Размышления по вопросам питания. Мясоедение

Олег Чеглаков
Такое неисчислимое количество легенд, сказаний и пророчеств указывают о наступлении нового времени, новой эпохи, что игнорировать подобные утверждения было бы просто невежеством. По-разному они интерпретируются. Одни говорят о конце жизни и готовятся умирать, иные, по большинству, говорят о конце света и при этом очень смутно представляют, что их ждёт впереди, хотя ожидают с нетерпением, как правило, особых знаковых дат: 2000, 2003, 2012, … Существует даже наука – эсхатология. Но внимательный, наблюдательный и непредубеждённый человек, независимо от того, к какой категории – научной или религиозной, себя бы он ни причислял, не может не заметить тех удивительных процессов, которые происходят на Земле. А происходит то, что так часто произносят люди – эволюция. И единственно, что следует сделать каждому человеку, так это задуматься о том, что же она сама по себе означает.

На самых обыкновенных жизненных примерах любой человек может убедиться, что объединять способно только то, что состоит из более тонкой материи, нежели то, что она объединяет. Например, берега морей и океанов соединены водой, а, в свою очередь, сами моря и океаны объединены воздушным бассейном. То, что объединяет – согласует и координирует. Это утверждение каждый может проверить, проанализировав жизнь животных или людей. Из этого положения следует заключить, что более тонкая материя должна быть и есть более разумная. Самая наитончайшая материя у нас ассоциируется со светом. Понятия «просветление» и «прояснение» говорят сами за себя, так как они означают более разумное состояние сознания. Из таких, даже элементарных рассуждений, можно без всяких условностей хотя бы догадаться, что дальнейшее развитие всего живого на Земле есть процесс совершенствования, заключающийся в утончении и просветлении форм материи.

Человек – высшее творение на Земле. Его тело в первую очередь нуждается в совершенствовании, или утончении. Естественно этот процесс не может происходить без участия наиболее тончайшей материи или энергии. Для того чтобы принимать эти преобразующие энергии, необходимо сосуд, или, в данном случае, человеческое тело, содержать в чистоте. Если мы в печку закладываем сухие, чистые поленья дров, то они горят без копоти и даже запах раздается вокруг приятный. Совсем иное дело, когда мы забросим в печку сырые или ещё хуже – поленья с мазутом. Мало того, что копоть, гарь и чёрный дым покроют сажей внутренности печки, вокруг также будет распространяться удушливый и едкий газ. Аналогично печке и сам человек. Будет он употреблять в пищу, нечто чистое и свежее – сохранит печку, то есть свое тело, в надлежащем виде. Будет забрасывать туда грязную и грубую пищу – его тело закоптится и выйдет из строя раньше срока. А если ещё допустить, что тело человека только всего лишь проводник для души и духа, а потому и должно содержаться в чистоте, то ни у кого, можно надеяться, не вызывает сомнение необходимость чистой пищи.

Но что, же есть пища чистая или нечистая? Когда мы употребляем слово «грязь», то невольно вспоминаем пыль или пыль, смешанную с другими частицами от каких-либо предметов. Дышать пылью трудно и вредно, и люди всячески борются с нею. Но не все задумываются над тем, что она сама по себе есть продукт разложения минерального мира. Пыль образуется как в результате естественного процесса, так и в результате человеческой деятельности, ускоряющей этот процесс. С другой стороны, мы знаем, что разложение минералов, из которых состоят в том числе и искусственные материалы, процесс довольно медленный, но тем не менее за века накопились миллионы тонн продуктов распада, то есть пыли. Разложение же продуктов растительного мира происходит значительно быстрее, но все-таки достаточно длительно, чтобы мы могли при определенном способе хранения употреблять их ещё в полезном для здоровья виде. В растительном мире больше жизненной силы, скрепляющей и оживляющей его, но при этом из растений она уходит быстрее, нежели чем из минералов. В то же время в животном мире этой жизненной силы ещё больше, чем в растительном мире. Животный мир стоит на более высокой эволюционной ступени, и выход жизненной силы происходит наиболее ускоренно. Фактически, как только наступает смерть, то есть удаление души из тела, сразу же начинается распад клеток, то есть разложение. Именно поэтому даже "свежее" мясо уже есть продукт разложения, а потому оно и издает такой специфический трупный запах – запах, вначале как бы даже сладковатый и затем смердящий. Каждый человек, употребляя в пищу, продукты гниения, конечно же, подвергается воздействию его эманаций, которые отрицательно действуют не только на сам организм, но и на качество его мышления, так как никого не надо убеждать, что человеческое сознание во многом занято обработкой информации, идущей от процессов, происходящих в теле. Причём это одна из причин хаотичности мышления человека.

