Новелла - путь к звёздам

Николай Меркулов
                ПУТЬ К ЗВЁЗДАМ
                или
                «РУССКИЕ УЗОРЫ»!

На дворе октябрь. Но, удивительно тёплые ласковые дни этого замечательного осеннего месяца, навели меня на очень приятную мысль:
-Надо же, как красиво осень прощается с летом и как ласково и очень нежно берёт в свои обьятия бразды правления  переходного  периода к уже соскучившейся по детским голосам, зиме!-
Уже закончилось очередное занятие кружка «Русские узоры», вошедшее в свой ритмичный жизненный цикл учебного года, и я с усталым, но счастливым выражением лица, сидя в своём небольшом и очень уютном классе «Технология», мысленно подводил итоги прошедшего дня.
В моей жизни это стало традицией, и я старался не нарушать её. Ещё не закончился сегодняшний суточный часовой пояс, но я уже мысленно входил в работу завтрашних дел.
Я всегда с нетерпением жду этого момента, потому что уверен – он принесёт мне новые  детские проблемы, и обязательно что-то важное в нашей с ними дружбе.  Душа радовалась тому, что знакомство  с малышами, т.е. с учениками пятого класса, состоялось и, а я в этом был уверен, приведёт нас в ближайшее время к очень тёплым  дружеским   отношениям.
Проработав почти сорок лет, я так и не нашёл в себе ответа на вопрос:
-Почему же  меня всегда так волнуют  дети?
Быть может, потому что у детей самая чистая и самая искренняя душа!? Возможно, потому что они обладают бескорыстным доверием!? А, быть может потому что дети очень любознательны и с каждым днём желают знать о жизни всё больше и больше!? Или потому, что дети не бывают безразличными ко всему происходящему вокруг них!?
Возможно,  я так и не найду ответа на свой вопрос! Возможно, это и есть та самая заветная точка отсчёта на пути к истинному, настоящему счастью!?-
Резко открывшаяся дверь в  класс ввела меня в мир реального времени. В класс  глубоко дыша вошли две девочки, с широко раскрытыми глазами и с тревожными, слегка загадочными улыбками на лицах.
Тихим, но твёрдым голосом  одна из них, не давая мне хоть что-то ответить на их возбуждённые приветствия, заявила:
- Мы хотим заниматься в вашем кружке! Мы хотим заниматься резьбой по дереву!-
Я растерянно улыбнулся такой напористости, да ёщё и от кого, от девочки.
- Желание, конечно, очень хорошее, но в моём  кружке занимаются  только  мальчики!- попытался парировать я, едва сдерживая на лице  улыбку.
Безусловно, девочка этого не могла не заметить. Она быстро села на стул, стоявший за первым столом.
-А я буду ходить на Ваш кружок! И всё равно вы меня запишете в него!
И вы меня не выгоните!- демонстративно заявила незванная гостья, делая ударения на слове меня.
Улыбка на моём лице мгновенно исчезла.
- Конечно, выгнать вас  я не выгоню. И в кружок запишу. Выдержите ли вы такую тяжёлую нагрузку, вот в чём вопрос?- как бы оправдываясь, начал я переубеждать неожиданную гостью.
-Не бойтесь, выдержим! Не сбежим!- прищурив глазки,  твёрдо заявила девочка.
- Но мы уже месяц как занимаемся! И что же теперь мне с вами отдельно заниматься?
-Ну и что? Мы всё равно догоним остальных! Ведь работы – то у всех свои, разные!?
-А ведь и действительно, если у каждого ученика индивидуальная работа, то почему бы и не рискнуть?- промелькнула у меня в голове озорная  мысль.
-Это  в каком же  классе вы сейчас  учитесь?
-В шестом!
-А зовут вас как?
-Меня - Катя Орлова! А подружку – Вероника Андрикевич!- Бойко ответила за двоих юная собеседница.
-Катюша, золотце ты моё, вот эти, ваши маленькие миленькие  ручки на первом же занятии покроются мозолями! А через год они станут грубыми и неприглядными! Нас же с вами  за это ваши же родители накажут!- полушутя, полусерьёзно попытался я, притворно возмущаясь, отговорить девочек.
-Ведь вы  же девочки!
-Мы  знаем, что  мы - девочки! Но мы всё равно хотим резать узоры по дереву!
-Но в нашем кружке нет ни одной девочки!
--Вот как здорово! Мы  будем первыми! Но Вы не волнуйтесь, мы с собой ещё подружек приведём!- радостно запрыгала на месте Катя Орлова.
-Ну, всё! Распадётся теперь с таким трудом созданный кружок! – безнадёжно подумалось мне.
И, собравшись с мыслями, я решился на последний, уже антипедагогический шаг:
-Хорошо! Но чтобы при трудностях не ревели, и на  мозоли на руках никому не жаловаться!
-Урааа! Спасибо Вам!-
И Катю Орлову вместе с подружкой как «ветром вынесло» из класса.
