Баловство

Вероника Антонова
Хочу поделиться своими мыслями и наблюдениями.
О баловстве детей…
Просто долго думала, отчего все это?
Во-первых, как нам объясняли в педагоги, и объясняли достаточно хорошо.
Маленький ребенок 1,5-2 лет смотрит на мир в первый раз и ему все интересно. Он осваивает НОВЫЕ для него навыки, поэтому ему интересно все, что бы он ни делал и за что бы он ни брался – интересно надевать на себя ботинки, как мама, интересно подметать пол, как мама, интересно чистить зубы, как это делают большие и т.д. Он осваивает новый навык, и ему это интересно. Он стремиться выполнить все правильно, точно скопировав движения взрослых…
А вот  ребенок в 3 года чистит зубы уже сотый, двухсотый, трехсотый и тысячный раз, чистит зубы каждый день, и днем и вечером… И ему это надоедает! Ведь навык уже освоен, ничего нового в нем нет. Но ребенка изо дня в день заставляют делать одно и то же, одно и то же… И ему надоедает, и он ищет выход – делать то же самое, но делать не по образцу, а как нибудь по другому… Именно это мы и называем часто «озорством».
Баловство – это определенный вид творчества, уход от образца и стандартов!!! «Если это нельзя делать так, то как же это еще можно сделать, каким нибудь другим образом, по другому». Мы убиваем творчество и гениев! С другой стороны, все это «творчество» убивает дисциплину. Когда маме необходимо быстрее одеть ребенка, накормить его, почистить зубы и сдать в садик, чтобы не опоздать потом на работу, какое уж тут творческое надевание штанов и творческое одевание кофты? Скорее бы нахлопать попу ребенку, чтобы он это творческое надевание кофты прекратил (перестал «выпендриваться») и одевался «по нормальному», то есть, четко по заданному алгоритму, как его учили, как можно быстрее.
Вот мой сын прекрасно знает, как надо одеваться – сначала снять вчерашние колготки, снять вчерашние трусы и одеть новые чистые трусы и колготки. Но вот он увидел, что какой-то ребенок ошибся (или выдумал это сам), и делает теперь это все наоборот: начинает одевать чистые трусы прямо на колготки. Я его спрашиваю: «Разве ты не знаешь, как надо одеваться? Что надо сначала одевать?» Да он прекрасно все знает! Только делать так ему уже не интересно…

Многие же мамы долго не разбираются и на вопрос «почему ребенок так делает?» отвечают стандартно: «Потому что он хочет побесить маму» или «Потому что он хочет побаловаться»…
Ему надоело играть в «прилежного мальчика» на занятиях в садике и с мамой дома.
 Вот он рассматривает картинки, и я в очередной раз спрашиваю его «Кто это нарисован?» Я знаю, что он знает, что это ежик… Но ему ТАК УЖЕ НЕ ИНТЕРЕСНО. И он не будет отвечать, что это «ежик», он ответит, что это – корова, и будет смотреть на реакцию мамы – а что мама будет делать дальше? Может быть, она тоже посмеется над нарочной ошибкой и поймет, что это что-то вроде шутки или прикола такого? Или, еще круче можно придумать  и ответить, что это не ежик, это ёжикослоп? Правда, классно придумал, мама? Это же гораздо интереснее, чем  отвечать правильно? А мама не понимает, она хочет, чтобы сын был прилежным мальчиком, учился прилежно, правильно, на уроках не баловался, получал хорошие отметки, и мама в который раз говорит:
 «Ну неправильно же! Ты что, специально это делаешь?!»
 (КОНЕЧНО, СПЕЦИАЛЬНО!)
«Ты же знаешь на самом деле, кто это такой!»
ДОРОГАЯ МАМА, ЕСЛИ ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧТО РЕБЕНОК ЗНАЕТ, КТО ЭТО ТАКОЙ, ТО ЗАЧЕМ ЭТО СПРАШИВАЕШЬ? ТВОЙ РЕБЕНОК ЧТО, ТУПОЙ, ЧТО ЕГО НАДО СПРАШИВАТЬ СОТЫЙ РАЗ, КТО ЭТО НАРИСОВАН НА КАРТИНКЕ? ТЫ САМА ЕЩЕ НЕ ЗАПОМНИЛА, ЧТО ЭТО ЕЖИК?
«Ты что, хочешь меня взбесить своим баловством?»
НЕ ВЗБЕСИТЬ, А РАЗВЕСЕЛИТЬ. ЭТО ИГРА ТАКАЯ «ДЛЯ ЗНАЮЩИХ», ТИПА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ШУТОК.
ВОТ…
Есть один хороший способ установить в классе дисциплину – заинтересовать детей. Сто процентов, у любого педагога, если он сделает так, что детям будет интересно, дети там шалить и озорничать не будут – некогда, интересно же. И наоборот – если детям на занятии не интересно, это, само собой, провоцирует к озорству – а что еще остается делать, если не интересно…
Может быть, это баловство – и не баловство вовсе, не хулиганство, а борьба с обыденностью? Борьба с серостью жизни? Протест против всех шаблонов? Творчество…
Скучно надевать кофту «Как все». Вот и надел сын кофту на голову, выглядывая в прорези одними глазами «Мама, смотри, я - рыцарь». Вот вам нестандартный подход к стандартным вещам…

