Философия Н. К. Рериха

Олег Чеглаков
Философия скорее неофициально, по умолчанию, нежели как нечто монументально оформленное, подразделяется на два типа или направления. Одно из них – философия, обусловленная правилами и категориями, стилем и структурой изложения, принятыми в мировом философском сообществе, другое – философия, не заботящаяся о правилах и принципах изложения, доказательствах и аргументации, но исходящая из самой жизни и для самой жизни. Последняя не мудрствует, а является самой мудростью. Для неё важна сущность и раскрытие действительности, а не общественное мнение, которое может оказаться и ложным.

Н. К. Рерих как выразитель и последователь Учения Живой Этики, или Учения Жизни, без всякого сомнения, и являл образец философа жизни или жизненной философии. Причём такая философия может быть названа также высокой и интуитивной. Она, безусловно, пришла от глубокой древности, от той самой мудрости, которая именуется Божественной. Не удивительно, что всё, что не исходило бы от неё, будь то наука, религия или философия – все они несли синтез, то есть единством связанное Учение, получившее позднее наименование Теософии. И когда некоторые современники, а тем более выдающиеся учёные, философы близко соприкасались или выражали мысли созвучные ей, Рерих радостно отмечал в этом повышение сознания человечества, то есть новый этап в эволюции.

«В феврале сего года был прочитан в Белградском научном институте доклад Н. О. Лосского, явно указывающий на ту близость, с которой подходит философия к Теософии»(1). Далее Рерих рассматривает ряд близких понятий, изложенных Н. О. Лосским, применившим ряд оригинальных терминов и понятий:
«Так, знаменитый философ называет в нём тело – системой союзников нашего «я», упоминает об истории до-человеческой души, о перевоплощении, предпочитая ему, однако, термин Лейбница "метаморфозы", заменяет пропасть между духом и материей введением нового термина "материально-психоидный процесс" в отличие от "материально-психического". Некоторые его выражения как бы взяты из учения о духовной алхимии: победа над собой, важность воображения, а не воли в работе над собой, самоперевоспитание путём воображения положительных черт и даже – "деятельная сублимация устремлений"». Так пишут в журнале» (1).

Рерих понимал, что будущее человечества во многом зависит от того, как оно правильно выберет цель и направление движения к ней. При этом будущее, конечно, должно будет построено на мудрости. Познавая прошлое, черпая из него всё самое ценное, причём во всей его полноте, только и можно преодолевать все те препятствия, которые встречаются при движении в будущее. И такое движение является подвигом. И он будет выражен как в борьбе с суеверием и предрассудками, приобретёнными в прошлом, так и в устремлении по эволюционному пути в будущее.

«Ведь именно подвиг, в существе своём, не может быть ограниченным. Именно в подвиге доступна как древнейшая мудрость, так и самоновейшая проблема. При этом мы не будем лишь кое-что уважать в древности. Мы будем изучать её вполне и добросовестно, и доброжелательно; и только такие честно неограниченные изыскания позволят нам выбрать то, что наиболее ясно применено в проблемах будущего. Опять-таки, если кто-то будет настаивать, что он лишь кое-что возьмёт от древнейшей мудрости, – он ведь окажется ипокритом, ибо это «кое-что» может выполниться лишь после всестороннего, подлинного изучения. И тот, кто захотел бы положить в основу построений какое-то отрицание, тем самым подмешает в свой цемент ядовиторазъедающее вещество»(2).

Рерих не указывает в своих работах, когда зародилась философия, ибо древнейшая мудрость существует с тех пор, как человечество помнит само себя. Но люди, достигшие этой мудрости, опережали и опережают человечество значительно. Именно их опережающие знания и дают эволюцию людям. Сам же Рерих говорит об известных по преданиям четырёх братствах соответственно четырём сторонам света. Каждое из них имеет своё задание в развитии человечества:
«Светлый Град стоит на чистом озере. К нему ведут 4 Братства: Иоанново, восточное братство, религиозного творчества и проповеди духа; Бояново, северное братство магии искусства; Пифагорейское, западное братство науки и философии; Микулино, южное братство любви и жертвы» (3).

Итак, мы видим, что из 4-х братств Пифагорейское братство передаёт человечеству знания в области философии. И давалась такая философия для практического применения в жизни. Это от неправедного, чаще невежественного, преломления знаний философия превратилась в абстрактную, отвлечённую от самой жизни любовь или, вернее, страсть к мудрствованию. Последняя и получила название софистики. Истинная же философия указывала пути для решения самых сложных проблем. Постигая Прекрасное как выражение Высшего Мира и привнося его во все строения жизни, человечество тем самым облагораживает всё существующее на планете. Поэтому заниматься высокой философией означает быть практичным, если, конечно, мы под этим будем понимать реальные и полезные действия. «Повторяю, вы перенесли философию из абстракции в жизнь. В этом действии вы явили основы истинной  эволюции, ибо все Учения, все философии были даваемы для жизни. Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего. Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для перехода от берега тьмы на сторону Света. Вы знаете, какое глубокое значение в священных Учениях соединяется с символом Моста. Через этот мост придёт Вышний во Славе!» (4).

