сотрудничества в парах или тройках. Чтобы выполнить поставленную задачу, дети должны медленно и согласованно двигаться в паре с партнером. Это требует от них точного восприятия движений партнера. Каждый ребенок должен синхронизировать свой собственный темп с темпом своего партнера.

 

  Материалы: Для каждой пары детей - один мяч среднего размера.

 

 

Инструкция : Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги.

 

Когда дети научатся легко справляться с этой задачей, Вы можете ее усложнить. Для этого можно объединять детей не в пары, а в тройки. А потом предложите детям опытным путем выяснить, с каким максимальным числом игроков можно поднять мяч головами.

 

Анализ упражнения:

 

— Что было наиболее сложным в этой игре?

 

— С кем тебе поднимать мяч легче всего?

 

— Что самое важное для того, чтобы мяч не упал?

 

 

Небоскреб

 

Игра 35 (с 6 лет)

 

Цели: В этой игре участвует сразу вся группа. В ней дети могут активно использовать как свои двигательные навыки, так и фантазию и рассудительность.

 

Материалы: Один складной метр и по два-три деревянных кубика на каждого ребенка. Задача будет сложнее, если кубики окажутся разного размера. Среди них должно быть несколько деревянных цилиндров.

 

Инструкция : Возьмите каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился. Один из вас может начать строительство, положив в центре один кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше. Я буду подсчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Кроме того, время от времени я буду измерять, на какую высоту уже поднялась башня.

 

Время от времени измеряйте высоту получающегося небоскреба. Было бы хорошо, если бы Вы могли комментировать действия и стратегию детей. В первую очередь поддерживайте все, что направлено на сотрудничество детей друг с другом.

 

Анализ упражнения:

 

— Понравилась ли тебе эта игра?

 

— Обижался ли ты на кого-нибудь в ходе игры?

 

 

Трио

 

Игра 36 (с 8 лет)

 

Цели: Большинство детей лучше всего учатся конструктивно взаимодействовать друг с другом, когда при этом они могут использовать все свое тело. Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем сложности, в ходе которой дети могут научиться синхронизировать свои движения с движениями других детей.

 

Материалы: Пустые коробки из-под обуви или небольшие куски коврового покрытия.

 

Инструкция : Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.

 

Для начала мне понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки из-под обуви, одна коробка предназначена для его левой ноги, а другая — для правой. Двое других ребят ставят по одной своей ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто стоит в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с его левой ногой... Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.

 

Когда первая тройка успешно справится с заданием, можно подключить в эту группу еще одного ребенка. Если группа большая, имеет смысл начинать с двух или трех трио, к которым постепенно будут подключаться и другие дети. Тогда будет интересно выяснить, какая из групп сможет двигаться с большим числом участников. Подбадривайте детей, пусть они обсуждают друг с другом, как им поступить. При желании они могут меняться местами, чтобы их маленькая команда могла лучше справиться с заданием.

 

Анализ упражнения:

 

— Как вам понравилась эта игра?

 

— Что было труднее всего?

 

— Смогли ли вы в своей команде сработаться друг с другом?

 

 

Картонные башни

 

Игра 37 (с 6 лет)

 

Цели: Это очень увлекательная игра, в ходе которой дети пытаются самостоятельно наладить взаимодействие друг с другом для того, чтобы вместе справиться с трудным заданием. При этом они могут создать реально работающую команду. Есть два варианта игры:

 

Невербальный. В этом случае дети не имеют права говорить друг с другом в ходе выполнения задания, а могут общаться только без слов.

 

Вербальный. В этом варианте дети могут обсуждать между собой процесс выполнения задания.

 

Невербальный вариант имеет то преимущество, что заставляет детей быть более внимательными. Возможно, этот вариант проведения игры более подойдет для первой игры, а через некоторое время игру можно будет повторить в вербальном варианте.

 

Материалы: Для каждой малой группы необходимо 20 листов цветного картона для уроков труда размером 6 X 10 см (цвет картона у каждой группы — свой), кроме тога каждой группе необходимо иметь по одной ленте скотча.

