Интервью

Оксана Карвацкая
-Здравствуйте, Лавр! - добродушная голубоглазая журналистка указывала молодому на столик у окна. -Я рада, что вы пришли вовремя.
-Я тоже очень рад. -Он скромно улыбался.
В кафе было совсем светло. Яркое солнце ровно заглядывало в окна. Лавр с неким смущением поглядывал по сторонам, на редких посетителей кафе. Утро. В воздухе пахло крепкими бодрящими напитками, их запах еще не выветрился после спешащих утренних посетителей. Он выглядит немного смущенным, хотя подобные интервью у него брали не один раз.
-Вы позволите, мы закажем гафе и начнем интервью?
Он смотрел куда то вверх, наверное, рассматривая замысловатую железную конструкцию на потолке, пока журналистка с важным видом включала и настраивала диктофон.
-Да, конечно. -ответил не отрываясь от изучения обстановки в кафе.
-Итак, Вы уже известный всем и вся студент Института по изучению Внепланетных культур написавший гениальную Курсовую с точки зрения психологии, биологии и одновременно философии. Так? - она улыбалась.
-Так. Меня наградили орденами как раз за, - пощелкивая костяшками лап он вспоминал формулировку крутящуюся на языке, - за огромный вклад в развитие наук. Кажется так.
-Давайте начнем издалека. Расскажите читателям нашей газеты вкратце о содержании своей работы и пару слов о костяке.
Вздохнув, Лавр начал:
-Я не знал, как выйти из сложившийся ситуации. Я должен написать некую работу, которая отличалась бы "чем-то" от других работ. Увы, жить в мире, где все открыли и все изучили не только не интересно само по себе, но и крайне сложно. Повышаются границы "хорошо" и "качественно", ну а планка "этот новое" взлетела выше небес! Суть работы заключается в том, что я должен наблюдать за каким-то существом и открыть "что-то новое", как правило, это ни к чему не приводило и зачет все таки ставили.. Но я не мог не попробовать. Пойти по самому сложному пути. Я обошел все ближайшие зоопарки в поиске существа, которое будет мне по душе. С которым мне будет интересно работать. Но увы, я ничего не нашел в длинных тенистых аллеях зоопарков. Ни Рух, ни Леман меня не привлекали. Значит, мне нужно было обратиться за университетским зондом в библиотеку. Что я и сделал.
-И вы нашли, что искали? - поинтересовалась девушка.
-Да, конечно. Это был человек. Серийный номер 6302-5782-479БМ.
-А то на счет технической части?
-Зонд УКМ-432 с персональным номером 4389102387 работает на солнечной батарее располагающиеся по всему корпусу зонда, одновременно служащей рабочей поверхностью нано-роботов "невидимок" (модели УР-42357М), объем съемной памяти которого позволяет вписать в себя 73 хроно-часа. Я решил делать перерывы во время сна "подопытного", как правило, сеанс отдыха у подопытного длится около 4-5 часа в темное время суток, как и большинства его сородичей (тоесть 4 раза в сутки), таким образом, я снимал непрерывно каждый шаг моего подопечного успевая снимать информацию, отсылать зонд обратно, и изучать отснятый материал. Ну а зонд же мне предоставил институт.
-Ну а чем вы руководствовались, когда начали писать свою работу? - она поглядывала в бумажку, где ей были прописаны вопросы "удобные" и "интересные" читателям. Вопросы были прописаны начальством, чтобы молодая журналистка не спросила "лишнего".
-Знаете, я надеялся найти "креативность и живость мышления". Очень хотел воспитать это в себе.
-Ох, расскажите о предмете исследования!
-Это особь мужского пола проходящая вторичную фазу обучения в коллективе. - бормотал монотонным голосом Лавр,- Тело которого было покрыто покровом, называемым "кожей", волосяной покров на голове цвета 140c05, радужка глаз цвета 14502b, а оттенок кожи подходит под категорию 9Б". По сути, обычный представитель вида. Нечем особо не отличающийся. Мне везло особенно, мой зонд работал без перебоев и информацию я получал вовремя.
В конце второй недели я выяснил его расписание. На протяжении этих двух недель, честно признаться, я не отягощал себя каким то жутким трудом, а только записывал полученные результаты.
Интервью не получалось интересным. Лавру становилось откровенно скучно.
-А как же ваши друзья реагировали на это?