Только в ушах потом ещё долго стоял хлопок резко закрывшейся за ними двери.
-Господи! Может, пронесло!- с тревогой в душе подумал я перед уходом домой, замыкая на замок  класс.
                -2-
На следующий день, сразу же после уроков, в класс весёлой ватагой вошли … уже три девочки. Не спрашивая у меня разрешения, они заняли понравившиеся им рабочие места за столами в классе и … затихли.
Постепенно начали собираться на внеклассное занятие и мои мальчики - кружковцы. Незаметно от меня мальчики пытались вытеснить девочек с уже понравившихся им  рабочих мест.
Девочки также незаметно, но упорно не хотели уступать им занятые и уже понравившиеся  места. Началась молчаливая, но упорная потасовка.
Пришлось срочно вмешаться и немедленно найти компромиссное решение. Сработало магическое:  мальчики –джентельмены.
Постепенно все недовольства между детьми быстро рассеялись и мои мальчишки, как ни в чём ни бывало, с удовольствием, наперебой стали рассказывать девочкам, над чем же они сейчас работают.
Через несколько минут состоявшееся знакомство увлекло каждого из мальчишек  уже в свой рабочий мир над  поделкой.
Девочки, окрылённые поддержкой мальчиков, сияли.
Всё это время какая-то внутренняя тревога не покидала мою душу. В ней боролись несколько противоречий. И где-то там, в глубине моего мозга, постоянно стучалась одна и та же назойливая мысль:
-А ведь ты же и сам не хочешь, чтобы девочки ушли! Ты же сам очень сильно хочешь помочь девочкам и, в первую очередь себе, в том плане, что, если девочки выдержат в этой интереснейшей «кухне», работая с деревом, то победишь в уже начавшемся поединке, в первую очередь, ты. Победишь, преодолевая собственный внутренний страх, казалось бы, невозможное.
Если ты научишь девочек очень интересному и сложнейшему искусству – работе резцом по дереву, и поможешь открыть им в их хрупком сознании первые шаги к одной из самых древнейших и важнейшых невидимых  дверей,  называемых  талантом,  это будет означать для тебя, что ты можещь гордиться не напрасно прожитым годом.
Ты же сам дал клятву своей совести, своей душе, передать детям всё, что  умеешь делать сам. И здесь абсолютно не важно,  кому ты передашь своё мастерство, мальчику или девочке.
Для начала я познакомил девочек с основами безопасного труда при резьбе по дереву. Затем, сильно волнуясь, я выдал им кедровые заготовки – плашки, и объяснил, с чего начинается хорошая резная картина или узор.
 Шлифовка деревянной заготовки - это самый трудоёмкий цикл в процессе  полной готовности детали к работе.
Здесь даже многие мальчишки, не выдержав, больше не приходили на занятия.
Вернувшись к своему столу, я старался не смотреть на девочек. У меня не было никакой надежды на то, что они  пересилят страх и физическую боль в своих ещё слабых плечевых и кистевых суставах.
 В этой работе первоначально всегда слегка подрагивают пальцы рук от большого напряжения и душевного волнения. И, конечно же, от неимоверного желания как можно качественней выполнить очень «нудную и монотонную» работу. Но уверен; каждый из начинающих боролся в душе ещё и сам с собой, потому, что желание - сделать, очень часто укладывалось на чашу душевных весов в противовес желанию -  бросить всё и уйти.
Я же, как учитель, о таком  душевном состоянии  ребёнка помнил каждую секунду,
помнил и наблюдал;  которое же из них  в этом поединке выйдет победителем?
Это был единственный момент, когда я не вмешивался во внутренние дела души ребёнка. Но те дети, которые, отшлифовав деталь, с улыбкой подходили ко мне и просили  уже рисунок и копировальную бумагу,  оставались в кружке  надолго.
Наблюдая за девочками, я видел, как Катя Орлова подбадривала своих подружек, а,  иногда  даже и помогала им.
Да и сам я старался уделять внимания девочкам немного больше, чем мальчикам.
В этом душевном «поединке» меня поразило то, что девочки категорически отвергали помощь мальчишек. В ответ слышалось спокойное и твёрдое:  Я, сама!-
Когда же девочки справились со своей работой, то я отметил, что их трудолюбие сегодня было намного качественнее, чем у некоторых мальчишек. И это качество ребята безо всяких обид признали сами.
Сегодня девочки были нашими «именинницами».
Когда же они по очереди стали подходить ко мне за дальнейшими указаниями в работе, я стал с удовольствием с ними знакомиться более подробно.
С Катюшей мы проговорили минут пять. Она с увлечением рассказала мне о своей семье. И оказалось, что работать с деревом в их семье любят.
Затем мы познакомились с Вероникой Андрикевич. А через несколько минут я сам подошёл к маленькой хрупкой девочке. В то, что эта девочка будет заниматься резьбой, откровенно говоря, мне не верилось.
Девочка очень тихим голосом назвалась Наташей, по фамилии - Горелик.