 

• Инструкция: Разбейтесь на группы по шесть человек. Каждая группа должна построить сейчас свою башню. Для этого вы получите по 20 листов картона и рулон скотча. Пожалуйста, не используйте больше ничего в своей работе. У вас ровно 10 минут, чтобы построить башню. А теперь очень важный момент — пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, найдите другие способы взаимодействия между собой.

 

Остановите игру ровно через 10 минут и попросите каждую группу представить свою башню.

 

— Хватило ли твоей группе материала?

 

— Хотелось ли тебе, чтобы материала было больше? Меньше?

 

— Как работала ваша группа?

 

— Кто из детей в вашей группе начал строительство?

 

— Был ли у вас ведущий?

 

— Все ли дети участвовали в игре?

 

— Какое настроение царило в вашей группе?

 

— Как ты чувствовал себя в ходе работы?

 

— Что самое приятное было в вашей работе?

 

— Как вы понимали друг друга?

 

— Доволен ли ты своей работой в группе?

 

— Ты был хорошим членом команды?

 

— Сердился ли ты на кого-нибудь?

 

— Что бы ты в следующий раз сделал по-другому?

 

— Какая башня тебе нравится больше всего?

 

— Доволен ли ты башней своей команды?

 

— От чего зависит работа в такой команде?

 

 

Распускающийся бутон

 

Игра 38 (с 9 лет)

 

Цели: Эта игра направлена на активизацию совместной деятельности детей в малых группах. Она достаточно трудна. В ней детям необходимо удерживать равновесие и весьма тонко синхронизировать свои действия с действиями других детей.

 

Инструкция: Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на полу и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу.

 

После того, как одна из групп выполнит задачу и встанет на ноги, начнется вторая часть этой игры. Каждая группа превратится в расцветающий бутон. Для этого дети должны отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки. Здесь тоже очень важно, чтобы группа была очень хорошо сбалансирована.

 

Когда весь класс справится с этой задачей, можно попробовать составить бутоны большего размера, добавляя в каждую пятерку по одному ребенку.

 

Анализ упражнения:

 

— Насколько тебе понравилась эта игра?

 

— Как твоя группа справилась с этим заданием?

 

— Быстро ли вы смогли подняться?

 

— Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом?

 

— Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями?

 

— От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?

 

 

Конфета в бутылке

 

Игра 39 (с 10 лет)

 

Цели: В этой игре для достижения результата детям необходимо точно согласовывать друг с другом тонкие движения рук. Игра проводится в группе из трех человек.

 

Материалы: Каждой тройке детей понадобится одна литровая пластиковая бутылка из-под воды, одна конфета) в фантике и 2,5 метра шерстяной пряжи. Для каждой тройки свяжите-узлом три отрезка шерстяной нити по 50 сантиметров с одним отрезком длиной в 1 метр. Привяжите к свободному концу самой длинной нити конфету, завернутую в фантик.

 

Инструкция : Разбейтесь на тройки и в течение двух минут обсудите между собой, что вы будете делать для того, чтобы в своей тройке успешно справиться со сложной задачей. Каким образом вы сможете стать хорошей согласованной командой? Эта процедура продолжается примерно 2 минуты. По завершении пусть дети кратко расскажут о результатах своих обсуждений.

 

А теперь я расскажу, какую именно задачу вам предстоит решить. Каждая команда получит четыре связанные между собой веревочки. На длинной нити висит конфета. Каждый из вас должен взять в руки одну из коротких веревочек. Затем вы должны будете засунуть конфету в бутылку. Вы не должны прикасаться к ней руками. Как только вы выполните задание, громко прокричите: "У нас получилось!"

 

По завершении попросите детей вкратце рассказать, удалось ли им сделать так, чтобы они выполняли работу все вместе? После этого можно составить новые тройки, может быть, из детей, которые до этого меньше всего взаимодействовали друг с другом.

 

Вы можете заметно усложнить выполнение этой задачи. Для этого можно предложить такой вариант игры. Каждый ребенок получает дополнительную ленту и обматывает ее вокруг головы. Короткие нити привязываются к этим лентам, чтобы дети выполняли совместную задачу уже не руками, а головами.