-Ну знаете, я помню что как то раз я позвонил Ииву, Ииив - это мой лучший друг и по совместительству отец, и сказал ему: "Будь я самым последним псом во вселенной...зачем я выбрал их для темы своей дипломной работы?!", "А мне откуда знать?" - ответил он тогда. Иив не поднимал рецепторов, он был чем-то занят и сосредоточен только на этом..
"Может устроить себе два дня отдыха?" - спросил я тогда у него, на что он мне ответил: "А у тебя отдых когда то прекращался?". Думаю, именно тогда началась моя работа по настоящему.
-Вы хотите сказать, что Иив тоже внес свой значительный вклад в вашу работу?
-Конечно. Мне было бы стыдно перед ним, если бы я написал что-то достойное только туалетной бумаги. Я написал три варианта, прежде чем вышла в свет моя курсовая именно об этом. К сожалению, она получилась не о людях, а имеет большее отношение к нам.
-Были ли какие то курьезы или смешные случаи, когда вы начинали свои изучения? -не поднимая глаз она смотрела в экран диктофона. Достаточно ли он ловит звук.
-Конечно были! По плану в курсовой работе у меня был пункт наблюдения за человеческими особями, то есть их реагирования на тест "реагирования их на нанесение геометрических фигур на большие поверхности". Я нанес пару кругов на самую подходящую поверхность - поле травы. К моему несчастью там был как раз нужный очевидец самого процесса.
-Почему к несчастью?
-Мне кажется, я напугал его.
-Чем?! Двумя кругами на траве?! - удивилась журналистка.
-Ну да... Его пульс ускорился и в кровь он выбросил пару тройку гормонов. Адреналин и что-то еще, кажется...
-Может видит в первый раз?
-Ну почему в первый? Наши зонды они наблюдают давно, могли бы и привыкнуть за столько то лет. Тем более, если соотносить долготу их жизни, то по ихним меркам, уже очень-очень много лет! Еще подобные тесты проводятся и у них, кляксы на бумаге. Тот же самый психологический тест!
-Логики не видно. -задумалась девушка занося факт в компьютер.
-Скажи мне, какое разумное, умеющее испытывать чувство доброты и милосердия, существо способное к анализу, логике при подготовки зондом территории к психологическому тесту будет выражать свои мысли бранными словами?!?!
-Я всегда считала, что "люди" - очень странный вид.
-Я тоже удивился. Почему, раз они используют бранные слова - их причислили к разумным существам? Зонд не может ошибиться, он выдал мне, что он именно ругался! Не мог я осмыслить мотива их поступков! По их словам, действиям в истории, повседневности они так стремились ко всему новому, стремились вперед, стремились к неизведанному, порой, даже без особой разборчивости, гонялись за новыми впечатлениями, эмоциями, видами - но увидав малейшие следы зонда, следы нашей деятельности сейчас они принимаются придумывать нам "цели и условия", начинают бояться и требовать от нас чего-то для себя.
-Это интересно. Но все же продолжим. -любые отхождения от сути вопросов юная, еще зеленая журналистка пыталась пресечь на корню. Это раздражает.
-Помню еще свою короткую запись, может, читателям будет интересно и смешно: -он зачитал отрывок из тетради- "А собака все прижималась к нему. Собаки-то видят невидимые зонды! Знал бы студент Максимов, что сейчас его для дипломной работы снимает другой студент на камеру - не стал бы ковырять в носу во время клейки обоев. Не подвел бы человечество Максимов!"
Не подняв глаза с суровым видом девушка, так и не представившаяся вначале разговора пыталась сделать из себя образец каменного профессионализма, по сути лишенного какой либо жизни, представляющей из себя унылое и скучное зрелище.
-Воздушное стеклянное море разрезаемое колючим снегом. Хорошая погода, неправда ли? Вы когда нибудь думали о том, что можно захотеть понять кого то не ради научного интереса, а просто так?
На него непонимающими глазами как лань смотрела журналистка, перебирая в голове варианты ответов. "Что сказать?".
-Не знаете что сказать?-он улыбался, как довольный охотник, поймавший свою, особенную, но случайную добычу.
-Вы странный. Давайте продолжим наше интервью. Я не могу отходить от списка вопросов, простите меня.
-А я могу. - отвернувшись он всматривался в паутину деревьев, сплетенную из веток ветром.