Носителем жизни в теле животных является кровь. Жизненная энергия в крови сама по себе не является отрицательной или положительной, но она впитывает всю информацию, идущую от животного, которое, в свою очередь, в процессе своего существования имеет много негативных эмоций: агрессию, злобу, ярость, буйство, раздражение, вожделение, страх... Что же касается последнего, то есть страха, животное впитывает его вибрации в кровь особенно полно во время убиения. Из всех этих рассуждений можно заключить, что с употреблением мяса человек впитывает и всё негативное, накопленное животным, а потому ему не следует удивляться, откуда у него берутся агрессия, злоба, страх и другие пороки. В Библии, а это было напомним еще в ХV веке до н.э., Моисей указывал: «И будете у Меня людьми святыми, и мяса, растерзанного зверем в поле не ешьте; псам бросайте его». Такое предостережение было сказано в связи с тем, что мясо растерзанного животного перенасыщено низкими эманациями: агрессией, злобой и страхом.

Кстати, здесь следует отметить, что Библия, несмотря на то, что допускала употребление в пищу мяса животных, так как тёмные невежественные массы невозможно было бы отучить от этой дурной привычки, в то же самое время создавала столько ограничений, что оно становилось практически недоступным. Чего стоит, например, такая заповедь: «Не ешьте с кровью, не ворожите и не гадайте» (Левит,19.26). Из приведённого указания следует, что кровь должна быть удалена. Но как это сделать? Она, во-первых, должна вытечь и такое указание даётся в Библии. С другой же стороны мы знаем, что полностью её удалить невозможно даже при вялении под солнцем или копчении. Ограничением для употребления мяса служит и большой перечень животных, которые являются нечистыми или, иными словами, негодными для питания. В пищу можно употреблять только «всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку» (Левит, 11.3). Но это ещё не все трудности, которые нужно преодолеть возжелавшему мяса. Указанные животные должны быть освещены и их нельзя убивать, нежели как только во время жертвоприношения: «Если кто из дома Израилева заколет тельца или овцу или козу в стане, или если кто заколет вне стана и не приведет ко входу скинии собрания, чтобы представить в жертву Господу перед жилищем Господним, то человеку тому будет вменена кровь; он пролил кровь и истребится человек тот из народа своего» (Левит, 17.3-4). Если же к сказанному относительно жертвы добавить, что в жертвоприношении был также особый смысл и свои ограничения, то есть, «чтобы сим приобресть благоволения от Бога, жертва должна быть без порока, мужского пола, из крупного скота, из овец и из коз», становится  понятным, как трудно было иметь в пище мясо большинству населения. Это и ограничивало его потребление. Нет необходимости говорить, что в настоящее время об этом даже и не рассуждают. Человеку свойственно видеть и принимать то, что ему хочется, а не то, что ему следует и надлежит.

Если кто-то из людей решит начать иной, чем принято большинством, образ жизни, в том числе отказаться, например, от мясной пищи, то, будьте уверены, он должен запастись многими качествами, чтобы исполнить задуманное. Ему потребуются: мужество, стойкость, выдержка, терпение, терпимость, снисходительность и ещё много других. Казалось бы, человек, отказавшийся от употребления мяса, никому не мешает и пусть себе ест или не ест, как ему захочется. Но нет, уж поверьте, перешедший на новый образ жизни сразу, же станет врагом – кому-то тайным, а кому-то явным. Ещё в начале нашего века наш выдающийся писатель Л.Н.Толстой отмечал: «Не смущайтесь тем, что при вашем отказе от мясной пищи все ваши близкие домашние нападут на вас, будут осуждать вас, смеяться над вами. Если бы мясоедение было безразличное дело, мясоеды не нападали бы на вегетарианство; они раздражаются потому, что в наше время уже сознают свой грех, но не в силах ещё освободиться от него» (Круг чтения, т.1, с.105).