И уже через два занятия я был поражён тем, на что были способны руки этих девочек.
Резцы  в их руках работали, как «волшебные»! На  деревянных  заготовках узоры, сделанные, на вид очень хрупкими руками девочек, «оживали». Появившиеся на ладонях и пальчиках рук мозоли, девочки усиленно от меня скрывали, пряча руки назад.
 И  я  с треогой в душе, но с шутками и неподделным удивлением, старался оказать им первую медицинскую помощь.
Но когда же я предложил детям раскрасить готовые рисунки гуашевыми красками,  перед нанесением лака на готовую работу,  у детей радостно заблестели глаза.
Они с полуслова   поняли, о чём же идёт речь.
 Ученикам стало ясно, что это качественно новое дополнение к тем результатам, которых они уже  достигли. И после наложения лака на художественно оформленную работу, детскому изумлению  не было конца.
 Мои девочки с восхищением не могли сдерживать  в своих ещё неокрепших душах, огромного потенциала положительных эмоций. И со слезами радости на глазах за полученный  от неожиданности результат, держа в руках только что покрытые лаком свои работы, девочки начали  показывать их  сверстникам и учителям.
Свершилось то, чего я и сам не ожидал. На следующем занятии мне некуда было садить новичков. Откровенно говоря, тогда я растерялся и вынужден был срочно просить совета у завуча Малышкиной Ирины Анатольевны и, конечно же,  у организатора школы Калистратовой Ирины Юрьевны.
Втроём мы нашли нужный выход из создавшейся ситуации. И наш кружок пополнился теперь уже до двадцати восьми человек.
 Я не смог отказать детям, и для занятий был выделен  ещё один день недели.
Таким образом в течение учебного года в кружке «Русские узоры» побывало  более шестидесяти детей разнных возрастов.
Уже через месяц девочки имели по три, четыре  работы. А к празднику, международному дню 8-е марта,  в коридорах школы, у каждой из них была своя выставка.
Много своих работ унесли дети  домой, в качестве подарков, родным и близким. Но ещё больше они оставили в качестве выставок в школе.
 Сегодня  школа гордится  уже сложившейся новой  традицией. Дело в том, что стены коридоров, раздевалок, служебных кабинетов и столовая украшаются  замечательными работами, изготовленными детскими руками на протяжении уже четырёх лет.
Кто не выдерживал трудоёмкости в кружковой работе, тех не осуждали.
-Эта работа не для слабаков!- шутили ребята. Кружок жил  своей ритмичной интересной жизнью.
Готовились к ответственным моментам. В апреле месяце должна была состояться общешкольная выставка прикладного искусства, а в конце мая месяца, кружок «Русские узоры» должен бал принять участие в районной выставке «Радуга – 2006».
По итогам районной выставки в мае 2006 года двадцать восемь учащихся были награждены Почётными грамотами и Благодарственными письмами ужурского отдела образования,  районного отдела культуры и своей школы.
Работы Андрикевич Вероники были признаны лучшими в районе.
Работы Горелик Наташи заняли  второе место.
Произведения искусства Кости Иванова были удостоены третьего места.
Передвижная выставка художественно - прикладного искусства «Радуга -2006» радовала жителей района в течение полугода работами кружка «Русские узоры».
Сегодня я постараюсь вспомнить рисунки каждого ребёнка, которые  защищали  авторитет нашей школы в глазах сверстников и жителей всего района:
 Иванов  Алексей,  Дроздов Женя, Нуриев Элвин, Димухаметов Алёша,  Мовчан Вася, Туленков Женя, Исаев Юра, Корочкин Серёжа, Унаров Нурик, Геворгян Грач, Зигерт Саша, Усольцев Антон, Васильев Кирилл, Корнилов Антон, Котеликов Паша, Абелян Алик, Фролов Сергей, Остроухов Женя.
Силу воли этих ребят не сломили ни сомнения ни трудности в работе. Они были в средней образовательной школе №3 первопроходцами в борьбе за дизайнерский авторитет школы.
И я, как учитель с глубочайшим уважением склоняю свою седую голову перед выдержкой и талантом этих ребят. Как бы нам трудно небыло, но мы не подвели друг друга, ибо мы стали настоящими друзьями, не смотря на разницу в возрасте.
Успехи выставок окрыляли детей на новые интересные работы. И мы с ребятами  приняли решение обрамлять  свои  узоры  рамочками с геометрической резьбой.
Задача поставлена, Цель ясна! Так начался новый 2007 -2008 учебный год в кружке «Русские узоры».
К моему глубокому огорчению, работы Кати Орловой не были представлены на районной выставке, но они и сегодня украшают скромный внутренний интерьер нашей школы.
Сегодня я с  уважением смотрю на фотографию этой девочки на выставочном стенде «Путь к Звёздам», вывешенном на втором этаже школы и, чтобы  меня нечаянно кто-нибудь из детей не увидел, долго, долго любуюсь её улыбкой,  вспоминая такой непростой  прошедший год.
