Свой взгляд на театр

Виктор Шалаев 2
          СВОЙ ВЗГЛЯД НА ТЕАТР И СЕГОДНЯШНЮЮ ТЕАТРАЛЬНУЮ ПЕДАГОГИКУ
                статья
          Засл. арт. Р/К   режиссёра и актёра Виктора Шалаева
                г. Петропавловск (Казахстан)

     Проблемы театральной педагогики, тема,  которая,вроде бы, чисто академическая, касающаяся непосредственно учебного процесса, очень волнуют и нас практиков театрального дела, так как нам в первую очередь приходится сталкиваться с результатами данного педагогического процесса.
 
       Закончилось первое десятилетие двадцать первого века. Свое выступление я набирал на компьютерной клавиатуре, а не на печатной машинке "Украина" или стареньком "Ундервуде". Сегодня интернет открыл перед нами практически весь мир,а  вот процесс  подготовки  театрального  актера, по моим наблюдениям, в лучшем случае остался на уровне 60х -70х годов прошлого столетия. 
      И здесь нечему удивляться. Деятели  театра, как мне кажется, еще сами не осознали тех  необратимых перемен, которые произошли в социуме, тех внутренних деформаций, возникших в индивидуумах, пришедших в институты за знаниями и профессиональными навыками, тех изменений в запросах потребителей знаний, их ожиданий от встречи с будущей профессией.

     Это естественно. Нам повезло жить в "осевое время", за которым будет вырастать такая старая и в то же время новая формация, как "новый театр", незыблемо стоящий на крепком  фундаменте "старого театра". Но, в этом случае надо четко помнить, что только на фундаменте. Все, что выше фундамента должно иметь современные формы и создано из современных материалов.
 
И именно театральной школе необходимо готовить эти новые материалы и готовить проектантов новых форм. Я имею в виду подготовку актеров, режиссеров и художников театра.

Для начала надо определиться  в том, что представляет из себя актер в современном мире. Его статусное положение в обществе, его профессиональная мобильность, его социальная защищенность, способность и вооруженность адаптационными средствами в изменяющемся мире. От этого зависит престижность профессии, для которой требуется отбор (один -из многих), а не как сейчас: каждый кто захотел - лишь бы желание или деньги были. А если на абитуриенте брюки... так педагог вообще счастлив.
 
В перечне социально престижных профессий театральные стоят далеко не на первом месте.
Первым вопросом является способность сегодняшней театральной школы отвечать запросам нового дня.
Не срабатывает ли закон старого конвейера. Дескать, знаем, что такое платье давно не в моде, но других шить не умеем, да и новых выкроек давно нет.  Ведь пока еще берут, да к тому же, говорят, больше носить нечего (извините за образную иллюстрацию).

Вторым вопросом является адресность подготовки новых специалистов. Их количественная востребованность. Места востребованности.   А это значит работа по соц. заказу связанному непосредственно с театрами на местах.

      Если государство решило сохранять уникальность репертуарного театра, то с его стороны должна осуществляться материальная и моральная  поддержка не только столичных театральных образований, но и профессиональных коллективов периферии.


На сегодняшний день в нашем Северо - Казахстанском Русском театре им. Погодина  остро стоит вопрос баланса творческого состава по возрастным и гендерным категориям.
При сегодняшней численности труппы (30 человек) старшая возрастная группа составляет 8 человек (это люди предпенсионного и пенсионного возраста), 2 актера среднего поколения  и остальные те, кого можно отнести к молодым или очень молодым творческим личностям. Некоторые из них успели получить высшее образование в Алма-ате, Екатеринбурге, Омске.  Другие получили дипломы местного колледжа искусств (актерское отделение), есть выпускники театральной студии при нашем театре, где основы сценического мастерства им преподавали на общественных началах актеры старшего поколения, имеющие за плечами высшее театральное образование и огромный опыт работы на сцене. Подавляющее большинство молодых - женщины.