Одним из аргументов в защиту мясоедения, который приходилось слышать не один раз, был тот, что мясо все едят и ели его всегда. Когда вы в возражении указываете Высокие и Светлые Источники, призывающие отказаться от мясной пищи, мясоеды подвергают нападкам сами Учения, нисколько не заботясь в такие моменты о том, что нет более горшего проступка, чем хула на Высшее. А если вы указали к тому же Восточный Источник, хотя по большому счёту не восточных Источников и не бывает, для вас это будет дополнительным испытанием. В представлении многих европейцев на Востоке живут или дикари, или чудаки (видимо полагая, что они умнее, возвышеннее и благороднее только от того, что родились европейцами). Именно поэтому лучше всего доказательства приводить из наследия европейской цивилизации, например, никто не будет оспаривать того факта, что Древняя Греция и Древний Рим являются её основой. Но если греки и римляне – основа нашей цивилизации, а мы следуем тому и гордимся, что принадлежим ей, то давайте и обратимся к ее наследию.

Мало кто будет сомневаться в том, что Овидий является одним из лучших поэтов Древнего Рима. Он по праву занял место в классической антологии. Напомним только, что «классический» относится как к автору, создающему по образцу, так и к самому творению, принадлежащему к таковому. Образцом же является природа, ибо только она обладает гармонией, или соответствием всеми своими частями по отношению к целому, то есть Мирозданию. Природа и красота – тождественные понятия, так как в основе красоты лежит гармония. Именно красота, как наибольшее приближение к образцу, сохраняет творения великих творцов для вечности. К таковым творениям, несомненно, принадлежат и «Метаморфозы» Овидия. Не случайным является и обращение автора к наследию Пифагора, которого даже несведущие люди знают, хотя бы по его известной теореме и уж во всяком случае, догадываются, что это был человек большого ума. Пифагор был к тому же Великим Учителем, имевшим свою школу, называвшейся «Пифагорейской», а потому именно для нас важным будет его призыв к человечеству, переданный через Овидия  (Собр. Сочинений, т.2,стр326):

«Полноте, люди, сквернить несказанными яствами тело!
Есть на свете и хлеб, и плоды, под которыми гнутся
Ветви древесные; есть и на лозах налитые гроздья;
Сладкие травы у вас, другие, что могут смягчиться
И понежнеть на огне, – у нас ведь никто не отымет
Ни молока, ни медов, отдающих цветами тимьяна.
Преизобилье богатства земля предлагает вам в пищу
Кроткую, всем доставляет пиры без буйства и крови.
Звери – те снедью мясной утоляют свой голод; однако
Звери не все: и конь и скотина травою лишь живы.
Те ж из зверей, у кого необузданный нрав и свирепый, –
Тигры, армянские львы с их злобой горячей, медведи,
Волки лютые – тех кровавая радует пища.
Гнусность какая – ей-ей! – в утробу прятать утробу!
Алчным телом жиреть, поедая такое же тело,
Одушевленному жить умерщвлением одушевленных!
Значит, меж стольких богатств, что матерью лучшей, землею,
Порождены, ты лишь рад одному: плоть зубом жестоким
Рвать на куски и терзать, возрождая повадки Циклопов?
Значит, других не губя, пожалуй, ты даже не мог бы
Голод умиротворить неумеренно жадного чрева?
Древний, однако же, век, Золотым называемый нами,
Только плодами дерев да травой, землёй воспоенной,
Был удовольствован; уст не сквернил он животного кровью,
Птицы тогда не боясь, безопасно летали над небом
И по просторам полей бродил неопасливо заяц;
За кровожадность свою на крюке не висела и рыба.
Не было вовсе засад, никто не боялся обмана,
Все было мирно тогда. Потом, меж смертными первый, -
Кто – безразлично – от той отвратился еды и впервые
В жадное брюхо своё погружать стал яства мясные.
Он преступлению путь указал. Зверей убиеньем
Часто бывал и дотоль согреваем клинок обагренный.
Не было в этом вины: животных, которые ищут
Нас погубить, убивать при всем благочестии можно, –
Именно лишь убивать, но не ради же чревоугодья!
Дальше несчастье пошло; и первою, предполагают,
Жертвою пала свинья за то, что она подрывала
Рылом своим семена, пресекая тем года надежду.
После козел, объедавший лозу, к алтарю приведен был
Мстителя Вакха: двоим своя же вина повредила.
Чем провинились хоть вы, скот кроткий, овцы, на пользу
Людям рождённые, им приносящие в вымени нектар?
Овцы, дающие нам из собственной шерсти одежды,
Овцы, жизнью своею полезные больше, чем смертью?
Чем провинились волы, существа без обмана и злобы, -
Просты, безвредны всегда, рождены для труда и терпенья?
Неблагодарен же тот, недостоин даров урожая,
Кто, отрешив вола от плуга кривого, заколет
Пахаря сам своего; кто работой натертые шеи,
Коими столько он раз обновлял затвердевшую ниву,
Столько и жатв собирал, под ударом повергнет секиры!
Мало, однако, того, что вершится такое несчастье, -
В грех вовлекли и богов; поверили, будто Всевышний
Трудолюбивых быков веселиться может закланью!
Жертва, на ней ни пятна, наружности самой отменной, -
Пагубна ей красота! – в повязке и золоте пышном
У алтаря предстоит и, в незнанье, молящему внемлет;
Чувствует, как на чело, меж рогов, кладут ей колосья, –
Ею возделанный хлеб, – заколота, окровавляет
Нож, который в воде, быть может, приметить успела.
Тотчас на жилы её, изъяв их тела живого,
Смотрят внимательно, в них бессмертных намеренья ищут!
И почему человек столь жаждет еды запрещённой?
Так ли себя насыщать вы дерзаете, смертные? Полно!
О, перестаньте, молю. Прислушайтесь к добрым советам!
Если кладете вы в рот скотины заколотой мясо,
Знайте и чувствуйте: вы – своих хлебопашцев едите...
...Да не поддастся же в вас благочестие – жадности чрева!
О, берегись, говорю, несказанным убийством родные
Души из тел изгонять! Пусть кровь не питается кровью».