Ведь именно Катя показала дорогу многим девочкам в кружок  «Русские узоры». Но об этом она даже и  не догадывалась.
Смелость и, я бы сказал, девичья дерзость характера, чуть не погубили эту девочку. Кате очень сильно хотелось быть самой лучшей в кружке.
Ей очень хотелось, чтобы её работы оценивались на самом высоком уровне. Хотя, на самом деле, это почти так и было.
Постоянно нахваливая Катины работы, я не имел права не замечать медленный, но положительный прогресс в работах остальных ребят.
Катюша же, на мой взгляд, была по-своему права. Она всё больше и больше требовала сложных работ, но я этого боялся. Моя душа разрывалась на части между стремительно развивающимся талантом девочки и между многими, очень перспективными работами ещё нескольких ребят.
Я постоянно с глубоким сожалением  задавал себе один и тот же вопрос:
- Ну, когда же? При какой ещё власти мы научимся  уважать и правильно оценивать стремительно развивающийся талант ребёнка, пусть даже только в одном профильном направлении?!
Когда же мы научимся строить школы, в которых бы обучались дети только  по своим желаниям, исходя из врождённых способностей?!
Ведь Кате сегодня нужен не я, даже не школа искусств, а индивидуальный  педагог  со специальным образованием.-
 Однажды, с болью в душе, я  заметил, что непроизвольно  начал «притормаживать» Катину деятельность. Потому, что она начинала проявлять такие запросы, от которых  у меня на душе становилось тревожно.
- Это же уровень профессионального учебного заведения!- отмечал я в душе.
- А у девочки впереди будущее – её жизненный университет. Как и чем я могу помочь девочке сегодня?-
Мысли, как пчёлы, метались  в моей голове, пытаясь найти нужный выход.
К нам на занятия приходили по - очереди Катины родители и, даже,  бабушка.  Я с неподдельным уважением к таланту девочки просил их сделать всё, чтобы Катя продолжала заниматься резьбой по дереву, даже, если,  это и не станет её основной профессией. Но, уже сегодня, я уверен, что у девочки хорошие задатки будущего модельера – дизайнера.  Пройдёт немного времени, и мы ещё сможем в этом убедиться неоднократно. Оставшись довольными  Катиными занятиями, родители успокаивались и уходили.
Но, глядя на появившееся однообразие в своих  творческих занятиях, Катя стала пропускать дни под различными «уважительными» предлогами. В этом ей с успехом «помогали» подружки.
Однажды, встретив Катю в школьном коридоре во время перемены, я решился на давно обдуманный шаг.  Чтобы девочка не избегала со мной встречи, чувствуя при этом определённую неловкость за необоснованные прогулы, я настоятельно предложил ей отдохнуть от кружковой работы «Русские узоры» до первого сентября две тысячи восьмого года.
Девочка с удовольствием согласилась, и наша дружба обрела былую значимость. Весь учебный  2007 -2008 год Катя ревностно и неусыпно наблюдала за успехами кружковцев. 
Забегая вперёд, скажу, что в августе 2008 года она сама подошла ко мне  и,  улыбаясь, напомнила:
-Николай Иванович, вы не забыли, что первого сентября 2008 года я снова приду на занятия кружка. На этот учебный год я в списке – первая!-
Мои надежды оправдались;  Катя снова будет заниматься в кружке.
Помня о нашем договоре, я  составил для неё специальную программу.
Думаю – она будет довольна.
А пока … я снова возвращаюсь к сентябрю 2007 года.
Привычная рабочая суматоха и суета уже не пугали меня, а наоборот радовали. В кружок записалось семнадцать мальчиков. Многих из них я уже по праву считал «старичками». Перед нами стояла ещё одна задача, которую мы считали основной. Это продолжение участия в школьном проекте «Школа – наш дом».
Многое уже в рамках этого проекта было сделано.  Но нам хотелось внести некоторые  изменения и добавления в уже имеющееся оформление.
Я не скрою, но с чувством большого уважения и гордости, я  увидел на первых занятиях бывших пятиклассников и  старшеклассников;
Костю Иванова, Грибова Андрея, Иванова Витю, Остахина  Славу, Потехина Андрея, Андрюшкина Андрея, Познахарева Андрея, Шайдулина Шамиля,  Силина Артёма, Литиченко Никиту, Шаталова Артёма, Солдатенко Славу, Глянцева Максима, Корнилова Антона, Корочкина Серёжу, Милюкова Володю, Бондаренко Максима, Кириллова Максима, Унарова   Нурика, Бондаренко Степана, Фролова Сергея, Самойлова Женю, Васильева Кирилла, Мовчан Диму. Эти ребята становились уже постоянными членами кружка «Русские узоры».
Каково же было моё удивление когда ещё совершенно не зная, что это за кружок, к нам пришли пятиклассники:
Калачёв Олег, Янбаев Валера, Калистратов Илья, Ахметзянов Ильяс, Доронин Гена, Клепча Саша, Леонов Серёжа, Плесковский Юра, Ганжа Дима.
