Первые шаги в музыке 5

Ольга Косарева
 

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

IV. БЕСКОНЕЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ.

     Истина, на первый взгляд, известная всем: повторенье – мать ученья. Но… От того, как принцип повторения понимается, зависит конечный результат.

   Немного отвлечемся от заявленной темы, не упуская, тем не менее, ее из виду. Посмотрим несколько шире, поразмышляем о главном.  Для чего дети занимаются музыкой? Для чего тратится столько времени? Нам, преподавателям, надо бы эти вопросы задавать себе постоянно, чтобы «не сбиться с пути». Они помогут решить непростую дилемму: как же построить процесс преподавания, чтобы от него была польза, чтобы не заниматься простым времяпрепровождением?  Приведу в качестве примера такого времяпрепровождения самый распространенный в практике музыкальных школ способ сдачи выпускного экзамена по сольфеджио и теории. Целый год (!!!) пишутся и вызубриваются ответы на экзаменационные билеты (то есть, в общем-то, все пройдено, но забыто). Это что? Знания? Ставка в этой «игре» делается не на детей, а на престиж преподавателя. А у детей абсолютно бессмысленно и безжалостно отнято бесчисленное количество бесценного времени детства, которое дано  ребенку природой для становления личности, для развития  способностей. Создается впечатление, что конечной целью такой работы был выпускной экзамен. Здорово, правда?! Многолетний труд завершился торжеством преподавателя и дипломированием необученных детей. Дети как не «говорили» на языке музыки, так и не научились этому.

   Конечная цель, извините за повторение, – обучить музыкальному языку для пользования им, т.е. музицирования. Выпускной экзамен по специнструменту, когда играются выученные за год произведения классиков, – это, конечно, прикосновение к музыке, но музыка-то не своя и не ребенком осмысленная, а сочиненная кем-то, и трактовка ее продиктована от «а до я» преподавателем. «Разговорный язык» и здесь не освоен.

   Теоретические знания нужны только для того, чтобы их использовать. Так как музыкальный язык, как любой язык, состоит из широкого комплекса средств выразительности, то их, «по кирпичику», нужно изучать и тут же приводить в действие. Если терминология выучена не крепко, то и творческого процесса не получится. Принцип закрепления (повторения) можно представить в виде непрерывной спирали с расширяющимися витками. Каждый виток представляет собой набор терминов и понятий, знание которых необходимо довести до автоматизма. Зачем? А вот представьте себе речь ребенка, не очень четко представляющего себе значение используемых слов: «Мама (что такое мама? – может, это вообще дядя), принеси (или подбери? или выкини?) мне (или тебе? или куда?) молоко (мусорное ведро? корову?)». То же самое происходит и в музыке: о каких образах можно вести речь, если слова, к примеру, секста и септима пока склеиваются в секстиму?

  Практические навыки тоже «не с потолка» сваливаются, их нужно освоить головой, слухом, глазами, мышечными движениями. Прежде, чем создавать художественные образы, необходим длительный процесс освоения любого средства выражения, бесконечное повторение, т.е. закрепление этих знаний. Какую бы сферу теоретических знаний мы не затронули, она тут же вводится в практическое музицирование, расширяясь и углубляясь из месяца в месяц, из года в год, становясь простой, привычной, любимой. Вот эти-то простота, привычность, влюбленность являются красноречивым свидетельством того, что обучение идет по верному пути. «От терний – к звездам», где «тернии»  – это, грубо говоря, «натаскивание», а «звезды»  – это творческий результат в освоении языка музыки.

                ***

ВСТАВКА

  Поговорим об освоении интервалов.

