В ущЕлье между дИких скал течёт могУча река ЧаткАл

Крыленко Владимир
 Здесь в ущЕлье между дИких скал течёт могУчая река Чаткал
      (Из цикла <Тянь-Шань>)
        (Из серии <Чаткал>)

Есть на нашем СвЕте горная странА Тянь-Шань -
По-китайски - <НебЕсны Горы> -
Горы белоснежные - Тянь-Шань!
А на ЗАпаде страны Тянь-Шань

Здесь река течёт могУчая - Чаткал!
А Чаткал по-древне-тюркскому -
УщЕлье, узкая долина иль <чок-тАл>,
Что, в конце-концов дало Чаткал!

Много рек, ручьёв вобрАл-собрАл в себЯ вобрАл,
Очень мОщным, полновОдным стал Чаткал!
ЛазУрно-зуммурУдным потОком
МчИтся среди скАл Чаткал!
Очень стрАшен веснОю (в апрЕле-мАе) Чаткал!
МУтные валЫ катИт в Чир-ЧИк Чаткал!
НИже Устья Ак-БулАка -
Не Река, а каскАд в скАльном лоткЕ - Чаткал!

Над рекой могУчею Чаткал
Протянулся горный хребЕт Чаткал!
<<А на Тянь-Шане вершин не счесть>> -
Есть вершина снежно-скАльные - Чаткал!
Есть  - вершины скАльные - Чаткал!
Есть  и белоснежные - Чаткал -
Горы белоснежные - Чаткал!
Вечные снегА здесь прячутся под тенью скАл,
Леднички тут затерялись среди скАл,
СтрУи и потОки тут текут со скАл,
ВодопАды пАдают со скАл, -
Это тоже всё - чудесная странА - Чаткал!
<<Кто по Тянь-Шаню прошел хоть раз,
Тот песню эту поёт!>>

И в стране чудесной той Чаткал
Цветы разные цветут меж скал -
Здесь тюльпАны ярче радуги меж скал,
Здесь и мАки - как тюльпАны
Пламенеют и все склОны украшАют -
На фоне гор и грозных скал!
Васильки здЕшни крупнее наших мАльв,
Ну, а мАльвы здЕшни ведь пра-бАбки наших мАльв!

Снежны бАрсы прячутся в снегАх меж скАл;
Здесь медвЕди брОдят между скАл -
Обдирают алычу, орех и яблони меж скАл.
Есть слепые барсукИ,
Есть пушистые суркИ,
Есть лисички корсакИ,
Есть клыкастые волкИ,
КозерОги есть сибИрские
И фазАны есть измИрские.
Есть косУли нЕжные -
СтерегУт их бАрсы снЕжные!

ЗмЕи есть тут рАзные -
ЯдовИты - стрАшные -
ГЮрзы, кОбры, Эфочки -
Это вам не дЭвочки-дЭфочки!

Здесь - с вершины ЧаткАла
ЧимтаргУ увидАл я
В славных Фанских горАх!
И ещё увидАл я
(И видАл я не рАз!)
Скальны пИки АлАя,
Ледяные верхИ ЗаалАя,
Тёмно-синее небо Тянь-ШАня -
Красота здесь большАя!
Здесь я, хоть и немнОго,
Но, всё ж Мир повидАл -
И за это премнОго
БлагодАрен тебе я, ЧаткАл!
И за это я снова,
Как папАшу родновА,
Благодарю тебя, славный Чаткал!
БлагодАрен тебе я, прекрАсный ЧаткАл!

Много здесь я друзей повстречАл,
Здесь жену я мою повстречАл,
Здесь не раз я от смерти спасАл,
От смертельной бедЫ выручАл!
На снегу ночевАл, на камнЯх, на дорОге,
НочевАл и в медвеей берлоге!

Здесь впервЫе я женщин <познАл>,
Здесь впервЫе я сына я <зачАл>,
Из род-дОма и сына, и дочь забирАл,
Здесь я жизни детЕй обучАл...
Здесь не раз СМЕРТЬ свою я встречАл
И обратно ЕЁ провожАл -
С миром СМЕРТЬ я свою провожАл!
И за это я всё благодАрен Чаткалу -
Спаси Бог же тебя за ВСЁ ЭТО, любимый Чаткал!
   
Старший сын мой ИвАн
МЭри Шмидт повстречал,
С МЭри Шмидт повстречался,
Но и вскОре расстАлся...

Старша доченька Лена
В хладных вОдах ЧаткАла
Здесь учИлася плавать,
А потом с благословенья Чаткала
ОкеанОлогом стАла,
Чтоб в АтлАнтику плавать,
И теперь живёт в СОчи,
Где в горы пОлзаешь -
ХОчешь-не хОчешь!

И сыночек мой Ваня
"Заболел" здесь горАми -
Он в пол-года купАлся
В бурных горных потОках -
Аж визжАл от востОрга,
Когда нёс его в вОлнах
бурный горный потОк...
И он тоже - геОграф,
А точнее - гидрОлог -
Горных речек гидрОлог.
И жена его Инна,
Как у СлАвы МарИна,
Тоже классный геОграф,
Только Инна - гидрОлог,
А МарИна, как Лена -
Классный ОкеанОлог...
И сынОк мой млАдшенький - СлАвик
"Заболел" тож горАми

МлАдша дОченька Света
И чуть стАрша Галинка
(И малЮточки дОчки -
Шанютка с ЯЭлей) -
Вообще живут все на горЕ - на КармЭле,
Что над морем СвящЕнным -
Морем всем - СредизЕмным!
Только Машу нашу не затронул Чаткал!
Только Машеньку нашу не пленИл наш Чаткал!

Я бы опус вот этот
Не сложИл, не набрАл,
Если-б только не наш,
Не наш славный Чаткал -
Вот что знАчит для нас
Для всех нас - наш преславный Чаткал!
              Владимир Крыленко   4 января 2011