Итак, от Прекрасного – к Красоте, то есть Красоте во всей жизни. Не случайно такую известность приобрело выражение Рериха: «Сознание красоты спасёт».

Практическая жизненная философия становится важной составляющей эволюции человечества. Вряд ли кто будет оспаривать, что любое улучшение жизни в первую очередь воспринимается через сознание. Из этого следует, что главной задачей и целью является совершенствование сознания. Оно должно и расширять и утончать своё восприятие. От уровня сознания зависит и его мышление, которое, в свою очередь, является главным и определяющим в развитии сознания. Рерих, говоря о предназначении философии, увидел в ней и удивительную грань; если спорт – для развития физических мускулов, то философия – это прекрасное упражнение для мыслительных процессов.
«Философия, давшая столько примеров утончённого мышления, не только пробуждала сознание, но и упражняла его. Естественно, всякое упражнение не может быть спорадическим. Спросите об этом любого виртуоза-музыканта. Ведь он только упражняет свои пальцы, но в трудных заданиях он держит своё музыкальное сознание на гребне волны» (5).

Ещё одно высокое предназначение философии Рерих видел в развитии положительных качеств. При этом от овладения некоторыми из них зависит состояние общества в целом. Поскольку Государство и есть большое общество, то и состояние его зависит от соотношения положительных и отрицательных качеств носителей их. Главное, чтобы люди стремились жить в соответствии с законами Мироздания или с Истиной и её проявлением – Правдой. Для этого необходимо стремиться к Правде и поступать по правде, иными словами по справедливости. Не случайно один из самых выдающихся философов из всех известных человечеству, Платон, в разработке идеального государства главным качеством и образом такого государства назвал справедливость.
«Говорят, что в одном государстве древнем были созваны мудрецы-философы для особых наблюдений путей справедливости. Может быть, это только легенда для подчёркивания значения этих путей и непреложности справедливости, а может быть, это было и в самом деле. Ведь среди древних Культур мы встречаем акты необычайно  высокого мышления» (6).

Ещё одним общегосударственным и личным делом каждого человека должно стать равновесие. Без него не может быть самой жизни. Особо значительные нарушения его могут привести не только к крупным катастрофам, катаклизмам, но и исчезновению целых планет.

«Если вспомнить всякие бывшие законодательства, учения, теории философий, то, конечно, они, прежде всего, заботились об установлении равновесия» (7).

Рериха как мыслителя привлекает вопрос концентрации и сосредоточения мысли, то есть проявления качества внимательности. Разве рассеянность может способствовать в устремлении в будущее? Внимательность должна проявляться во всей жизни и по всем её разделам.
«Ещё ничего не значит, если человек иногда допускает некоторую внимательность со своей стороны. Нужно уметь быть внимательным всегда. Нужно вчитываться в окружающие обстоятельства, как в глубокую прекрасную книгу, данную для повседневного приложения. Опять-таки некоторые неразумцы назовут этот образ мышления отвлечённой философией. Ведь они понимают это высокое слово в каком-то обидном нежизненном смысле. Но ведь из любви к здравому размышлению складываются самые твёрдые непреоборимые факты. Это же мышление упасёт и от жестокости, и от грубости. Ведь утончение и возвышение сознания могут идти лишь рука об руку» (8).

Заканчивается эпоха механицизма, голого рассудка и бездуховности. Рерих наблюдал возрождение и всё большее проявление духовного или, как принято выражаться на Западе, интуитивного начала. Всё больше появляется и сторонников так называемой интуитивной философии, за которой несомненное будущее. Интуиция – от сердца, а наступающая эпоха – эпоха Сердца. Радостью насыщены строки Рериха:
«Сейчас много говорят об интуиции. Пишутся труды об интуитивной философии. Пишутся решения проблем не только в вычислениях, но и в интуитивном синтезе» (9).

К сожалению, так построен мир в уходящую эпоху, что на общее мышление и сознание человечества самое существенное влияние оказывает срединное большинство, которое в эгоизме своём, безусловно, более всего доверяет своему интеллекту и только иногда, и чаще неохотно, признаёт интуицию. Но известно – логикой очень непросто понять и признать, что все самые важные или основные знания пришли с Востока.

«Запад действительно многое самое ценное воспринял от Востока. И религии, и философии, и многие другие ценнейшие нахождения по справедливости должны быть отнесены именно к Востоку, а Азии. Почему это так, а не иначе – не нам судить. Историк лишь может считаться с действительностью. И никто никакими предположениями и доводами не может поколебать эту великую действительность даров Востока» (10).

