ХР Животные мамонтового комплекса и человек

Александр Суворый
ХР. 2.7.7. Эпоха мифических цивилизаций. Животные мамонтового комплекса и человек.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 7. Животные мамонтового комплекса и человек. 

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
53 500 до н.э.

Весь мир. Уровень мирового океана. Северное полушарие. Африка. Холодный климат. Сибирь. Беренгия. Северная Америка. Животные мамонтового комплекса и первобытный человек. 53 500 до н.э.

Вюрмское, Вислинское, Валдайское, Зырянское, Висконсинское оледенение (70 000-51 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II В 1-2 (Перигор IV-VI)» (59 000-51 000 до н.э.). Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана на 43-42 метра ниже современного уровня.

Одна туша мамонта может прокормить в течение нескольких месяцев и обеспечить всем необходимым большую семью первобытных людей (10-12 человек).

Множество животных Мамонтового комплекса, на которых кроме человека охотились и другие хищники, тоже болели, попадали в глубокие ямы, падали с обрывов, вязли и тонули в болотах или погибали от других разных причин.

Вероятно, в данное время в приледниковой тундре и в тундростепи было немало павших животных. Поэтому основной причиной миграций первобытных людей данного времени является поиск и добыча (охота) животных Мамонтового комплекса.

Первобытные люди мигрируют вслед за животными Мамонтового комплекса в поисках пищи. Так как Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев и Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев полностью зависят от пищевой продуктивности окружающей среды или от результатов охоты и собирательства, то угроза голода для них самая главная.

Древнейшая форма присваивающего первобытного хозяйства основана только на том, что люди найдут в процессе поиска пищи.

Ежедневно с утра до позднего вечера первобытные люди заняты поиском пищи и средств жизнеобеспечения. При этом они вынуждены постоянно перемещаться по местности, искать и выслеживать охотничью добычу, вступать в конфликты и борьбу за пищевые ресурсы с хищниками и себе подобными другими искателями «первобытного счастья».

Поэтому они всецело зависят от состояния окружающей среды и мира, вынуждены всё необходимое носить с собой или добывать на местах временных стоянок-стойбищ.

Классические неандертальцы вообще питаются в основном только мясом, поэтому их отношение к животным было исключительно зависимым. Классическим неандертальцам постоянно приходится следовать за животными в их сезонных перемещениях, осваивать их территории обитания, приспосабливаться к климату, к которому привыкли животные Мамонтового комплекса.

Имея навыки охоты на определённые виды животных Мамонтового комплекса, различные общины классических неандертальцев следуют за отдельными стадами мамонтов, носорогов, лошадей и оленей.

Изредка нападая на этих животных в удобных для этого местах, они задерживались на некоторое время возле павших или убитых животных, устраивали временные стоянки. Здесь остаются их каменные орудия труда, раздробленные кости животных.

Эти места стоянок классические неандертальцы или люди современного вида не покидали, пока не кончалось мясо. Затем охотники-следопыты вели общину в места, где паслись желанные и спасительные для людей животные.

Так вслед за животными Мамонтового комплекса по их путям сезонных миграций и звериным тропам хищников первобытные люди проходили сотни и тысячи километров по равнинам, проникали в ущелья, переходили горы и переправлялись через реки. Так первобытные люди освоили Сибирь и Дальний Восток, попали в Беренгию и в Северную Америку.

Охота на животных Мамонтового комплекса требует больших коллективных усилий и большого мастерства. Добыть на охоте в честной схватке взрослого мамонта, носорога или бизона-зубра с помощью деревянных колов-копий и каменных орудий, сырьё для которых в тундростепи трудно найти, практически невозможно. Поэтому первобытные люди данного времени либо искали павших животных, либо охотились на таких животных и в таком состоянии (например, на больных и раненых), которые можно было добить.

Практически все животные Мамонтового комплекса обладают большими размерами тела, массивные, сильные, имеют плотную, несколько сантиметров толщиной шкуру, покрытую густой шерстью. Такую шкуру и шерсть при активном сопротивлении животного очень трудно проткнуть копьём, дротиком или стрелой из лука. К такому раненому животному практически невозможно подойти вплотную, чтобы воспользоваться камнями или каменными орудиями.

Основными орудиями первобытных людей данного времени для охоты и боя были деревянные колы-копья, копья с каменными и костяными наконечниками, копья-дротики, метательные дубинки, дубинки-палицы и, возможно, каменные топоры. Лук и стрелы только-только стали применяться в южных и юго-восточных районах Африки.

Животные Мамонтового комплекса живут, как правило, стадами. В стаде есть больше шансов защититься от хищников, сохранить и вырастить потомство. Большим стадом легче противостоять против других стад и против человека.

Особенно опасны мамонты и шерстистые носороги, которые при кажущейся неуклюжести и тяжеловесности могут быть очень резвыми и яростными. Мамонты, например, одним движением-взмахом хобота или бивней могут убить практически любое существо размером с человека.