Но, что стало самым отрадным для меня и всех мальчиков, так это пополнение кружка девочками.
 Состав нашего кружка пополнился ещё  четырьмя  девочками:
Тарасова Полина, Мамаева Маша,  Минабутдинова Наташа, Бородина Юля пополнили группу   девочек, отзанимавшихся уже год.
И так,  у нас в кружке их стало  уже шестеро.
Андрикевич Вероника и Наташа  Горелик уже знали цену своему труду.
С их работами  сегодня  знаком  весь район.
Не верующий в Бога, я взмолился:
-Господи! Да сколько же их сейчас много! И все хотят заниматься резьбой по дереву!
Сообщив об этом организатору школы, я был обескуражен её просьбой:
-Николай Иванович! Ни в коем случае не допускайте отсева! Что хотите, делайте, но детей принимайте  и постарайтесь всех занять  интересной работой!
И ещё! У нас к Вам деловое предложение! Необходимо создать при вашем кружке группу риска, в которую войдут дети из «трудных» семей.-
-Вот так - «посоветовался»!- пожимая плечами, я вышел из методического кабинета.
Но «трудных» детей в свой кружок мы с ребятами приняли.
Чернецов Ваня и Горлов Серёжа стали членами нашей условной семьи.
                -3-
С приходом девочек – пятиклассниц в наш кружок  у  меня прибавилось хлопот. Как я уже и  говорил, этот учебный год мы начали с освоения геометрической резьбы.
Проблемы этой резьбы заключаются  в том, что  резьба требует к себе большего терпения и усидчивости, не смотря на своё однообразие и относительную похожесть узоров именно геометрической пропорциональности и симметричности. Ну, и, конечно же, большего времени для получения  хорошего результата.
И, вот он, ошеломляющий результат к концу второй четверти.  Как описать  восторг девочек пятого класса, которые впервые, своими руками сделали то, что даже не всякому шестикласснику  под силу?
Маша Мамаева с трудом уговорила меня показать ей, вопреки моим правилам, основы Кудринской резьбы. Резьбы, за которую даже учителя – технологи не всегда рискуют браться.
Резная рамочка в стиле Кудринской резьбы с встроенным в неё зеркальцем, была триумфом Новогодней выставки. На меня и сегодня многие взрослые посматривают с нескрываемой иронией. Смею заверить – зеркальце девочка выполнила только своими руками. С моей же стороны были очень терпеливые кропотливые консультации, да, как ни странно, бессонные ночи, до окончания Машей  этой работы. Но этого мало – девочка под неусыпным моим контролем выполняет ряд очень сложных токарных работ – деревянная ваза под фрукты и деревянный резной бокал, условно  применяемый под морсы.
Но прежде чем  добилась такого результата, Маша  дважды  плакала   из-за неудач, поджидавших её в работе при достижении намеченной цели.  Свидетелями этих моментов были сами ребята.
Ирина Ивановна Зиборова, директор нашей школы, вряд ли забудет восторженные эмоциональные голоса девочек, их нескрываемые слёзы радости, когда пятиклассницы принесли к ней  ещё в невысохшем лаке, свои работы.
Но мой взгляд заметил тогда в их совместной беседе  слегка увлажнённые глаза директора. Ирина Ивановна чуть позже пожурила меня за слегка вымазанную на ней лаком от неосторожного прикосновения к невысохшим детским работам, кофточку.
Но это! ...  Это было только началом триумфа Маши Мамаевой, Бородиной Юли, Минабутдиновой Наташи. Когда же их работы были в числе участников выставки «Рождественские узоры», проводимой в январе 2008 года школой искусств Ужурского района, девочки были «на седьмом небе» от счастья. Их восторгам не было конца. Их труд был оценён почётными грамотами Школы искусств.
И, … Вновь победа! 1марта 2008 года выставка декоративно-прикладного искусства Ужурского района «Созвездие» приносит нашим мальчикам  и девочкам новые победы.
Полина Тарасова, которая жила среди членов кружка практически незаметно, совершенно не выделяясь ничем, кроме упорного кропотливого труда, занимает второе место, Костя Иванов признан третьим, а работа Грибова Андрея признана первой. Но, и это ещё не всё! Работы призёров были представлены на зональной краевой  выставке «Созвездие» в городе Ачинск.
 В выставке «Созвездие» принимали участие  многие наши ребята;
Шаталов Артём, Иванов Витя, Шайдулин Шамиль, Янбаев Валера, Солдатенко Слава, Горелик Наташа, Литиченко Никита, Бондаренко Степан,   Потехин Андрей, Васильев Кирилл.
Их работы отмечены Почётными грамотами управления образования.
И, конечно же, наши самые юные умельцы работать резцом по дереву, наши пятиклассницы,  получившие благодарственные письма Управления образования.