Запахи кафе сплетались в голове, находились знакомые запахи. Запахи дешевого и дорогого кофе, крепкого лимонного чая, виноградных листьев, глазури и шоколада. Находились и незнакомые запахи, запахи других людей, других жизней. И каждый, чужой и незнакомый.
-..Вы слышите меня? -пытаясь поймать взгляд спрашивала тонким голосом журналистка.
-Слышу. -"Может, из этого да и выйдет что-то интересное"-подумал­ Лавр. -Повторите еще раз свой вопрос.
-Ну хорошо. - она раздраженно сжала губы, шумно вздохнув снова посмотрела в бумажку, "Неужели она не помнит вопрос, который она повторяла две секунды назад?", пронеслось в голове у Лавра, - Так вот, Лавр, Почему Вы решили взять именно эту особь?
-Его зовут Оскар Максимов. Он студент, как и я.
-Что? -схмурив брови переспросила юная лань.
-Его зовут Оскар.
Небольшая пауза из-за непонимания того, что сказал Лавр зависла в воздухе.
-Вы ведь не читали мою курсовую, да? -Подняв бровь поинтересовался он.
Посмотрев на диктофон, с мыслью "выключать, или нет", помолчав журналистка ответила:
-Нет, у меня совершенно не было времени на это.
-А что вы делали? Поделитесь.
-В смысле? -видно, она была не готова к тому не вежливому вопросу.
-Ну понимаете..я..
-Ничем. Так? -Он корпусом наклонился к ней через столик.
Она подняла глаза и ответила:
-Да.
-Я так и думал! -он откинулся обратно на спинку плетеного стула. -Вы не умеете ценить время, как и все мы. Я только учусь его ценить.
-Объясните мне Вашу точку зрения. -забыв о вопросах в предоставленной начальством бумажке спросила она.
-Хорошо. Только не перебивайте и выслушайте до конца.
Она кивнула.
-Мы, практически не имея временных ограничений..проще говоря не умеем умирать...
-Но как же? А погибшие герои-космонавты на Уране-8?
Он недовольно смотрел на нее.
-Я же сказал, не перебивать.
Смущаясь, она взяла в руки теплую кружку.
-Люди имеют временное ограничение, пусть даже они будут жить в мире, в свой срок они умрут. Они не мы, они - не вечны телом. Не сказать, чтобы люди все жили в мире. Нет. По моим подсчетам на их планете было что-то около пяти дней, когда никто ни с кем не воевал на разных концах их мира. В этом, по моему мнению, они похожи на нас. Мы тоже, воюем день и ночь. Не обязательно с грозным противником, и ни в коем случае не с друг другом, а вот с болезнями, незнанием, неизведанным у нас тоже идет продолжительная война. Они тоже занимаются научный поиском и научным трудом. Война на два фронта! Даже на три! Культура! Я удивлен, сколько прекрасных вещей они умеют извлекать из войны. Для этого нужно много силы воли и желания жить. -Зажав губы она бы с радостью, как ребенок, начала бы спрашивать "почему" и "зачем", любопытство и непонимание хода его мыслей ее разъедало, как ребенка. Но она держалась. Издевательски делая паузы после каждого предложения, Лавр продолжил. -Так вот, у людей изнашивается тело к определенному сроку, если, конечно, они сами не ускорят этот процесс. Понимаете?
-Вы хотите сказать, что у них смерть неизбежна?
-Можно сказать и так. Каждый из них, не участвуя в войнах, не болея серьезными заболеваниями живет около 5 кругов.
-Так мало! -она была удивлена до глубины души.
-Так мало. У нас столько тратят только на кратковременный отпуск. А у них за это время могут и сменяться эпохи.
-Разная скорость жизни? -допив кофе она жестом показала стоящей за стойкой официантке, что они нуждаются в новой порции.
-Да. Но ведь это очевидно и не так примечательно. Так? -Он всматривался в ее огромные зеленые глаза, надеясь найти в них понимание и отклик. Но увы.
-Я не понимаю хода ваших мыслей. -Схмурившись, как ребенок, она скрестила руки и откинулась на спинку стула.
-Вы хотите, чтобы я все вам разжевал?
-Нет! -воскликнула она, - просто рассказывайте, а я не ракета, я не могу так быстро понять вас.