Характерным и одним из самых древних способов охоты первобытных людей данного времени является загонная охота, когда охотники своим активным поведением, криками, шумом и гамом гнали стадных животных к обрыву или оврагу, чтобы они в панике калечили и ранили друг друга. Раненых животных охотники добивали. Так охотятся стаи хищников, поэтому этот приём охоты был естественным и знаком первобытным людям всех времён.

Другим способом охоты было преследование раненого или больного животного. Удачный бросок кола-копья или дротика мог серьёзно ранить животное, затруднить его передвижение. Охотники терпеливо преследовали раненое животное, выматывая его своим преследованием. Если удавалось подойти к животному на близкое расстояние, в него опять летели копья, камни, дротики. Иногда такая охота-преследование длилась непрерывно несколько дней и ночей (пример охоты аборигенов и обитателей Африки – А.С.).
 
Возможно, первобытные охотники данного времени роют ямы-ловушки. Однако вырыть ручными каменными, костяными и деревянными орудиями обширные и глубокие ямы, в которые могли бы поместиться туши мамонтов, носорогов, бизонов и других животных Мамонтового комплекса, весьма трудно.

Тем более, что эти животные не будут терпеливо ждать, пока для них выроют ямы-ловушки, уберут вынутую из ямы землю, прикроют яму чем-то, длинным и прочным, чтобы скрыть её от глаз животных. Животные инстинктивно чувствуют опасность и могут заметить возню большого количества людей на пути их миграций и троп к водопою. Поэтому они либо покидают опасные места, либо обходят их стороной.

Предположение или утверждение о том, что первобытные люди данного времени вырывали огромные ямы для мамонтов, ничем материальным не подтверждается и практически маловероятно. Тем более, что вырыть яму было недостаточно. Нужно было воткнуть в её дно вертикальные и заострённые «брёвна» и колья, которые надо было где-то найти, вырубить, заострить, перетащить, вкопать и установить…

Кроме этого, в условиях приледниковой тундростепи или Великой мамонтовой степи рыть и обустраивать большие ямы-ловушки на путях миграций животных Мамонтового комплекса было просто невозможно. В том числе и потому, что на севере Евразии земля глубоко промерзала и не оттаивала даже летом.

Предположение и утверждения о том, что «первобытные люди научились строить на тропах завалы из заострённых бревен, которые подвешивались на деревьях или укреплялись на земле так, что начинали падать и заваливали мамонта, либо пронзали его острыми концами, если он проходил в этом месте» тоже требуют материальных доказательств и практического анализа-проверки. Пока эти утверждения являются фантазией современных авторов.

Другим распространённым способом охоты является облава или облавная охота. Первобытные охотники окружают отдельное стадо, семью или отдельное животное и нападают на него со всех сторон. Животное подвергается атаке, в него вонзаются несколько копий, а некоторые охотники успевают ранить животное своими ручными каменными рубилами, дубинками или каменными топорами.

Возможно, раненому животному предоставляют проход в окружении охотников к нужному месту, где животное можно было безопасно добить. Обычно для этого используется резко пересечённая местность (обрыв, овраг, яма) или болото. Главным в такой облавной охоте была коллективность и одновременность действий, животное не должно было иметь шанса хоть на секунду овладеть ситуацией, выйти из глубокого стресса.

Сцены удачной облавной охоты на бизонов, лошадей и сайгаков первобытные художники зафиксируют на стенах пещер и поверхности скал. Эти рисунки с документальной достоверностью изображают схемы расположения охотников вокруг животного, места и количество ударов копьями, поведение охотников и раненого животного. Практически для первобытных зрителей такие рисунки и изображения являются тем же, что для современных людей фильмы, видео и фотокадры.

Также выглядит фантазиями утверждение о том, что первобытные охотники данного времени использовали массовый огонь или факелы в загонной или облавной охоте. Таких изображений огня или факелов нет.

А вот предположение о том, что первобытные охотники использовали яды или иные активные вещества для ослабления или воздействия на животных имеет подтверждение в практике охоты многих людей на Земле, ведущих традиционный первобытный образ жизни. Действительно, отравленным колющим оружием достаточно только ранить животное, чтобы оно ослабело и стало относительно лёгкой добычей охотников.

Также достоверным предположением может быть практика маскировки и дрессуры охотников во время охоты. Первобытные охотники данного времени, всё своё время проводящие в охоте-преследовании на животных Мамонтового комплекса, просто обязаны были знать их характерное поведение, повадки, нравы и привычки.

В отличие от зверей-хищников люди могут подражать, маскироваться, одеваться и вести себя как животные, на которых они охотятся. Чтобы подкрасться к крупным животным Мамонтового комплекса охотники могут одеваться и изображать каких-то иных животных, привычных и безопасных для мамонтов, носорогов или бизонов. Например, охотники могли преображаться в оленей. Такие первобытные рисунки рогатых людей есть.

Возможно, одним из самых распространённых способов облавной охоты является охота с помощью петли (лассо, аркана, верёвочной ловушки). Верёвочная петля, набрасываемая на голову или рога животного, верёвка с привязанными камнями, подбрасываемая в ноги животному, обездвиживали их и делали их относительно лёгкой добычей остальных охотников.