Но студийность подготовки актеров - это от безысходности! Весь спектр театральных знаний и умений можно получать только в системном образовании. Да и то с обязательным использованием театральной практики в профессиональном коллективе ( кто бы с этим спорил!).
Тем более что негосударственное свидетельство, заверенное печатью предприятия о том, что данный субъект прошел обучение основам актерского мастерства, не дает актеру никаких шансов расти по служебной лестнице и он всегда будет менее оплачиваемым специалистом по сравнению с сослуживцами имеющими диплом ВУЗа , какими бы уникальными талантами и способностями он не обладал.

И тем не менее у периферийных театров на сегодняшний день другого выхода нет.  Столичные ВУЗы далеко. Выпускники этих высших учебных заведений не рвутся на периферию, стремясь остаться в мегаполисах, где чаще всего не занимаются полученной профессией, а пополняют армию шоу-бизнеса, снисходительно посмеиваясь над своими коллегами, потеющими на грядках высокоидейного искусства за уж очень смешную зарплату.
Да и власти на местах не горят желанием пополнять театры приезжими молодыми специалистами, так как обеспечить их служебным жильем  на сегодняшний день практически нет никакой возможности.

Но сегодняшний разговор, имеет нацеленность в завтрашний день казахстанского театра. Так как именно театральная педагогика непосредственно связана с его будущим.

И здесь у меня, как у человека, сорок лет посвятившего сценическому искусству и несколько лет, в силу определенных обстоятельств, занимавшегося педагогикой актерского ремесла, есть свой взгляд на проблему и свои предложения.

Я имею два базовых образования. Одно из них театральное, и второе, полученное  на склоне лет, социологическое, со специализацией практического психолога.
Оба этих знания позволяют мне скептически смотреть на уровень образованности сегодняшнего актера, то есть на первое мое образование, преподанное мне , по тем временам, в очень неплохой театральной школе.
 
О том, с каким базисом знаний и прочитанных книг сегодняшний абитуриент приходит на вступительные экзамены, сказано уже очень и очень много.  А с каким багажом выходит?

     А багаж-то на выходе не ахти какой полный...
 
В моем понимании профессию актера можно причислить к такой науке, которая могла бы называться человековедением, со всеми вытекающими отсюда претензиями к уровню знаний о предмете исследования.
 
И что же знает  о том биологическом объекте, наделенной такой субстанцией, как душа и эмоции, выпускник театрального института, кроме того, что этот объект переживает, у него есть задачи, сверхзадачи, идеи, подтексты, и самое главное - он действует.  Но и это знание, уверяю вас, уже немало, если оно осело в его сознании на уровне понимания.
 Но в новом времени этого будет мало!
Спрашиваю выпускника театрального института:

        - Сколько у человека базовых эмоций?

 Ответ:  Ну это..... Ну все что он переживает....

Говорю:  А знаешь, что по мнению некоторых ученых у человека 21 базовая эмоция.
 
Смеется:   Мне моих  четырех хватает.

Спрашиваю:  Каких?

Отвечает: ... Ну этому нас учили. Это все знают. Холерических, сангвистических,  флегматических и...  этих... меланхолических.

             Я, конечно же, понимал, что это юмор. Но это юмор, прикрывающий незнание. Это говорит человек, профессия которого связана с исследованием души человека!

 
Вы вряд ли поверите, что выпускник консерватории не сможет перечислить названия нот, не имеет понятия об октавах, никогда не слышал о диезах и бемолях.
 А вот драматический актер о человеческой психике, о ее процессах знает чуть больше, чем житель севера об африканской сельве.
А уж о том, что эмоции  можно записывать как  ноты, и по ним играть партитуру роли, как предлагается психологом Николаем Татаровым в книге "Язык чувств", я думаю, не все педагоги слышали.