Мальчики же пятых классов  Леонов Серёжа, Калистратов Илья,  Плесковский Юра, Ахметзянов Ильяс, Калачёв Олег, Ганжа Дима, Маковозов Вадим готовились к другой  замечательной дате – Дню защиты детей.
                -4-
Сейчас я с особым теплом и уважением хочу рассказать об очень интересном мальчике в нашем кружке, об его упорном развитии таланта в себе.
Однажды в класс    робко и стеснительно тихой походкой вошёл Силин Артём и сел за крайний  рабочий стол. Первое время он долго ни о чём никого не расспрашивал. Он просто сидел и наблюдал за всеми и в то же время за каждым в отдельности.
По выражению его лица было трудно угадать, то ли он от безделья зашёл к нам, то ли  борется с  желанием рискнуть, и взять в руки резец для резьбы по дереву и с  жадностью начать делать то, чего нет ни у кого из присутствующих в классе.
Иногда он медленно поднимался со стула и начинал тихо  ходить от одного рабочего места  к другому, подолгу наблюдая за работой  резца в руках мальчика.
Я же, обратив особое внимание на необычное поведение мальчика, старался ему ни в чём не мешать.
 В труде ведь как?! Нельзя заставить человека что-то делать насильно! Просто – невозможно! Кроме негативного результата, здесь ничего не получится!
 А вся работа кружка построена только на полном самосознании и при полной свободе действий. Твоя задача, задача учителя, научиться управлять  этой самой  свободой ребёнка так, чтобы он этого ни в коем случае даже и не почувствовал.
Ребёнок должен сам, сознательно войти в твою программу, совершенно не догадываясь об этом. Такие моменты   между учителем и ребёнком признано называть  дружбой.
В этом случае чувство доверия к ребёнку должно быть полным. В противном случае, положительного результата не будет.
Как и должно быть, Артём боролся сам с собой. Но чувство желания рискнуть -  победило, и он подошёл ко мне:
-Николай Иванович! А можно я сделаю резную шкатулку из дерева?
-Конечно можно, Артём! Но для этого ты должен научиться хотя бы простейшим методам резьбы по дереву.
-А вы меня научите?!
-Если у тебя есть желание научиться резьбе по дереву, то  ты через два, три занятия сможешь уже самостоятельно  вырезать   узоры, предложенные мной на твоё усмотрение.
-Это точно?
-Слово учителя!
-Тогда дайте мне, пожалуйста, тоже дощечку!-
Я выдал Артёму нужный материал и инструмент для первоначальной работы.
И мальчик с удовольствием ушёл   в работу.
Переходя от одного ученика к другому,  давая нужные рекомендации и советы,  я незаметно наблюдал за Артёмом.
От усердия при шлифовке своей заготовки у него на лбу выступали мелкие капельки пота. Стесняясь, мальчик  быстро доставал из кармана носовой платочек и также быстро вытирал им выступавшие на лбу капельки пота. Он очень сильно волновался и проделывал эту процедуру очень часто.
Как ни в чём ни бывало я с улыбкой на лице подошёл к нему  и мы ненадолго отвлеклись на совершенно постороннюю тему. Во время беседы я просмотрел его работу, выдал несколько советов на поправку и  похвалил его за хороший результат. Артём заулыбался и «ожил». Работа спорилась в его маленьких детских руках. Я понял,что возможность кризиса в душе мальчика миновала. Так в течение целого учебного года  усилием огромной воли и стараний Артём, завидуя многим мальчишкам в их успехах, очень медленно «поднимал планку»  результата своих работ до уровня сверстников.
Я был поражён его усилиям воли и усидчивости. Я видел, как «ревниво» мальчик рассматривал чужие поделки.  Но его глаза искрились не тоской и завистью. В них отражалось его, какое-то  особенное, очень  характерное и сильно отличимое от всех, слегка хитроватое, с иронией и, я бы сказал, загадочное желание, граничащее с полной уверенностью в будущем успехе, в который  он твёрдо верил сам.
И успех пришёл к нему. Пришёл красиво, с достоинством, полный гордости и неукротимого желания творить то, о чем так долго мечтала его детская душа.
Наконец-то его работа выставлена вместе с немногими на районную выставку мастеров искусства резьбы по дереву. За свой почти годовой результат Артём получает благодарственное письмо участника конкурса.
И я увидел на его лице такую простую, такую искреннюю, такую детскую и наивную, подкупающую улыбку неподдельной  радости.
Был ли в этот момент Артём счастлив? Думаю что – да!
Наверное,  немаловажным здесь будет такой факт, что этот мальчик на год младше своих одноклассников, так как в школу он пришёл в шесть лет.
Иногда совершенно случайно мне приходится видеть как Артём вместе с одноклассниками – кружковцами  проходят по коридорам школы и внимательно просматривают, пусть не большие, но шедевры творения своих рук,  украшающие  стены старенького здания нашей школы.