   – В музыке, как вы заметили, вся терминология на итальянском языке – ведь профессиональная музыка родилась в Италии, и мы, музыканты разных национальностей и эпох, оставили все, как было, – так удобнее: все мы в музыке говорим на одном языке, не надо переводить, всем все понятно. И вы, занимаясь музыкой, невольно изучаете итальянский язык, не полностью, конечно, а чтобы музыкальные термины понимать. Вот, к примеру, что обозначают слова (пишу на доске) allegro?.. largo?.. staccato?.. legato?.. dur?.. moll?.. Как называется «до»… «ре»… какой звук я сейчас написала (F)?... (G)?...Молодцы! Ну все знают! Сегодня будем учиться считать по-итальянски: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава, нона, децима – вот и досчитали до десяти. Повторяем сначала первые три названия, показываем на пальчиках… быстрее… быстрее… Хорошо, «поехали» дальше… А как будет по-итальянски десять?.. а пять?... А что такое терция?... нона?... Отлично! Бежим к инструменту… Смотрите, что будем делать: будем вторыми пальцами играть одновременно два звука, два звука – это интервал, вот мы и будем играть интервалы. Сначала наши пальцы сыграют вместе один звук «до» – это два наших пальца-«пианиста» исполнили дуэтом один и тот же звук. Дальше левого «пианиста» попросим играть один и тот же звук «до», а правый «пианист» будет исполнять все звуки подряд до следующего «до» . Видите? Просто? Идите четверо к клавиатуре, играем вместе со мной и  дружно, всей группой, произносим названия интервалов: прима, секунда, терция… Ой, нона и децима не поместились. Извините нона и децима, отдохните пока, мы вас в следующий раз «пристроим» к делу. Повторяем… быстрее… Четко произносите, куда артикуляция наша «убежала»? что за голоса такие бледные как макаронины переваренные?...

   – Музыканты используют счет до пятнадцати, поэтому и мы выучим итальянские названия до 15. Итальянцы, как и мы, дальше считают так: к десяти прибавляют один, два… Только «один» они называют по-разному – прима и ун, «два» – секунда и дуо. Поэтому 11 у них называется ундецима, 12 – дуодецима, а дальше просто: 13 – терцдецима, 14 – квартдецима, 15 – квинтдецима. Учим?... Берите пятеро мелки, пишите на доске цифры, а мы их назовем по-итальянски… Поменялись местами… Но задание другое: мы вам, «писатели», назовем цифры, а вы их запишите… А слабо разные интервалы сыграть на инструменте? Нет? Бежим к инструменту…

 – Слышите, как по-разному звучат интервалы? Одни мягко – их называют консонансы, другие резко – это диссонансы.  Прима – это что? верно – консонанс, долбит себе на одном звуке, будто дятел на дереве, пусть она у нас называется «дятлом». Секунда? – диссонанс, ух и резко звучит, похожа она на крысу, оскалившую зубы? – превратим ее в «крысу»… (названия придуманы не мной, это один из наиболее распространенных вариантов). Теперь отвернитесь, я сыграю какой-нибудь интервал, а вы мне его назовите: «птенчик» (терция) – консонанс, «носорог» (септима) – диссонанс…

    Зрительный образ хорошо формируется в работе с клавишами. Любимой была, например,  игра, которую мы назвали «Крути-верти»: все стоят вокруг инструмента и смотрят, а одного «крутиверта» я отворачиваю от клавиатуры, нажимаю какой-либо интервал, он называет его, поворачивается и играет. И так несколько раз. Потом избирается следующий «крутиверт». К зрительному образу прибавляется и слуховой навык. (Так мы играем и отдельные звуки, и мелодические обороты, и, в дальнейшем, аккорды, двух-и трехголосные образования). Определяем интервалы по слуху. Для этого придумали игру в гномиков: рассаживаемся кружком, я играю интервал, ученики по очереди называют его, как бы зажигая свой фонарик: определил – фонарик зажегся и мы радостным хлопком сообщаем об этом, не определил – сидим в темноте, закрывая ладошками глаза. Темп игры быстрый – должны получиться гирлянды зажженных фонариков.

   Заключительной игрой урока может быть «Рондо в зоопарке». Все собрались в кружок, у каждого конкретное задание:  изобразить танец крысы (секунды), носорога (септимы), медузы (квинты), антилопы (сексты), когда эти «герои» будут сыграны учителем. Я играю композицию из секунд, «крыса» выскакивает в центр круга и кривляется как может (танцем это трудно назвать), все повторяют за ней ее движения. Звучит нейтральная музыка (рефрен), под которую все покачиваются, кружатся, плавно поводя руками. На смену ей  внезапно врывается агрессивная (диссонантная) композиция из септим: в круг выскакивает «носорог»  и начинается «всеобщий разгул страстей» и т.д…

  Непременно сочиняем небольшие пьески на интервалы в различных формах: двухчастная форма с терциями в I части и с секундами во  II части; трехчастная форма с октавами в I части и репризе и с септимами во II части… рондо… Кластеры, терзавшие уши домашних и школьных обитателей, «канули в лету». Теперь наши сказки более приемлемы для слуха терпеливых вольных и невольных слушателей (по крайней мере не так оглушительны).