Эти сильные строки у кого-то могут вызвать протест, а может быть и злобу, но равнодушными не оставят. Они написаны в век на переходе от дохристанской к христианской эре, то есть им более двух тысяч лет. В них говорится о том, что мир и в прежние времена делился по определенному признаку на тех, кто стремился к свету, почитал своих духовных Учителей, а потому и следовал им, и тех, кто представлял собою огромное большинство и по невежеству своему игнорировал высокие знания жизни. Следовавшие высокому и светлому, спустя многие века, вновь напоминали людям: «Убийство и поедание животных происходит, главное, от того, что людей уверили в том, что животные предназначены Богом на пользование людей и что нет ничего дурного в убийстве животных. Но это неправда. В каких бы книгах ни было написано, то, что не грех убивать животных, в сердце всех нас написано яснее, чем в книгах, что животных надо жалеть, так же, как и человека, и все мы знаем это, если не заглушаем в себе совести», – писал Л.Н.Толстой. Животные, действительно, даны для служения человеку, но даны для жизни, а не для смерти. От более высокого существа они ждут любви и сострадания. В статье «Зверьё» Н.К.Рерих писал: «Вероятно, тоже полны выражения затуманенные слезою глаза косули, когда охотник спешит заколоть её, подстреленную. Более чуткие сердца, однажды взглянув в эти глаза, увидав эти слезы, более не заносят нож над зверьем». Ему из глубины веков созвучно взывает живший в начале нашей эры древнегреческий писатель и историк Плутарх: «Мы не можем заявлять прав на животных, существующих на земле, которые питаются одинаковой пищей, вдыхают тот же воздух, пьют ту же воду, что и мы; при их умерщвлении они смущают нас своими ужасающими криками и заставляют стыдиться нашего поступка».