Изредка меня спрашивают:
-Николай Иванович!  Дети без спроса не берут свои декоративные работы со стен?-
Улыбаюсь: -  В настоящее время, поверите - нет! Потому что вот уже второй год выпускникам школы, чьи работы украшали в течение нескольких лет внутренний  её фасад, я с уважение вручаю на последнем уроке в конце года эти поделки со словами благодарности за  уважение к труду.
Это наш новый ритуал - прощание с предметным курсом «Технология» школьной программы с пожеланиями  детям в освоении новых интересных технологических рубежей во  благо России и, конечно же, на благо собственного становления как личности в нашей замечательной стране.-
                -5-
Сегодня память  вынимает из своей педагогической шкатулки ещё один очень поучительный и очень интересный эпизод из моей  жизни.
Однажды по техническим причинам в школе был отключён свет.  В моём классе бригада электриков производила замену старого счётчика. Один из мужчин непосредственно занимался заменой электроприбора стоя на приставной лестнице, а двое других помогали ему снизу.
В это же время в классе проводилось занятие кружка. Мужчины с интересом прошлись вдоль рядов и просмотрели, кто и чем из ребят занимается.
Завязалась дружеская и очень тёплая беседа между детьми и нашими гостями.
Один из электриков с удивлением отметил, что у нас даже девочки занимаются резьбой по дереву.
-С огромным удовольствием! – Вмешался я в разговор.
Вот, посмотрите! – и  показал им уже готовые  работы девочек.
-А это работы Тарасовой Полины!-  я вынул из пакета картину, вырезанную  геометрической резьбой, и  достал ещё одну работу Полинины.
-Посмотрите, какое чудо! Совёнок словно  живой,  из детской сказки так и просится в руки!
Ну,  разве это не шедевры искусства?- Продолжал я нахваливать работы Полины.
Стоя рядом со мной,  мужчины  загадочно улыбались и глазами  показывали  на того, кто производил замену электрического счётчика.               
 -Вы что, не верите? Да у ребят спросите!- ничего не понимая, с  лёгким возмущением заступился я за работы своей ученицы.
-Нет, что вы, мы очень даже верим! Но вы скажите это лучше её отцу!- И рассмеявшись, они разом  указали мне  на того, кто стоял на стремянке.
Только в эти секунды я заметил,  как у монтёра от волнения сильно дрожали  руки.
-Вы …  Полинин папа?- В замешательстве переспросил я  мужчину.
В ответ он только  головой мне кивнул и поспешно  занялся своей работой.
-Уважаемые мужчины,  кажется,  я вам сказал всё!- И я от души поблагодарил Полининого папу за прекрасную талантливую  дочь.
                -6-
И, вдруг, сегодня сердце заболело,
Восьмой ушёл в девятый - навсегда.
Я понял вдруг: « Всем классом «прикипела»
К моей душе эпоха их труда».
Удивительный класс,  удивительные мальчишки росли рядом со мной к душевному моему сожалению всего лишь три года.  Ребята учились и воспитывались в нашей школе с первого класса по системе Занкова Л В.
С системой обучения и воспитания этого  педогога я был знаком  поверхностно.
Но узнать и почувствовать плоды обучаемой  системы мне пришлось уже более подробно и наглядно непосредственно тогда, когда мы познакомились с мальчишками на уроках технологии.
Сентябрь 2005 – 2006 учебного  года начался для меня, казалось бы,  самым обыкновенным месяцем. Но буквально со второго занятия я почувствовал, что это далеко не так, что это «нестандартный» класс.
Класс, интересующийся буквально  всем, что его волновало. Ребят  не просто волновали ответы на свои вопросы. Дети очень активно проводили дискуссии по всем новинкам, о которых  узнавали на моих уроках.
Первоначально казалось, что дети очень шумные.  Проведя усиленное изучение этих пятиклассников, я был приятно удивлён интересным фактом в  том, что мальчишки, не смотря на постоянные дискуссии, очень внимательно меня слушали  и очень быстро усваивали получаемые задания.
Именно работая с этим классом,  я постепенно перешёл на индивидуальную форму работы   с каждым учеником, применяя дифференцированное  обучение.  Я задался целью  как можно  терпеливее относиться к отстающим ребятам.  И  вместе  мы делали то, что признано называть освоением программного  обучения  ребёнком. Прошёл учебный  год.  Я получил удивительный  результат от  «слабых» учеников. Сильно отстающий в первой четверти ребёнок к концу учебного  года обязательно осваивал учебную программу.  И что радовало,  были даже с оценкой «отлично».
Невольно в моём сознании  появляется назойливая мысль:
-А правы ли мы  учителя, когда ещё в начале учебного года в первой четверти, зачастую «подбадриваем» ученика в его учебном процессе отрицательными оценками?  А может быть «потерпеть» четверть, другую, уделяя таким ребятам немного больше стимулирующего внимания?! -
Я уверен, уже в десятом и одиннадцатом классах подобные моменты обязательно сложатся в положительный результат для каждого учащегося. Иметь «запас» доверия от учителя хочется каждому ребёнку. И таким доверием дети очень сильно дорожат.
