Морской зверь

Геннадий Струначёв-Отрок
                Так переводится с алеутского название общества с ограниченной ответственностью - фирма «АГЛАХ». Фирма эта довольно молодая: в этом году ей исполнилось пять лет. Маленький, но юбилей. Основали её в 1995 году жители села Никольского, работники администрации Алеутского района Владислав В. Соколовский и Владимир В. Дубасов.  Начинали с торгово-закупочной деятельности, организации завоза на остров Беринга и вывоза туристических групп, пошива меховых изделий, ловли лосося и сбора грибов. Наработав достаточный капитал на «подножном корме», перешли на рыбные промыслы. В конце того же 95 года администрацией села Никольского была принята программа об использовании 30-ти мильной и 5-мильной зон вокруг Командорских островов в целях подъёма экономики Алеутского района. Стали брать в аренду средние суда у камчатских частных рыбодобывающих фирм , в частности траулер «Эко Пасифик» у одноимённой рыболовной компании. Начинали  работу с разработки и осуществления Программы комплексного мониторинга гидробионатов в 30-мильной зоне Командорских островов, находящихся в ведении ГПЗ «Командорский», на основании чего был получен доступ к освоению 2050 тонн разнорыбицы под научный проект. В 1998 году с одной из норвежских фирм был заключён контракт на приобретение по бербоут-чартеру с рассрочкой на 10 лет трёх новых ярусоловов «Кристина Гласио», «Королина Гласио» и «Алида Гласио». В середине 2000 года руководство фирмы «АГЛАХ» выкупает контрольный пакет, 58 % акций развалившегося к тому времени ОАО «Командорский зверозавод», 27 августа подписывает Соглашение о мерах по стабилизации социально-экономического положения Алеутского района с главой Администрации Алеутского районного муниципального образования Надеждой Г. Бутовой и фактически становится градообразующим предприятием районного центра Никольского. И всё это при активной поддержке губернатора Камчатской области Владимира А. Бирюкова.
                На Командорах зарегистрировано много фирм, но такого результата добилась одна единственная, и она старается держать марку своего престижа на высоте.
              Разговариваю с генеральным директором ООО фирмы «АГЛАХ» Владимиром Л. Емельяновым, проработавшим здесь с сентября 1995 года, начиная с заместителя. Чтобы не казаться голословным, Владимир Леонидович подсовывает мне оригиналы подписанных соглашений, как с главой администрации Камчатской области от 30 апреля 99 года, так и с главой  Алеутского района от 27 августа того же года, и начинает отчитываться почти по пунктам:
                - Когда в начале 90-х годов по всей стране пошла «мода» на приватизацию, и в селе Никольском приватизировали зверосовхоз, на котором держалась вся экономика Командорских островов. Этого бы делать было нельзя, так как зверосовхоз со всеми его структурами был убыточным и держался на государственных дотациях. Но дело было сделано, хотя бывший глава администрации Сергей Иванович Мечетин был против, коллектив приватизировал своё предприятие, сделал из него ОАО «Командорский зверозавод» и дружно развалился. Приватизирован был в составе зверосовхоза даже причал – этот стратегический объект, один единственный на Командорах, который всегда должен быть государственным достоянием. Но дело было сделано и вскоре из-за недостатка средств и трудностей в доставке на остров запасных частей все механизмы пришли в негодность и стали. Жители оказались без работы.
