БК. Повторы, многосоюзие, замедление действия

Дискуссионный Клуб Прозы
И опять без лишних предисловий - сразу к сути.

Как и Энциклопедия Ошибок, Энциклопедия идей – это попытка собрать интересные приемы и стилистические находки, которые могут украсить и разнообразить текст. Конечно же, ошибки искать легче, но идей может быть намного больше – и это, определенно радует.

Идеи могут быть любыми – от каких-нибудь мелких авторских фишек до сюжетов и персонажей. Что угодно, лишь бы это будило фантазию и желание поскорее сесть за стол и ввернуть что-нибудь эдакое в свой неоконченный текст.

В качестве разгона, предлагаю несколько наблюдений по поводу стилистических особенностей текстов братьев Стругацких. Как раз сейчас перечитываю "Обитаемый остров", и вот что отметил:

1. Повтор.

Стругацкие не только не боялись повторять одно и то же слово в рамках предложения или абзаца – они настолько часто использовали повтор, что это стало отличительной чертой их стиля. Повтор у Стругацких выполняет обычно одну из двух функций: либо усиливает качественную характеристику описываемого, либо придает большую естественность внутренним монологам, имитируя сумбурность и репетитативность мысли.

Например:

"У грузовика были отвратительные амортизаторы, и это  очень чувствовалось  на  отвратительной  булыжной  мостовой" – повторение слова "отвратительный" усиливает ощущение тряски в грузовике.

"А  с  другой  стороны  - столица.  Туда  какого-всякого  не  пошлют, и  раз  уж  посылают,  то  не отдыхать...  Там,  говорят,  из  Дворца  Отцов   все   гвардейские   плацы просматриваются,  так  что  за  каждым  построением  кто-нибудь  из   Отцов непременно наблюдает... то есть не то, что непременно,  но  нет-нет  да  и посмотрит" – повторяются слова "посылать" и "непременно", что усиливает достоверность несобственно-прямой речи.

2. Многосоюзие.

Еще один вид повторения – многосоюзие, которое используется для форсирования ритма фразы и усиления смыслового акцента.

Например:

"Ей богу, жалко уезжать.  И  служить  здесь  опасно,  и  климат нездоровый, и паек очень однообразный,  одни  консервы,  но  все  равно... "

3. Замедление.

Очень меня впечатлил прием, использованный в описании подрыва башни. Часто в военном кино, в эпизоде самого драматического момента решительного боя, режиссеры применяют сложную технику, которая заключается в попытке передать видение ситуации главным героем – оглушенным, ничего не понимающим, зависшим в молоке остановившегося времени. Для этого используются следующие приемы:

1) Быстрая смена точек съемки – кадры как бы мельтешат перед глазами.
2) Замедленная съемка – кадры воспроизводятся на медленной скорости.
3) Глухота – звук либо полностью выключается либо становится фрагментарным.
4) Засветы – многие кадры либо высветлены, либо мерцают всполохами.

А вот как это реализовано в прозе Стругацких:

"     Зеленый,   шепотом   чертыхаясь,   просовывал   шест   под проволоку. "Готово,  - шепнул он,  - отползай". Они отползли на десять  шагов  и  стали  ждать.  Зеленый,  зажав  в  руке  шнур детонатора,  глядел  на  светящиеся  стрелки часов. Его трясло. Максим слышал, как он постукивает  зубами  и  сдавленно  дышит. Максима  тоже  трясло. Он сунул руку в мешок и потрогал мины - они были шероховатые, холодные. Дождь  усилился,  шуршание  его заглушало  теперь  все  остальные  звуки. Зеленый приподнялся и встал на  четвереньки.  Он  все  время  что-то  шептал:  то  ли молился, то ли ругался. "Ну, гады!" - сказал он вдруг громко и сделал резкое движение правой рукой. Раздался пистонный щелчок, шипение,  и  впереди  ахнуло  из-под  земли  полотнище красного пламени, и взметнулось широкое полотнище далеко слева,  ударило по ушам, посыпалась горячая мокрая земля, клочья тлеющей травы, какие-то раскаленные кусочки. Зеленый рванулся вперед, крича не своим  голосом,  и вдруг стало светло, как днем, светлее, чем днем, ослепительно светло. Максим  зажмурился  и  ощутил  холод внутри,  мелькнула мысль: "Все пропало!", - но выстрелов не было, тишина продолжалась, ничего не было слышно,  кроме  шуршания  и шипения.
      Когда  Максим открыл глаза, он сквозь слепящий свет увидел серый капонир, широкий проход в  проволоке  и  каких-то  людей, очень  маленьких  и  одиноких  на  огромном пустом пространстве вокруг башни.  Они  со  всех  ног  бежали  к  капониру,  молча, беззвучно спотыкались, падали, снова вскакивали и бежали. Потом послышался  жалобный  стон,  и  Максим увидел Зеленого, который никуда не бежал, а  сидел,  раскачиваясь,  на  земле  сразу  за проволокой,  обхватив  голову  руками.  Максим бросился к нему, оторвал его руки от лица, увидел выкаченные глаза и пузыри пены на губах... А выстрелов все не было; прошла уже целая вечность, а капонир молчал. И вдруг там грянули знакомую песню.   
     Максим повалил этого разгильдяя навзничь, шаря одной рукой в кармане и радуясь, что Генерал такой недоверчивый, что  он  и Максиму  дал  на  всякий  случай болезащитные пилюли. Он разжал Зеленому сведенный судорогой рот и засунул  пилюли  в  хрипящую глотку.  Потом  он  схватил автомат Зеленого и повернулся, ищя, откуда свет, почему  столько  света,  не  должно  быть  столько света...  Выстрелов  все  не  было,  одинокие  люди  продолжали бежать, один был уже совсем близко от капонира, другой  немного отстал,  а  третий,  бежавший  справа,  вдруг  с размаху упал и покатился через голову. "О, как рыдает  враг!.."  -  Ревели  в капонире,  а  свет бил сверху, с высоты десяти метров, с башни, которую нельзя было теперь разглядеть. Видно было  только  пять или шесть ослепительно белых дисков, и Максим вскинул автомат и нажал  на  спуск,  и самодельный автомат, маленький, неудобный, непривычный забился у него в руках. И словно в ответ засверкали красные вспышки в амбразуре капонира, и вдруг автомат вырвали у него из рук, он еще не попал ни в один из ослепительных дисков, а Зеленый уже вырвал у него автомат, и кинулся вперед, и  сразу же упал, споткнувшись на ровном месте...  "

В начале первого абзаца время течет нормально, но уже в конце, после "пистонного щелчка", оно резко замедляется, и дальше все происходит в тишине, в безвременье, засвеченном юпитерами башни.

Кстати, обратите внимание на повторы: " ...и вдруг стало светло, как днем, светлее, чем днем, ослепительно светло", фраза " выстрелов не было" повторяется три раза, и слово "бежали" повторяется и задает ритм, особенно, в связке с " никуда не бежал ".

Б.К.