-Ладно. Так вот, у нас короткий отпуск - это 5 кругов. А у них долгожитель живет пять кругов. Запомни, хорошо?
-Угу.
Закрутившись у стола как птичка обслужила их официантка. Можно было продолжить.
-Смотри, из-за того что у них тело изнашивается, а значит слабеет и не может быть пригодным для многих вещей, они посылают на войну молодых, что-то около одного-двух кругов по возрасту людей, с их стороны - это жест доброй воли. Ты же помнишь, что у них есть душа, так?
Все также схмурившись она смотрела на него из подлобья. Может, думала.
-Продолжим, погибая, а это все равно случается, пусть и не с каждым. Другие люди, старые и молодые оплакивают и горюют по ним. Я просмотрел составляющую их культуры. Что-то вроде записок, зарисовок, воспоминаний о войне. И увидел, с какой болью они говорят об этом. Я запомнил одну фразу, когда одна из родственников моего подопечного Максимова со слезными выделениями на глазах сказала такую фразу: "А ведь был такой молодой...столько бы мог успеть". Я записал эти слова. И спокойно пошел отдыхать, пока зонд возвращался для снятия записанной информации. Но меня потом осенило! И моя работа превратилась не в бездушный труд мечтающий найти "не знаю что неизвестно где", лишь для того, чтобы в ведомости стояла заветная галочка, а в настоящий душевный и умственный труд! Именно за эти пойманные слова ты и берешь у меня сейчас интервью.
-Вы хотите сказать, что они, зная сколько им отведено времени стараются использовать его в нужное русло?
-Нет! -Лавр замахал руками и чуть было не соскочил со стула в эмоциях. -Я тебе не о том! Понимаешь, они не знают, сколько времени им отведено. Скосит их болезнь, или нет. Тем более, что многие они просто не умеют еще лечить. Не знают, случится ли несчастный случай и они не умрут от какой-нибудь нелепости. Да все что угодно! Вплоть до капризов планеты забирающей пару-тройку сотен жизней, если не больше.
Юная журналистка даже не изменилась в лице. "Сразу видно, олень" - подумал в шутку про себя Лавр.
-Ты понимаешь, что за каждой такой цифрой, за каждым неприметным лицом стоит душа, дух и время, которое использовал этот человек. Понимаешь?
-Вроде да. -с неуверенностью ответила девушка, боясь показаться недогадливой и несообразительной. -Так выходит, что не зная, когда и как они умрут они используют время на "износ", если так можно сказать?
-Не все. Кто-то бездарно его тратит. Оно ему не нужно, и он его убивает. А кому-то оно очень нужно, а его у него нет.
-Не понимаю.
-Вы спрашивали меня о предмете моей работы. Я написал курсовую о времени. О его тягучести, о том, как оно подобно песчаному ветру в пустыне разрушает все дела рук, тела, и остается только то, что нетленно, и что нельзя потрогать руками. Что нельзя забрать или присвоить. Это вклад в других. В детей. Я писал о песчаном времени, которое утекает сквозь пальцы. - печально завершил разговор Лавр. -Ай пустой разговор. Мне все надоело.
-Почему пустой? -удивилась девушка.
-Мы разводим достаточно пустой разговор, к которому никто не прислушается. Тем более, я болею и ужасно себя чувствую. Этого не достаточно?
-Вроде бы достаточно. Но как же мое интервью?
-Прочитайте мою курсовую, -зевая продолжил Лавр, - и сами напишите что-нибудь от моего лица. А мне не интересно и скучно. Я пойду.
Оставшись в одиночестве журналистка долго думала смотря на выключенный диктофон. "Это мой самый странный разговор в жизни. Первое и самое неудачное интервью. Вроде бы стоило и обидится, а мне наоборот лестно, что мне решили не лицемерить...а ведь я даже представиться забыла, и вела себя, как настоящий жлоб. Что же скажет начальство, если я выставлю интервью в таком свете, в каком оно и было? Зато я знаю, как я назову свое интервью: "Курсовая работа инопланетянина". Именно такое ощущение у меня сложилось во время разговора с Лавром."...
Ветер за окном усиливался. Он раскачивал макушки деревьев, вспенивал воздушный океан перемешивая запахи и смешавшиеся времена года, вскручивал ввысь листву, гладил здания потоком холодного воздуха. На стене в кафе висят часы. 12 кругов дня. Часы бьют. Всех.