                К этому времени «АГЛАХ» уже твёрдо стал на ноги и имея достаточные средства, конкретные наработки в экономическом развитии Алеутского района и уверенность в возможности сделать производство зверозавода рентабельным, выкупает контрольный пакет акций хозяйства и приступает к конкретным действиям. Уже отремонтировали две баржи, так необходимые для перегрузочных работ с судов приходящих на рейд Никольского, грузовой кран на причале, стала платить заработную плату рабочим с апреля текущего года, заплатили все налоги, организовали поездку алеутского ансамбля в Москву. В прошлом году ( и в этом будет) обеспечили всех детей новогодними подарками, продуктовые наборы (растительное масло, сгущёное молоко, тушёнка , несколько пачек чая и пр.) получили 150 малообеспеченных семей. Сейчас отправили теплоход «Тимонов» из Петропавловска с бесплатной белокачанной капустой и морковью населению Командор для засолки. Закупили спортивный инвентарь для школы. Это футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи, различные теннисные мячи и ракетки, лыжи, кроссовки и некоторое другое снабжение. Приобрели электрическую печь за 17 тысяч рублей. У нас было даже запланировано долевое участие, совместно с областной администрацией, по закупке в США и установке новой модульной школы в Никольском, коли проект постройки советских времён рухнул вместе с Советским Союзом, но в силу ряда причин это строительство приостановлено. Мы под это дело просили выделения дополнительных лимитов, но вопрос обсуждался в середине года и свободных лимитов в области не было, и у администрации средств не оказалось. Разработали программу по работе в 5-ти мильной и 30-ти мильной зонах вокруг Командорских островов, но пока не утвердили. Это наша перспектива. Для того, чтобы её выполнять, нужны средние и малые добывающие суда, а у нас их ещё нет. Те три ярусолова, которые имеются, вынуждены работать только в экономической зоне с закрытой границей. Чтобы завести их в территориальные воды, надо, по нашим непонятным законам, платить большую пошлину. Все судовладельцы на всех уровнях об этом кричат не один год и никаких сдвигов нет. В Южной Корее все порты забиты русскими судами. Они там и экипажи меняют, и ремонты производят, и отстаиваются, и доллары оставляют. Русские рыбаки за 10 лет нашей перестройки подняли экономику Южной Кореи на высший уровень, а свою родную на пятую точку посадили. Нам легче даже в Датч-Харборе на Алеутских островах ремонтировать суда и менять экипажи, чем просто зайти в свой родной камчатский порт. Все сегодня понимают, что работать по такому бербоут-чартеру, какой нам навязали московские руководители Госкомрыболовства  постсоциалистического периода не выгодно даже компаниям, которые эти суда арендуют, не говоря о том, что государство от этого вообще ничего не имеет. Но даже в таком случае мы сегодня немного оперились и изъявляем желание приобрести небольшой мелкий и средний флот, чтобы он был наш, русский, под российским флагом. (А ярусоловы нами взяты в рассрочку на 10 лет. Это для судна большой срок). И тогда нам понадобится строительство на острове перерабатывающего завода.
                Что касается морской капусты – зверозавод постоянно занимался её добычей и заморозкой, но вопрос всегда упирался в наличие покупателей. Петропавловск ею уже забит.Да её и надо-то здесь малое количество: салаты делать, в хлеб пекарни добавляют, кое-какие медицинские учреждения используют. Надо на центральную Россию выходить. Но вопрос: как дешевле её туда доставить с Командор? Только пароходом до Владивостока, а оттуда поездом, или самолётом. Но за дёшево можно перевести только маленький вес. А это значит – «за морем телушка полушка...». Значит надо искать такие технологии, чтобы выпускать нужную, допустим в медицине, продукцию, которая будет иметь малый объём, лёгкий вес, но дорогую продажную цену. И на сегодняшний день у нас уже есть кое-какие наработки. И в плане покупателей тоже. Мы хорошо работали и работаем с районной островной администрацией – Надеждой Григорьевной Бутовой. Сами видите какое деловое Соглашение мы с ней нодписали. Но хотелось бы видеть на этом посту нынешнего председателя совета директоров командорского зверозавода Сергея Ивановича Мечетина. Когда будут проходить выборы, мы обязательно предложим его кандидатуру на этот пост. Он принимал непосредственное участие в разработке программы использования командорского шельфа на благо