  – Играю  и напеваю «Сурка» Бетховена в ре-миноре – тональности, удобной для пения:

Из края в край вперед иду,
И мой сурок со мною.
Под вечер кров себе найду,
И мой сурок со мною.

 Разбираем аккомпанемент: что у нас за интервалы получаются? Квинта и кварта. Гармония? Тоника, только неполная, без терции: прима, квинта и прима. Терция нам бы показала мажор это или минор, радость или грусть, то есть человеческие чувства определила бы. Без нее просто пространство, мягко колеблется воздух, все тихо, спокойно. Здесь новый звук появился  (на слово «иду»)– какой интервал образовался? Вместо верхней кварты прозвучала большая терция. Вроде бы консонанс, но этот новый звук с нижней примой образует какой интервал? Септиму. Септима, диссонанс, нотка боли или тоски. По безлюдной дороге идет маленький мальчик сирота и поет простенькую песенку. Назовите мне интервалы  мелодии: кварта, секунды, квинта. Больше всего секунд – они плавно текут, как бы расстилая в воздухе свою дорожку. Зачем первая кварта? – ну, ведь мальчик идет, прилагает для этого усилия, вот кварта и придает ему энергии, а квинта мягкая, воздушная разносит звуки голоса в пространстве. Сурок как изображен? А никак – он прижался к хозяину, такая же сирота бездомная, бесприютная, у них общая судьба, общая грусть и усталость. Споем? Помните, что минор, звук притемните, но не сильно – это ведь просто грусть. Отлично у вас получилось! Поиграем? Ужасно сложное задание хочу вам предложить. Не страшно? Нет? Ну, берегитесь! Самый отчаянный – к инструменту! Сыграй мне мелодию песни в си-бемоль-миноре… в до-диез-миноре… Снимаю шляпу! Кто еще хочет себя испытать? Ты сыграешь и мелодию и аккомпанемент в ми-бемоль-миноре… а ты – в си-миноре… Гиганты! Мое восхищение! Ты хочешь сыграть? Ручонки-то твои с аккомпанементом не справятся. Давай сделаем так: ты играешь мелодию в соль-диез-миноре, а ты выступишь аккомпаниатором. Ай, да ансамбль получился! Как ты чутко аккомпанировал! Если песня понравилась, то дома поиграйте ее в разных тональностях, а к выступлению на уроке подберите удобную для голоса тональность. Договорились?

   –  Поиграем в «Крути-верти»? Собрались все вокруг инструмента. Ты – «крутоверт», отвернись. Играю мелодию песни Моцарта «Приди, о май» – «крутоверт» поворачивается и повторяет. Другим ту же мелодию играю в других тональностях. Потом то же самое делаем с аккомпанементом. Разбираем интервалы. Кто-то делает вывод, что первые звуки – это целое тоническое трезвучие. О, – радуюсь я – а я-то и не заметила. Такое трезвучие, с повторением примы наверху, называется развернутым. Грустная песня, правда? Ах, нет? Веселая! Действительно радостная, легкая, летящая – вон как разлетелась по развернутому трезвучию, секундами не утяжелена, вся из воздуха, только в последних оборотах секундочки потекли, как ручейки, как аромат фиалок. И в аккомпанементе мажорное трезвучие сияет, лучится, колышется. Понравилось? Выучим слова?

Приди, о май, и снова
Пусть рощи оживут,
Под шум ручья лесного
Фиалки пусть цветут.

 Споем? Руками ведите мелодию, широко распахивайте руки навстречу весне. Может, станцуем? А ты нам аккомпанируй. В какой тональности? В ля-мажоре.

   –  Подбираю для проигрывания небольшие пьесы (или отрывки) с явным преобладанием каких-либо интервалов (двухголосные песни, в которых много терций, секст, октав, «Шествие гномов» Грига с квинтами в аккомпанементе и секундами в мелодических линиях, «Споемте, друзья» Соловьева-Седого: в начальных тактах мелодии ярко зафиксированы октава, септима, секста…). Играю, напеваю, дети слушают, определяют интервалы, потом говорим о красоте прозвучавшей музыки – все затихают, слушают, очарованные, и кажется – ангел над нами парит. Ну, и непременно дома рисуется все, что понравилось (по желанию, а не по принуждению), сочиняются пьесы на интервалы.

                (Продолжение следует)