Великий академик Павлов говорил: "  Сначала на предмет условных и безусловных рефлексов исследуется собака, потом обезьяна, потом актер , а потом уже человек обычный".
Вроде бы странноватое место актера - между обезьяной и человеком?
 Но в том то и дело, что актер вмещает в себя всю лабораторию человека, не только как исследующую, но и воздействующую на других обычных людей, и оснащать эту лабораторию надо по всем правилам современной театральной науки, соприкасающуюся с пограничными ей науками.
Увы сегодняшний усредненный уровень актера это "вера в предлагаемые обстоятельства"   и   " я -  в предлагаемых обстоятельствах".   
Дальше этого поток сознания и знания не идет.

 
  Пока , лет на пять, ну на десять этого хватит....  Но дальше время и зритель будет выражать другие требования. Хоть и кажется безусловным девиз "хлеба и зрелищ", рано или поздно его заменит другой, более  востребованный :  "искусства и мысли " !  Будет ли у нас возможность   ответить на этот заказ общества?
Выражение  "Актер не должен быть умным, он должен быть наивным, обладать  детской непосредственностью и святой верой в дяденьку режиссера"- должно быть пересмотрено. Такая позиция прежде всего удобна не очень грамотному режиссеру, который не очень верит в силу своих аргументов ( нет,нет, я не против режиссерского диктата ).
      Но, мне кажется, что с умным, непосредственным в выражении эмоций и образованным актером работать и создавать художественные образы куда интереснее и продуктивнее, чем с первым.
Мне кажется, что даже в театральных програмках в будущем будет написано: " Роли и... создатели образов",  а не "роли и исполнители".

Новый актер должен в свершенстве владеть приемами психотехник  и не только "шаманить" на сцене, что, конечно же, не исключается (это мы знаем на примере великих, поцелованных богом),  но и знать, как твой исполнительский прием отразится в душах зрителей, какая сторона твоего лица более эмоциональна, каким набором приемов можно воспользоваться чтобы вернуть случайно утерянное внимание зала .
Это, конечно, ремесло, но художник обязан владеть и ремеслом.


Если говорить о системе подготовки актеров в нашем  Петропавловке, на базе колледжа искусств, то здесь существуют значимые проблемы.
Во первых, это образование среднее специальное.
 Во вторых, преподавание ведется практически в отрыве от профессионального театра, без учета его специфических нужд.  Педагогами актерского мастерства являются выпускники  института культуры,  заочного факультета "режиссура народных театров", которые сценическую пыль профессионального театра не нюхали, и кулису с падугой путают.  И поэтому, если такой выпускник попадает  к нам в театр, то его приходится переучивать. А переучивать дело неблагодарное.  Театр - это производство, надо же и спектакли ставить, а не только чужой брак выправлять.

 
     И заканчивая свое выступление, хочу сделать несколько практических предложений.

    Если целью обучения является создание личности, осознающей себя в новом мире субъектом и объектом, с полным набором творческого инструментария, уверенного в необходимости и востребованности его знаний, -  то нужно  расширить список получаемых профессий на актерском факультете, добавив к ним профессию практического психолога и логопеда. Дабы в дипломе у будущего специалиста значилось актер, практический психолог, логопед.
 Это  были бы    смежные.   дополняющие знаниями специальности и они бы способствовали большей престижности  актерской профессии особенно у молодых людей мужского пола, давали  уверенность в завтрашнем  дне.

      А на переферии, учитывая определенные сложности с приглашением выпускников столичных театральных институтов, нужно решить вопрос во властных структурах Министерства образования о целевых наборах на такие смежные факультеты в государственные университеты на территориях, где функционируют профессиональные театры, с преподаванием актерского мастерства ведущими актерами и режиссерами, имеющими высшее образование и опыт профессиональной работы.  У нас в Петропавловске такой базой мог бы стать факультет психологи  и логопедии Северо-Казахстанского университета им.  Козыбаева.