местного населения. Его усилиями были установлены ветровые электрогенераторы. Он проявил в этом вопросе большую волю и настойчивость, и прежде всего в московских кабинетах. Для того, чтобы пробить это дело, надо было пройти массу ступеней, вплоть до Москвы. Чтобы привезти в Никольское эти ветряки, надо было платить огромную пошлину. Никольское само – нищее село, и государству оно тогда  (да и сейчас) было не нужно. Зачем им какие-то ветряки? В Москве есть свет и тепло, и они не желают знать: откуда оно берётся. «АГЛАХ» тоже тогда был на стадии становления и не в состоянии был такую сумму заплатить. Хорошо, что дата перезахоронения Витуса Беринга случилась в 1991 году, когда и датский посол в России побывал на острове, носящем имя его земляка, и согласился безвозмездно подарить Никольскому два ветряка. Мечетин проконтролировал всё это дело от начала до конца, и государству нашему деваться было некуда. Оплатили и пошлину и транспортировку и установку. А транспортировка сколько нервов ему стоила? Сорока футовый контейнер сначала надо было в Москву доставить, затем до Владивостока, потом теплоходом до Петропавловска и уже отсюда искать специальное плавсредство (им стала трёхмачтовая яхта «Торос» Камчатского крейсерского яхт-клуба), чтобы везти на Командоры, потому что к пирсу зверозавода не каждое судно подойти может: глубина всего два и девять десятых метра. Ну, с божьей помощью доставили. А там со строительством заморочки: грунт на освидетельствование в Петропавловск везти, цемент на анализ, которым фундамент будет заливаться, лётчики протест внесли: забоялись, что при посадке самолётов на полосу, эти ветряки их протаранить могут, хотя они и вдалеке от аэродрома устанавливались.
                Этим летом приезжали четверо инженеров из Дании, провели осмотр, профилактический ремонт и остались довольны их работой и нашим обслуживанием. Как выразился руководитель группы Герхард Грон: он не ожидал такого КПД от своих подопечных – 80 % электроэнергии уходит от них в общую сеть. Это очень много, так как в Дании подобные ветряки выдают только 15 – 20. А всё из-за того, что у нас среднесуточные ветры на острове не опускаются ниже скорости 11 метров в секунду.
              Мечетин на Командорах служил начальником заставы. Это ведь тоже не маловажно: он по сути охранял эти острова, на них и остался, знает всех жителей (даже их характеры), всю территорию, погодные условия, все проблемы. Почти семь лет затем проработал руководителем Алеутского района. Он такую школу прошёл! Дай Бог каждому! А после ухода с поста главы администрации района в 1996 году, был представителем администрации Алеутского района в Петропавловске, буквально до недавнего времени, когда его избрали председателем совета директоров командорского зверозавода. Так что мы бы с ним сработались. У нас единые цели.
            Владимир Леонидович заканчивал своё повествование о Командорских островах, а мне, после его последних слов, сразу села на язык песня В. Бутусова: «Связанные одной целью. Скованные одной цепью». Хорошо ли это или плохо, когда для достижения какой-либо цели сегодняшние руководители ищут и выдвигают на более высокие посты своих соратников, друзей, а то и родственников? Ведь раньше это называлось кумовством в правительстве и считалось зазорным, а сегодня процветает сплошь и рядом. Я давно над этим задумываюсь, ещё с социалистических времён. И, в общем, пришёл к выводу, что, ведь такое «сплошь и рядом» существовало и в социалистические времена, только не афишировалось официально, а сегодня это стало обыкновенной нормой. Вся разница заключается лишь в том, какой цели добиваются руководители и какой они ориентации. Если они действительно радеют за свой народ (хотят, чтобы наша страна действительно вышла из-под зависимости от иностранного капитала), а не за свои карманы, которые всё равно какими деньгами будут набиты, то это благородная цель и здесь такое «кумовство» даже надо приветствовать. А если руководитель явно игнорирует общерусские интересы, а заботится только о своём благополучии, то и соратников он себе таковых подбирает. Но в любом разе обществу трудно сразу раскусить радетелей за всеобщее благосостояние, потому что все они сейчас добиваются своих меркантильных интересов под вывеской борьбы за народ. Хотя, кажется, «АГЛАХ» уже доказал свою преверженность алеутской национальной политике.

                2002 г.
                Петропавловск-Камчатский