Недоступный классик Новиков-Прибой. К 135-летию

Михаил Полев
.


Для нашей глухой рязанской окраины, граничащей с дремучими мордовскими лесами, имя писателя-мариниста Алексея Силыча Новикова-Прибоя  было знаменем самоутверждения в жизни.
Выезжавшие из деревни в середине прошлого века в свои семнадцать часто неполных лет мальчишки и девчонки не могли зачастую более сказать ничего авторитетного, кроме как, что в наших местах родился писатель Новиков-Прибой.
Имя Александра Петровича Аверкина, другого нашего талантливого земляка, не было еще широко известно. Баянные переборы ярославских ребят только волновали и тревожили душу чем-то близким и до боли знакомым. И в голову прийти не могло то, что родились они и зазвучали на всю страну благодаря пареньку, впитавшему эти музыкальные обороты вместе с нашим пьянящим воздухом среди наших деревень.
У Новикова-Прибоя не было широкой народности, но был классицизм в творчестве.
Верхом его проявления стал роман «Цусима».
Благодаря нашему земляку мы знаем об этой трагедии русского государства.
Жизненный путь Алексея Силыча многим напоминал судьбу и наших поколений.
Выросший у сохи, он стремился к свету и в большую жизнь.
Определенное влияние, наверняка, сыграло то, что отец его был служивым, солдатом, профессиональным военным. Он много видел, видел мир, и по окончании военной службы вернулся на родину, прихватив с собой жену польку.
Не просто было, видно, наверняка красивой полячке бросить родную шляхетчину и уехать в неизвестность.
Но в семье бродил дух воспоминаний о прожитых годах и отмерянных верстах, который тревожил душу паренька.
У Новикова-Прибоя была природная тяга к самообразованию, ставившая его на одну ступень с такими современниками, как Горький, Решетников и многие другие.
И он был признан среди них и ими.
Новиков Прибой по энциклопедическим данным родился в селе Матвеевское Тамбовской губернии.
Но в этом утверждении имеется небольшая неточность.
В Тамбовской губернии того времени не было села под таким названием.
Но было село Матвеевский майдан.
В нашей местности до революции было много майданов: Пичкиряевский, Боковой, Матвеевский….
Было и село Салтыковы буты.
После революции власти немного подредактировали названия сел. Из майданов остался только Боковой, Салтыковы буты стали просто селом Салтыково, а Матвеевский майдан стал селом Матвеевское.
Все названные села имеют особенную историю, являясь русским анклавом, созданным в 17-веке в окружении мордовского населения.
Но главное заключалось в том, что родившись на Тамбовщине, Новиков-Прибой при своей жизни вряд ли делил Тамбовщину времен своей юности на Рязанщину и Мордовию, среди которых поделили его родной Спасский уезд.
Он навещал родину свою в Сасовском районе Рязанщины, к которой отошло Матвеевское при создании Мордовии, но охотился в мордовских лесах.
Прославленное им озеро Имарка, на котором он любил охотиться и где долгое время оберегался его охотничий домик, находился на территории Мордовии.
Новиков-Прибой мало писал о родном крае.
Но и то, что он писал о нем, почему-то не было достоянием краеведов.
Нам, по крайней мере, не преподавали этого.
Я узнал о произведениях писателя, связанных с малой родиной, из народных источником.
Мне рассказывали о них с гордостью жители деревушки Ряньзя Семен Семенович Семенов и Николай Никитович Назин, о ктором я рассказал в очерке "Фотограф".
 Первого нет давно, второй жив и здоров на девятом десятке своего жизненного пути.
Их пытливость и память подкреплялась тем, что героем рассказа «Среди топи» был житель Ряньзи Степан Максимович Ивашкин, вместе с писателем охотившийся в окрестных лесах.
Другой рассказ, «Вековая тяжба», был связан с погромом Гагаринской помещичьей усадьбы в Липках, деревушке, где она находилась.
Гагарины были крупнейшими землевладельцами Рязанского края.
В Липках находился Гагаринский спиртзавод, который разгромили бунтовщики.
Предания о погроме живы в народе до сей поры.
Славя имя и заслуги писателя во время моего детства, официальная пропаганда почему то пренебрегала реальными фактами связи произведений писателя с родиной.
Но несколько лет тому назад, получив из первоисточника оригинальное фото соратника писателя по охотничьим тропам С. М. Ивашкина, героя рассказа «Среди топи», я не смог найти текст этого рассказа в интернете.
Я не нашел его и в библиотеках. Не смог найти в инете текста этого рассказа.
Моя землячка и краевед Валентина Баранова, преподаватель школы села Салтыково Сасовского района, написала мне о праздновании юбилея писателя и разборе на занятиях его рассказа «Вековая тяжба».
Я не смог разыскать текста и этого рассказа.
Сложилась парадоксальная ситуация:
Мы празднуем юбилей писателя, произведения которого недоступны широкому кругу читателей.
7 апреля сего года в Рязани состоялась презентация книги Рязанской писательницы Людмилы Анисаровой «Новиков-Прибой».
В попытках своих найти что-то новое о земляке, о связях его с нашим историческим околотком деревень, к которому относится село Матвеевское, родина писателя, я не смог найти это произведение в инете.
Но я увидел фото улыбающихся и увешанных орденами и медалями моряков, присутствовавших на презентации.
Они заслуженно пришли на это праздник.
Но  не увидел земляков Новикова Прибоя. Земляков, вдыхающих и живущих тем воздухом, которым жил писатель.
Но в инете я увидел много предложений купить книгу Людмилы Анисаровой за 555 рублей.
Мне вспомнилось детство.
В газете «Пионерская правда» я увидел список книг. Что-то заинтересовало меня. И я написал письмо в редакцию с просьбой сообщить мне стоимость понравившейся книги.
Мне прислали эту книгу. Стоила она 90 копеек.
В то время для семьи и это были деньги. Но с нас на почте их не взяли.
Кто-то из сотрудников редакции, великих душой своей, за свой счет выслал мне эту книгу.
Я не знаю имени этого человека, но я всю жизнь несу в сердце своем благодарность ему.
Что надо сделать мальчишке или девчонке из села Матвеевское, чтобы узнать о земляке своем?
Или прочитать его вещи?.
Вряд ли у каждого из них найдется 555 рублей…..
Что надо сделать, чтобы Новиков Прибой вновь стал доступным нам?