Веселые каникулы

Ярослав Гафнер
"«Веселые» каникулы": возвращение Портера (Za-No-Za, 25.04.2012 г.)

В "Веселых каникулах" на киноэкран вернулся один из самых удачных персонажей в длинной галерее сумасшедших, сыгранных за четверть века Мэлом Гибсоном – Портер из "Расплаты". Не в буквальном смысле Портер, конечно же. В "Веселых каникулах" Гибсон предстанет как человек без имени… или просто Гринго.

Первая сцена (автомобильная погоня) – отсылка к тарантиновским "Бешеным псам". В салоне сидят совсем не гангстеры в черных костюмах и белых рубашках с галстуками-ленточками, но тоже пара тематически одетых персонажей: один клоун за рулем, другой – на заднем сиденье истекает кровью и орет как свинья (точь-в-точь мистер Рыжий). Только "Бешеных псов" постановщикам было мало: горящая машина с Гибсоном за рулем в кадре минутами позднее - отсылка ко второй части "Безумного Макса".

В ленте Гибсон будет называть себя рядом различных имен. В титрах, к примеру, он представлен как "Driver", что моментально отсылает и к скорцезевскому "Taxi Driver", и легендарной автомобильной трилогии Джорджа Миллера. Окружение подобрано под стать Гибсону: чего стоит один только дьявол Петер Стормаре, идеально изображающий расхлябанного богатея, у которого руки по локоть в крови.

Герой Гибсона благодаря фантастическому везению выкарабкивается из самых трудных ситуаций (на ум тут же приходит его потенциальный предсмертный монолог под дулом пистолета Хави), играет в волейбол с гранатами и заначивает ствол в туалете совсем как Данила Багров во второй части "Брата".

То, что перед нами парень, подозрительно напоминающий Портера, становится понятно после короткого биографического отступления Гибсона: "Был женат, она сбежала с моим деловым партнером. Мы были на деле". Вдобавок, как и в "Расплате", старине Мэлу снова приходится возвращать свои деньги. Только не семьдесят тысяч долларов, как в прошлый раз, а один миллион семьсот тысяч (как минимум).

Ясное дело, не обошлось и без ссылок на полицейские боевики. Как герои Эдди Мерфи и Ника Нолти, свое главное дело Гибсон должен провернуть за 48 часов. И совсем как в "48 часов" в фильме практически обрублена любовная линия. Во всяком случае, здесь симпатия заключенного и заключенной воспринимается как нечто естественное.

Смертельно оружие (к тому же безумное и с храбрым сердцем) в Голливуде всего одно - Мел Гибсон. Фирменный взгляд безумца и отчаянного, появившийся и успешно закрепившийся на экране после "Галлиполи" и "Макса", отлично располагает Мела к ролям в духе фильма "«Веселые» каникулы". Даже в секундном появлении в "Папарацци" Мел засветил свой удивленный, безумный, пофигистский взгляд. Поэтому совсем неудивительно, что Гибсону достаются роли и классических ("Гамлет"), и современных безумцев ("Расплата").

Как ДиКаприо удачно изображает раздвоение личности, так Гибсон естественен в роли человека, готового на любой, самый безумный поступок. "«Веселые» каникулы" стали не только возвращением на экран Портера, но и Мэла Гибсона в лучших традициях.