Вероятно, высшим охотничьим умением и подвигом во все времена было непосредственная схватка охотника с животным. Отважный и сильный охотник вступал в непосредственный близкий контакт с животным и успевал нанести ему смертельное ранение (удар дубинкой по голове, пересечение горла, крупной артерии, коленных сухожилий и т.д.). Известны факты, когда неандертальские охотники, обладающие невероятно большой физической силой, пронзали колами-копьями тела бизонов насквозь.

Уже в современное время известны случаи-факты, когда сильные люди убивали быков простым ударом кулака в нужное место на голове животного. Также широко распространена в мире охотничья практика нападения на животное, обуздание его путами, опрокидывание на землю и поражение руками или подручными орудиями.

Первобытные охотники издавна знают, что правильно расколотая кость крупного животного, высушенная и закалённая на огне костра имеет острый и твёрдый скол. Возможно, в данное время кроме деревянных и каменных орудий охотники вооружены костяными «ножами» и «кинжалами» (по форме и размерам). С помощью таких относительно узких и острых «кинжалов» можно завалить и убить небольших животных (кабанов, оленей, сайгаков).

Кроме этого, возможно, неизбежно и закономерно одним из распространённых орудий охоты данного времени являются рогатины различных видов и форм. С помощью рогатины (относительно толстого и крепкого ствола дерева с двойным или тройным разветвлением) можно эффективно охотиться и противостоять таким животным, как пещерный медведь, лев и гиена.

Хищные звери в отличие от других животных Мамонтового комплекса не пасуют перед охотниками и не бегут от них, они нападают сами. Поэтому, поднявшийся в полный рост на задние лапы, пещерный медведь натыкается на острые рога рогатины. Он упорно пытается добраться до охотника и всё глубже насаживается на рогатину. Конец древка рогатины при этом упирается в землю. Обессиленное животное добивается окружающими охотниками.

Возможно, первобытные охотники данного времени уже умеют делать составные орудия, насаживая на колья каменные и костяные наконечники, делая из острых костей и рогов животных рогатины, изготавливая составные каменные топоры и дубинки-палицы.

Достоверно известно, что в полосе Великой Мамонтовой степи основными орудиями труда, охоты и боя во все времена Каменного века были (и могли быть) в основном только костяные и роговые орудия. Известный русский учёный А.П.Окладников назовёт период палеолита в Западной Сибири «костяным палеолитом».

Орудия из костей животных Мамонтового комплекса (в частности мамонта) используются не только в Западной Сибири, но и в других местах Евразии.

Тяжелые кости и бивни мамонтов использовались первобытными людьми для строительства своих жилищ. Крупные кости мамонтов вертикально укладываются друг на друга в качестве опорных столбов, длинные кости рёбер, а также кости других животных, оленьи рога и ветки деревьев располагаются между ними, и получался каркас жилища. Крышу и свод входа в жилище поддерживают большие загнутые бивни мамонтов. Такое жилище из костей накрывается сверху шкурами и укрепляется другими костями.

Жизнь первобытных обитателей Великой Мамонтовой степи, севера Евразии, Беренгии, легендарной Арктиды-Гипербореи и Северной Америки на протяжении многих тысяч лет тесно связана с мамонтами, бизонами, лосями, оленями и другими животными Мамонтового комплекса, а также нередко прямо и неизбежно зависела от них.

Животные Мамонтового комплекса дают первобытным людям всё, что им нужно для жизни и активной жизнедеятельности. Причём почти все части туш этих животных обязательно использовались первобытными людьми в своём хозяйстве, быту и творческой деятельности.

Из длинных волос мамонта первобытные люди могут вить тонкие нити, шнуры и волосяные верёвки-арканы. Из шкур они уже шьют настоящую одежду и обувь. Толстые тёплыми куски шкур используются в качестве ковров, постелей, занавесей. Жир животных вероятнее всего уже используется для освещения и отопления жилищ.

Особенно ценится во все времена мамонтовый бивень (слоновая кость). Этот материал очень хорошо поддается обработке каменными и костяными орудиями. Из бивня мамонтов изготавливаются различные предметы быта, украшения и даже музыкальные инструменты (например, трещотки из кости и бивня мамонта).

О взаимоотношениях мамонтов и людей есть любопытная запись тобольского краеведа П.Городцова, XIX век: «Мамонт по своему нраву — животное кроткое и миролюбивое, а к людям ласковое. При встречах с человеком мамонт не только не нападает на него, но даже льнёт и ластится к человеку».

Кто знает, возможно, некоторые животные Мамонтового комплекса, в том числе мамонты, были в своё время приручены первобытными людьми и мифическими цивилизациями данного времени…

Многочисленные устные и письменные свидетельства коренных жителей Сибири и Чукотки о встречах с мамонтами в современное время вызывают надежду, что попытки современных учёных России и Южной Кореи возродить мамонтов вполне возможны.