Так, что же такое баловство?
И второй вопрос «Баловство или все-таки дисциплина?»
Замечали, какая вся наша жизнь? Она вся расписана по часам, по секундам, по минутам…Мы должны встать ровно во столько, во сколько запланировали, должны одеться, должны позавтракать, должны почистить зубы, должны пойти на работу, должны прийти с работы, должны поесть… Сплошное «должны, должны, должны»…Одна дисциплина, строгий режим… А много ли от него счастья? Счастливы ли мы? Много ли у нас времени на свободу? На творчество? На счастье? Мы все приходим к тому, что, когда у нас наконец-то появляется свободных пол или два часа свободных, мы не знаем, что с ними делать и куда их деть? Или взрослый человек уже настолько уставший, что просто не в состоянии что-либо делать, или же начинает действовать так же стандартно, по шаблону – тупо уставится в телевизор, что-нибудь посмотреть, почитать книжку (а зачем? да просто так!), либо же зависнуть у компьютера (в Интернете, в контакте). Вот и все, что остается от нашей жизни?
Много ли вкуса у нашей жизни? Яркости красок? Много ли осталось в нас нас самих, а не стандарта?
Слава Богу, ребенок рождается совершенно здоровым и не воспитанным. Он никому ничего не должен. Поэтому, если он не хочет одеваться, он и не одевается. Если ему интереснее поиграть, он играет. А мы ему внушаем «ты должен», потому что маме надо на работу, потому что, потому что, потому что…и приучаем тем самым его к нашей жизни и к рабству…
Вот такое баловство. И насколько надо с ним бороться, и стоит ли с ним бороться, выбирать нам самим…
Другое дело баловство в более старшем возрасте. Причина баловства может быть банальная нехватка внимания у ребенка (да и у подростка, взрослого). Этим поведением ребенок хочет сказать: «Ну посмотри же наконец на меня!» «Обрати на меня внимание!»
Внимание чисто психологически нужно всем детям и взрослым. Поэтому, избавиться от баловства можно только одним способом – ДАТЬ РЕБЕНКУ ЭТО ВНИМАНИЕ!
Нет, можно, конечно, и по попе нахлопать, конечно, и за уши отодрать…Ребенку от этого лучше не станет… На время проблему плохого поведения решишь, но только на время…В подростковом возрасте оно может проснуться с новой силой, и даже аморальным, асоциальным поведением. Оно вам надо? Лучше отнестись к своему ребенку, как к личности, поинтересоваться,  как ребенок провел время в садике, «поговорить по душам», провести вечер вместе, на ночь почитать книгу, заняться общим делом…В общем, дать нужную порцию внимания, в котором ребенок нуждается…Неужели, жалко? Неужели, некогда? Неужели, нет сил? Неужели, проще просто ремнем по попе и в постель без мультиков?