 

Анализ упражнения:

 

— У вас была хорошая команда?

 

— Что для тебя было самым тяжелым в этой игре?

 

— Как вы договаривались друг с другом?

 

— Что привело вас к успеху?

 

 

Сиамские близнецы

 

Игра 40 (с 6 лет)

 

Цели: Чтобы дети смогли по-настоящему насладиться этой игрой, надо, чтобы у них было развито терпение, необходимое при любом тесном сотрудничестве. Им поможет в этом знакомство с более простыми играми на кооперацию из начала этой главы.       ч

 

Материалы: Каждой паре понадобится одна упаковка перевязочного бинта или очень мягкий и тонкий платок; большой лист бумаги (как минимум формата A3) и восковые мелки.

 

Инструкция : Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что означает слово "сотрудничать"? Вы можете привести мне конкретные примеры, когда вы с кем-то сотрудничали?

 

Теперь разбейтесь на пары. Одновременно могут работать четыре пары. Остальные пока будут смотреть.

 

В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преимущество. Ведь наблюдатели "вприглядку" учатся и пока другие играют, могут подготовиться к собственным действиям. Вы можете решить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных.

 

Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги и буду смотреть, сможете ли вы нарисовать картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу.

 

Обмотайте бинтом предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Дайте детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками.

 

Когда вы будете рисовать, помните правило — рисовать можно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить, что какую картину вы будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм.

 

Остальные дети, которые пока не рисуют, могут внимательно смотреть и слушать. У тех ребят, которые сейчас выполняют задание, вы можете сейчас учиться тому, как можно взаимодействовать.

 

Дайте парам примерно 5-6 минут времени на каждую картину и предложите рисовать следующей группе.

 

У этой игры есть несколько более сложных вариантов, которые могут оживить игру еще больше. Одному из партнеров завязывают глаза и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки "слепого" игрока. Затем происходит обмен ролями в паре.

 

Анализ упражнения:

 

— Насколько тебе удалось сотрудничество с партнером?

 

— Обсуждали ли вы, что именно будете рисовать?

 

— Как вы распределили между собой, кто какие части картины будет рисовать?

 

— Насколько тебе понравился нарисованный вами рисунок?

 

— Что было для тебя труднее всего?

 

— Что тебе больше всего понравилось?

 

— Нравится ли тебе сотрудничать с кем-либо?

 

— Что в первую очередь необходимо для хорошего сотрудничества?

 

 

Рисунок в два этапа

 

Игра 41 (с 8 лет)

 

Цели: В этой игре взаимодействие детей друг с другом разнообразно. На первом этапе они могут использовать свою интуицию и все одновременно рисовать с закрытыми глазами. На втором этапе они могут дорисовать рисунок с открытыми глазами.

 

Материалы: Каждой паре детей нужен большой лист бумаги (лучше всего ватман) и фломастер. У каждой пары должен быть фломастер своего цвета.

 

Инструкция : Разбейтесь на пары и сядьте на пол. Положите лист ватмана между собой и возьмите по одному фломастеру. Поставьте фломастером точку в центре листа и не отрывая руку, закройте глаза. Теперь я даю вам 2 минуты, чтобы вы пропутешествовали своим фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что вы побывали во всех уголках ватмана... (2 минуты.)

 

А теперь откройте глаза и попробуйте сделать картину из того, что нарисовано на бумаге. Если хотите, вы можете при этом разговаривать друг с другом. (10 минут.)

 

У вас осталось еще одна-две минуты, чтобы завершить рисунок и решить, как вы его назовете.

 

Пусть затем каждая пара покажет свой рисунок всем остальным.

 

Анализ упражнения:

 

— Понравилось ли тебе рисовать с закрытыми глазами?

 

— Каким образом ты находил общий язык со своим партнером, когда у вас были закрыты глаза? Говорил ли ты с ним?

 

— Как в вашей паре происходило дорисовывание картины?

 

— Как ты сотрудничал со своим партнером?

 

— Насколько ты доволен вашим рисунком?