Почему раньше грибы продавали кучками, а теперь...

Полковник Андрей Сапронов
Почему раньше грибы продавали кучками, а теперь на вес?

Из Тематики лекций о жизни
открытого публичного лектория
«Университет Жизни для людей,
 не желающих жить дураками»
(УЖ)

в рамках

Инновационного просветительского Проекта
«Знания – в жизнь!»

Автор проекта – кандидат экономических наук Сапронов Андрей Юрьевич

Если Вы любите грибы и живете в центральной части России, то наверняка заметили, что осенью прошлого года был большой урожай грибов. Но, например, для москвичей, большинство из которых крутятся, как белки в колесе, вырваться на денек куда-нибудь за город и пособирать грибы – почти невыполнимая мечта. Правда, в городе есть ведь продовольственные рынки – базары. Да еще бабули и дедули у метро с корзинками, полными даров природы – если их не успел прогнать бравый полицейский – пардон, прошлой осенью он еще был недореформированным милиционером. В-общем, грибы можно было и купить, сэкономив время – были бы деньги…
А Москва - большая, едоков много. Несмотря на изобильный урожай грибов, спрос явно превышал предложение – отсюда и цены «кусались»: средняя цена на килограмм белых составила 2000 рублей.  Многие покупатели даже не обратили внимания на то, что грибы стали продаваться не «кучками» (как это было с незапамятных времен), а по-современному – «на вес». Люди, очевидно, решили, что при такой высокой цене продавцы, «естественно», должны были для удобства покупателей потратиться на покупку или аренду весов – чтобы обслуживать москвичей, точнехонько отпуская товар с точностью до грамма и выдавая сдачу до копеечки – а как же иначе- при такой-то «кусачей» цене на дары природы! Это массовое недомыслие потребителей просто шокирует меня как ученого – экономиста. Да, с таким тугодумом – потребителем продавцу сам черт (не Бог, разумеется!) велел делать что угодно. Продавцы так и сделали.
Почему люди так ленивы на умственные усилия? Они даже не используют, будучи взрослыми, имея высшее образование (очень многие из москвичей) и ученые степени (таких тоже немало), элементарные знания, полученные в средней школе! Не верите? Хотите в этом убедиться? Пожалуйста.
Представьте себе, что у Вас есть 100 (сто) килограммов грибов, влажность которых составляет 99%. Грибы очень гигроскопичны – они, как губка впитывают воду. Если эти грибы полежат и подсохнут, их влажность упадет - пусть всего на один процент – и составит 98%. Вопрос: сколько теперь весят грибы? Для того чтобы на него ответить, требуется составить простую пропорцию, которую Вы изучали в 6-м классе средней школы. Я задавал этот вопрос многим студентам ВУЗов - экономистам. И что же они говорили в ответ? – Уверенно заявляли – все, как один(!)- новый вес грибов составит 99 – 99,5 килограмма. Одна студентка заявила, что подсохшие грибы станут весить «чуть-чуточку больше ста килограммов»! А Вы как считаете? Затрудняетесь? То-то.
Давайте вместе разберемся. Влажность 99% означает, что из веса в сто килограммов 99 килограммов составляет вода, а один килограмм – собственно грибы (сухие). Вспомните, какие невесомые сухие грибы, из которых Вы варили суп зимой. Ну, а при падении влажности до 98% этот же килограмм сухих грибов составит уже не один, а два процента от нового веса. Два процента от ста – это одна пятидесятая часть нового веса грибов (подсохших). Если одна пятидесятая – это один килограмм, то общий новый вес грибов (грибы плюс вода) составляет всего 50 (пятьдесят) килограммов (а не 99 – 99,5). Сорок девять килограммов воды и один – сухих грибов. Вот что такое изменение влажности на один процент при данных исходных условиях – это падение веса вдвое!
А теперь представьте, что Вы не покупаете грибы, а продаете их. У вас есть 25 килограммов белых грибов при влажности 96% Вы могли бы их продать за 50000 рублей по цене 2000 рублей за килограмм. Но Вы можете поставить с внутренней стороны прилавка в невидимое для покупателей пространство десять ведер с водой, налитой из «технического» крана на Вашем рынке. На прилавок Вы поставите весы. А грибы, прежде чем продавать, разложите по два с половиной килограмма в каждое из ведер. Грибы впитают воду и быстро наберут максимально возможную влажность – 99%  Сколько они теперь будут весить?
Если при влажности 96% Ваши грибы весили 25 килограммов, то этот вес распределялся так: 4% -сухие грибы, 96% - вода. Четыре процента, то есть четыре сотых – это одна двадцать пятая часть веса. Значит, при первоначальном весе Вашей партии грибов в 25 килограммов один килограмм составляли сухие грибы. Соответственно, остальные 24 килограмма – вода. При влажности 99% один килограмм сухих грибов составит уже не 4%, а всего 1% от нового веса. Один процент – это одна сотая нового веса. Значит, Ваши грибы теперь будут весить не 25, а целых сто килограммов. Повышение влажности на 3% (с 96 до 99) означает то, что они впитали еще 75 (семьдесят пять !) килограммов воды к тем двадцати четырем килограммам воды, что изначально в них присутствовали.
Но продавать то Вы будете теперь все сто килограммов нового веса грибов по той же цене – 2000 рублей за килограмм! Теперь Вы заработаете не какие-то «жалкие» 50000, а целых 200000 (двести тысяч!) рублей, то есть на сто пятьдесят тысяч рублей больше, которые покупатели наивно выложат Вам за техническую воду (75 килограммов-литров) по цене 2000 рублей за литр (килограмм) – дороже многих сортов качественного коньяка!
Интересно, что всю осень ничего не подозревающие покупатели покупали по сумасшедшей цене грязную воду в грибах у продавцов по всей Москве. И никто не заподозрил неладное и не призвал жуликов к порядку. Молчали и многочисленные органы государственного надзора… Сговор? Естественно. Москва купила за осень несколько тысяч тонн (миллионы килограммов) грязной воды в грибах по цене от пятисот до двух тысяч рублей за килограмм! Кроме белых, продавали и подберезовики с подосиновиками и прочие грибы – подешевле белых. Но в целом -это миллиарды рублей! За воду! Если бы кто-то из продавцов проговорился покупателям (хотя бы любимой девушке) – ему бы сразу пришел конец!
Естественно, при таких прибылях продавцы не поскупились и дружно арендовали весы, а некоторые их даже купили! – Чего не сделаешь для удобство покупателя и культуры его обслуживания. Напомню старую торговую заповедь, которую никто не отменял: не обманешь – не про дашь!
Эта история лишний раз доказывает, что лень (особенно – умственная) – любимое врожденное качество человека, с которым он ни за что не хочет расставаться даже при угрозе финансовому благополучию. Ах, да – о существовании такой угрозы надо ведь тоже не полениться додуматься! Эйнштейн был прав, когда говорил: «На Свете есть всего две бесконечные вещ – Вселенная и человеческая глупость, причем в первой я не уверен!». Ну, а во второй он справедливо не сомневался. 
Благодарю за внимание.