Одной из основных мыслей в необъятных философских работах Н. К. Рериха была мысль о Единстве всего Сущего. В основе всего лежит Беспредельность, именно Беспредельность, и мы – в ней. Это То, что именуется в человеческом сознании Богом и зачастую умаляется. Всё во всём и во всём жизнь. В ней нет пустого пространства. И даже современная наука всё более и более приближается к раскрытию этой истины.

«Ответственно время, когда случилось такое сочетание самого нового с древнейшим. Как ни странно, но девятнадцатый век, во многих изысканиях, является одним из наименее убедительных. Самый нигилизм этого века оказывается неубедительным по своим примитивным построениям. Всякое ничто, всякая пустота, всякое небытие – уже отвергнуты. Отвергнуты не только философией и изучением древности, но и самоновейшими открытиями физических наук. Лучшие учёные совершенно спокойно заявляют о таких своих религиозных и философских взглядах, о которых их отцы, во многих случаях, не решились бы выступить, хотя бы для охранения своего "научного достоинства"» (11).

Многое предстоит сделать в области просвещения. Именно необходимо знать и вести к Свету, привлекать к всемерному его проявлению. Устремлённый к Свету и почитающий его и есть человек культурный. Осмысление Культуры, её значения, забота о её сохранении составляет едва ли не большую часть всего философского наследия Рериха. Не случайно к красоте как спасению Рерих добавляет Великое значение Культуры. Утончённое восприятие мира, высокая философия, без сомнения, приведут к культурности. В свою очередь Культура как синтез религии, искусства и науки обогатит  человека новым качеством для высокой философии жизни. По всему миру, наряду с пробуждением множества сознаний, по-прежнему стоит проблема затемнения большинства. Особенно тревожно наблюдать этот процесс среди молодёжи. Ей так трудно в возникшем неисчислимом хаосе, на смене эпох, именно из-за отсутствия Культуры!

«Всюду сложно и неспокойно. Задвигались громады масс, впрочем, эти года и предполагались хаотичными. Никогда, никогда человечество так не нуждалось в явлении Культуры. Молодёжь считает спорт, и всякие физические зрелища превыше мысли, превыше философии»(12).

Главная проблема – страх. Причём страх не перед чудовищами или перед смертью. Чаще всего он проявляется перед нагромождениями общественного мнения. Страх оказаться не такими, как все, то есть не современными, приводил и приводит не одного молодого человека к отрыву от действительности. Реальность или действительность не может проявляться в сознании, нежели как только при утончении его. А мы уже сказали: для этого необходимо его упражнять в утончении. Именно обращение к высокой философии и мудрости могло бы вывести молодое поколение к новым высотам.

«Очень часто люди боятся быть заподозренными в недостаточной современности. Даже предлагают избегать ознакомления с прекраснейшими образцами древней философии и литературы. А между тем во множестве героических образов, донесённых к нашим временам из глубокой древности, звучит неувядающая живая сила, нужная во всех построениях жизни» (13).

Философия Н. К. Рериха охватывает все наивысшие стороны человеческой жизни, а потому она практична, целесообразна и своевременна. Прокладывая путь от прошлого к будущему, она соединяет три мира: Плотный, Тонкий и Огненный, призывая в любви и бесстрашии к устремлению в Высшие Миры, соединяет в человеке его дух, душу и тело, зовёт к беспредельному познаванию и призывает в красоте и творчестве к радости.

2003 г.


Литература:
1.  Рерих Н. К. Уберегите // Листы дневника. Т.2 - М: МЦР, 1995. - С.336
2.  Рерих Н. К. Самогубительство // Нерушимое. - Рига: «Виеда», 1991. - С.16
3.  Рерих Н. К. Град светлый // Твердыня Пламенная. - Рига: «Виеда», 1991. - С.71
4.  Рерих Н. К. Живая мудрость // Держава Света. - Рига: «Виеда», 1992. - С.132
5.  Рерих Н. К. Мысль // Листы дневника. Т.1 - М: МЦР, 1995. - С.352
6.  Рерих Н. К. Справедливость // Листы дневника. - М: МЦР, 1995. - С.210
7.  Рерих Н. К. Безумие // Нерушимое. - Рига: «Виеда», 1991. - С.27
8.  Рерих Н. К. Вехи // Листы дневника. Т.1 - М: МЦР, 1995. - С.328
9.  Рерих Н. К. Творчество // Листы дневника. Т.2 - М: МЦР, 1995. - С.140
10. Рерих Н. К. Дары Востока // Листы дневника. Т.1 - М: МЦР, 1995. - С.450
11. Рерих Н. К. Самогубительство // Нерушимое. - Рига: «Виеда», 1991. - С.15
12. Рерих Н. К. Дары Востока // Листы дневника. Т.3 - М: МЦР, 1996. - С.489
13. Рерих Н. К. Зов Роланда // Листы дневника. Т.1 - М: МЦР, 1995. - С.174