Конечно, это сопряжено с большими как душевными, так и физическими затратами и мучениями собственной совести.
Беспокойные дни и бессонные ночи в переживаниях и поисках альтернативных вариантов, а их обязательно должно быть несколько,  за судьбы «слабых» ребят не могут быть не замеченными ими  в дальнейшем.
Главное  чего не  должен  забывать при этом учитель, так это то, что результат своего труда приходит обратно в твою душу  через целое поколение уже выращенных тобой детей.
Благодарность учителю за тяжёлый труд по выполнению государственного заказа для пополнения общества нужным человеческим «товаром» к сожалению, не всегда приходит даже с сединой.
Сегодня я не могу  не вспомнить этот класс,  принёсший в мою жизнь много занимательных и замечательных часов. Я  счастлив, что мне довелось работать с такими детьми. Учила их Елена Викторовна Пегова.
Ведь что-то же вложила эта прекрасная учительница в этих удивительных  детей!  Сумела же она   по - матерински  что-то  передать им из  удивительно насыщенного современного мира!
 Каким же нужно обладать талантом, чтобы вселить самое  прекрасное и самое очаровательное в маленькие души  детишек в начальной школе.
Собранность, сосредоточенность на уроках, целеустремлённость и обязательность, вот основные качества восьмого  класса 2007-2008 учебного года.
И на доске почёта трудовой славы «Путь к звёздам!» они не случайно сфотографированы в составе всего класса. Я не смог  выделить  их отдельными фотографиями.
И подобная форма поощрения учащихся мне тоже нравится, потому что так воспитывается коллективизм и ответственность.
Занятия кружка «Русские узоры»  ребята посещали в полном своём списочном составе  школьного  журнала.
Именно  работами этих ребят и началось основное оформление проекта «Школа – наш дом!».
Появившиеся планы для реализации  проекта в результате полученных знаний на уроках технологии ребята реализовывали на занятиях кружка. Многие работы, начатые на уроках,  получили законченный цикл   во время кружковых занятий.
И такую постановку,  сочетание программного обучения и программы курса «Русские узоры» я считаю правильной. Ибо это и есть законченный цикл в изучении обеих программ, несущий непосредственный желаемый результат,  который сегодня смело можно назвать  проектной деятельностью с моментами инновационных включений.
Сегодня смело можно сказать, что все мальчики с пятого по восьмой классы, вольно или невольно, но включились в школьную программу по её оформлению. Сегодня я не могу сказать, что руки какого-то ученика не прикоснулись в процессе труда к оформлению проекта «Школа – наш дом».
И я очень сильно обижу девочек, чей труд заслуживает особого тёплого поощрения за свои старания и новизну в осуществлении этой грандиозной программы. А как сегодня  всё это очень важно. Важно в своём глобальном понимании по выполнению школой основной своей задачи, задачи освоения детьми социальной адаптации и развития всесторонне развитой гармоничной личности.
Как приятно видеть плоды своего труда, тесно переплетающиеся с трудами всего коллектива. Ты хорошо понимаешь, что ты нужен детям, ты нужен коллективу, пусть даже в качестве микроскопически маленького винтика в таком замечательном механизме, имя которому - школа.
                -7-
Что бы я делал,  что бы я один значил в жизни наших детей, если бы не активная помощь моих коллег учителей,  классных руководителей.
Мне  всегда приятно ощущать такие моменты за своей спиной. Нужные и очень важные, своевременные  поправки, касающиеся   какого  -  либо ребёнка придают  мне особую  уверенность при проведении учебных  занятий.
Именно  наша совместная работа, работа  учителя и классных  руководителей помогла мне выйти на создание своей программы в системе дополнительного образования для детей 5-8 классов как курса резьбы по дереву «Русские узоры»,  рассчитанной на 68 часов.
Ну что ж, на дворе очередной сентябрь в слегка желтеющих листьях. Дети с удовольствием приходят и интересуются работой  «прикипевшего» к душе кружка. Вместе мы строим свои  планы.
Обсудили наше участие в городских выставках, посвящённых Дню защиты детей и 55летию родного города. Дети были  очень довольны грамотами и ценными подарками от имени города, от имени  своей школы и управления образования.
Работы наших пятиклассников были замечены и оценены.
Ребята очень рады, что кружок   будет работать по своей лицензионной программе  уже не один год. У мальчиков руки «чешутся» от нетерпения начать новые  работы, имя которым - «Волшебная шкатулка».
А впереди зима.
Мы постараемся сделать всё, чтобы она прошла быстро, интересно и весело. Все подарки зимы к концу учебного года мы сложим в свои «Волшебные шкатулки» и вынесем на всеобщее обозрение школы, района и, возможно, нашего замечательного Красноярского края.
Одного хочу я пожелать детишкам – крепкого здоровья в их юной созидательной замечательной  жизни!

Учитель Технологии -                Н.И. Меркулов.
Средняя полная образовательная школа №3   г. Ужур.