Мы говорим о жалости и сострадании к животным, но помимо этого существует обыкновенная целесообразность. Люди мечтают о здоровой жизни, мечтают не болеть, придумывают сотни новых препаратов и лекарств. Устранять же причину болезней не только не собираются, но и всячески пропагандируют то, что им способствует. Например, статистика по Америке ещё в довоенное время указывала на то, что раковые заболевания уносят из жизни людей в количестве сопоставимом с жертвами крупных войн. Но самое главное преступление заключается в том, что наука также ещё до войны знала об одной из самых главных причин заболевания раком – мясоедении и ничего активно не предпринимала, чтобы хотя бы предупредить, не говоря уже о том, чтобы оградить население Земли от смертельной опасности. В той же ранее упоминавшейся статье «Зверьё» наш великий соотечественник Н.К.Рерих писал: «Если бы люди решались на убийства, лишь тогда, когда наступает крайняя необходимость. Всякое вожделение убийства когда-то должно быть остановлено. Врачебные записи о распространении рака показывают, что этот бич человечества особенно развит там, где усилена мясная пища. Опытный врач всегда предупредит, что рано или поздно от мяса придется отказаться, если нежелательны камни в печени или подобные неприятности». Еще более убедительно Н. К. Рерих пишет о том же в статье «Бичи»: «За прошлый [1934] год в одних только США погибло от рака сто тысяч человек. Прибавьте к этой потрясающей цифре ещё все жертвы, унесенные раком в Европе и других странах, и получится цифра потерь целой войны... Уже неоднократно сообщалось, что статистика повелительно установила мясоедение как одну из причин раковых заболеваний». Можно много приводить примеров огромного вреда, приносимого мясоедением, но невозможно не отметить к тому, же и то, что именно оно является основой грубости и кровожадности. «Кровожадность – уже грубость и жестокость, а потому она неуместна в обиходе грядущего. Истинные, достойные действия всегда будут именно далеки от жестокости и кровожадности. Но в них будет твёрдость и неуклонность», – писал Н. К. Рерих в статье "Самонужнейшее". К сказанному следует добавить, что существует убеждение, что мясо – самое богатый белками продукт, а потому ничто с ним не может сравниться по питательности.

Да, действительно, в медицине существует два направления, то есть эволюционное и антиэволюционное. Одно направляет к свету и добру, другое же к тьме и разложению. Сразу же отметим, что представителям последнего действовать легче, так как атавизм, являющийся наследием прошлого, облегчает им путь в распространении их ложных теорий. Поэтому каждый человек, находящийся перед выбором с кем идти и куда, должен сделать его и в отношении питания, ибо всё в этом мире взаимосвязано. Альтернатива мясоедению имеется. Ещё также до войны Н. К. Рерих писал: «Наука достигла много в изучении витаминов. Наука установила, что в этом отношении овощи питательнее мяса. Именно наука ещё раз подсказала ту древнюю истину, что мясная пища вовсе не нужна, кроме разве случаев крайней необходимости. В изучении овощных витаминов наука обычно занималась культурными огородными растениями. Теперь для таких же исследований следовало бы обратиться ко всем растениям, растущим в диком виде и тем самым легко достижимым». И ещё одно его предложение: «При всей нашей якобы образованности не многие внутри согласятся, что апельсин или лимон может заменить кровавый бифштекс. Ещё так недавно якобы ученые доктора посылали больных на бойню, чтобы они могли пить парную теплую кровь. Те же доктора советовали, как наиболее целебное, пожирать, уподобляясь животным, сырое кровавое мясо. Но даже в тех странах, где по условиям природы аборигенам приходится довольствоваться сырым мясом, они издревле поступают разумно, употребляя его в сухом или вяленом виде, или, в крайнем случае, допуская копчёное мясо».

Невольно возникает вопрос: а что, только какие-то плохие и негодные люди питаются мясом? Сразу же хочется предостеречь от утвердительного ответа. Трагедия как раз и заключается в том, что миллионы прекрасных тружеников, попавших в хитросплетенную сеть информации реально существующих разрушительных сил на нашей планете, даже не придают значения всему тому, что с ними происходит. К тому же, даже сознавая неправедный путь, живут по принципам: «на народе и смерть красна», «если все, то и ничего, сойдёт», «главное, чтобы человек был хороший» и другим подобным.

Нет необходимости призывать: «Люди, бросайте есть мясо!» Куда целесообразнее призвать: «Люди, задумайтесь с кем вы!» – и тогда они определятся, причём определятся так, чтобы во всем следовать Свету, а не служить ему половинчато, следуя ему только в чем-то. Тогда не механически и насильно, под чьим-то убеждением и напором, а добровольно и с удовольствием откажутся они от мяса, приобретая при этом более полноценную жизнь.

1998 г.