Жажда создания кумира

Алла Игнатенко
Почему многие люди испытывают потребность создать неформальный коллектив (общность) с лидером во главе, и из чего проистекает жажда создания кумира?

Глубинное чувство человека «Я – лучше всех» имеет под собой вполне реальную и прочную основу, которая проистекает из неосознаваемого человеком знания о своем божественном происхождении, пусть даже прочно им забытого и воспринимаемого изредка лишь на уровне чувств.

ВА выражает себя в этой реальности через личность человека, точнее, растит личность в соответствии со своей волей, и потому она изначально имеет для него максимальные значимость и важность. Воля же ВА и есть Любовь. То есть Любовь – это материал, из которого слеплен человек вместе со своей уникальной личностью. Потому свобода воли человека – это продолжение воли ВА в нём, которая, тем не менее, автономна (принадлежит личности), что означает с одной стороны, что воля человека – это возможность творения им самого себя, а с другой стороны, что воля человека и есть Любовь.

Но возможность – это еще не её реализация. Потому можно сказать, что ЛИЧНОСТЬ – ЭТО ЭМБРИОН ТВОРЦА, который человек может вырастить в самом себе и родиться свыше (стать дважды рожденным), а может и загубить в случае, если его выбор –  идти на поводу у своих желаний (личности, эго), бездарно растрачивая на это всю свою волю.

Но чувство собственной значимости, важности, уникальности – «лучшести» вступает в конфликт с голосами общественного сознания и подсознания, которые «…нам ежедневно сообщают о ничтожности и тщетности индивидуальной личности, если она не представлена и не персонифицирована какой-либо массовой организацией».

И тогда человек, переставший доверять себе, чувству, что он – лучший в своем роде, не верящий в свою уникальность, начинает искать эту самую «массовую организацию». Или не особо массовую, но компенсирующую этот неудобный факт своей эксклюзивностью. Но «своим» в этой среде человек может стать лишь в том случае, если примет в качестве своей ЕЁ господствующую ДОКТРИНУ.

Так религиозное чувство – связь с ВА – вытесняется на задворки подсознания и подменяется ДОКТРИНОЙ – ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ УМА – УБЕЖДЕНИЯМИ – лукавыми умствованиями, и человек как за соломинку цепляется за «свои», а на самом деле – социально наведенные убеждения, пытаясь компенсировать собственные сомнения в них фанатизмом.

«Убеждения являются выражением определенной коллективной веры…», замечу, КОЛЛЕКТИВНОЙ веры, да еще и чисто МЕНТАЛЬНОЙ.

Выйти за пределы очерченного круга собственных так тщательно охраняемых общественным подсознанием (и сознанием!) убеждений не только ТРУДНО само по себе, поскольку требует наличия здравого смысла и развитого критичного ума, но и СТРАШНО, потому что теряется чувство принадлежности к общности, а то и к роду человеческому, и БОЛЬНО, так как при этом рушится личная картина мира.

И здесь возможны, как всегда, два варианта развития событий.

1. Человек, невзирая на все вышеупомянутые трудности и собственный страх, прислушивается к зову своей Души и встает на путь познания себя.
2. Человек яростно НАДЕЕТСЯ, что этот путь познания (!) может за него пройти КТО-ТО ДРУГОЙ, а он всего лишь воспользуется результатами чужого познания, и потому ТВОРИТ СЕБЕ КУМИРА, на которого вмиг перекладывает ответственность за себя и свою жизнь.

То есть, «…если индивида переполнит ощущение собственной незначительности и бессилия, и он чувствует, что его жизнь утратила смысл, который, в конце концов, не тождественен благосостоянию… и высокому уровню жизни, значит, он уже близок к тому, чтобы стать рабом…» той или иной доктрины, господствующей в определенной общности (коллективе) с обязательным кумиром во главе.

Добавлю, что любая общность (коллектив) «…подавляет проницательность и вдумчивость, на которые еще способна отдельно взятая личность, и неизбежно приводит к доктринерской и авторитарной тирании…»

«Личность, корни которой не уходят в Бога, не может самостоятельно сопротивляться физическим и нравственным соблазнам этого мира. Для этого ей нужно внутреннее, трансцендентальное ощущение, которое только и может защитить ее от неизбежного растворения в массе».

Между тем, как писал Карл Густав Юнг: «Чтобы иметь прочную почву под ногами, индивид должен полагаться исключительно на свою связь с силой, не принадлежащей к этому миру. Здесь критерием является не заявления о наличии убеждений, а психологический факт того, что жизнь индивида определяется не только эго и его мнением, или социальными факторами, но в равной, если не большей степени и трансцендентальной силой. В основе свободы и автономности индивида лежат не этические принципы (какими бы возвышенными они не были) и не убеждения (пусть даже самые твердые), а всего лишь простое эмпирическое осознание, непередаваемое ощущение очень личной, взаимной связи между человеком и внеземной силой, которая действует, как противовес "миру" и его "разуму".

Примечание. Все цитаты взяты из работы К.Г.Юнга «Нераскрытая самость»