Шерлок Холмс 2

Ярослав Гафнер
"Шерлок Холмс 2": приключения Роберта Холмса и Джуда Ватсона, часть 2 (Za-No-Za, 23.01.2011 г.)

Смотреть фильм мне пришлось в довольно необычных условиях. Сейчас поясню. Несмотря на новогоднюю пьянку, "Маяковский" 2-го января был забит по самые яйца. Собственно, именно поэтому мне с подругой не удалось попасть на "Елки 2", а на "Шерлока Холмса" мы прошли только по брони. Владимир Хачетуров (theshtorm) в своем твиттере отмечал нечто подобное: мол, думал, что все после праздничного свинства спать будут, а оно вон как. Понаприпирался народ в кино. После сабантуя – к искусству.

Ощущение, что я нахожусь в самом эпицентре Быдлостана, нарастало с каждой минутой. Своего пика оно достигло, когда перед фильмом на экране показали сначала "Битлз", потом Элвиса и, напоследок, Моррисона. Причем тройка быдлорожих, которые сидели за моей спиной, во весь голос решили пообсуждать Моррисона.

- А кто это?

- Это Битлс. Нет, Элвис. Хотя нет… короче, дебил какой-то.

Убейся, мразь с заднего ряда! Какой тебе нахрен дебил! Это Джим Моррисон, которого бы ты хрен когда увидела, если бы не показали! Радуйся, чмо, что хоть две минуты своей жизни ты пялилось не очередного дикобраза из телевизора, а на Моррисона!

Впрочем, стайке свиней позади себя я ничего объяснять не стал. Ведь я был настроен писать рецензию на "Шерлока" по заданию RS. Несмотря на то, что ее, в конце концов, в RS признали бездарной, но приняли, тем не менее, в журнале Charla.

Слева, вальяжно развалившись, сидела еще одна свинья, представляющая золотую молодежь города. Увидев проходящего к своему креслу парня с колоссальной шевелюрой, свинья почему-то прокомментировала:

- Ну и рожа. Нет, ты посмотри, что за рожа!

Боже мой! И ведь все поколение свиней, золотая молодежь, искренне считает себя красивыми. С пивным брюхом, с толстым личиком, покрытым мерзкой щетиной, с усталым выражением свинячьих глазок. И ведь искренне удивятся, если чистосердечно им сказать, что вы, мол, урод, товарищ. Не поверят!

Наконец, включили фильм. Смотреть "Приключения Роберта Холмса и Джуда Ватсона, часть 2" можно, не зная событий первой части. Привязки к ней нет не ощущается. Надо полагать, третий том саги о сыщике Роберте Дауни, написанной Гаем Ричи, будет таким же. Собственно, в этом и заключается успех сиквелов и всевозможных продолжений продолжений: строить фундамент новой истории, а не выжимать последнее дерьмо из предыдущей.

Именно поэтому на героине Рейчел МакАдамс и был поставлен крест: лично мне этот персонаж казался очень неестественным в первом фильме. Не производила девчушка впечатления человека, который может провести самого Роберта Холмса. Простите, все время их путаю. Роберт Холмс-младший, Шерлок Дауни… Слава богу, во втором томе появился родной братец Холмса, Майкрофт, который внес ясность в повествование: сыщика он называл не иначе как Шерли. Раз уж заговорили о Майкрофте, упомянем и другого нового харизматичного мужчину: это отставной афганский полковник Себастьян Моран (он же Пол Андерсон), лучший снайпер Британской империи, правая рука Мориарти. А Мориарти в фильме – это этакий Генерал Бардак, он же Профессор Хаос. Причем намного крупнее калибром хулиганских замашек Баттерса.

Комедия у Ричи не заканчивается никогда, несмотря даже на известное выражение. Своих любимых цыган он приволок и в этот фильм. Правда, в отличие от "Большого куша", из помповых ружей они никого не мочили, зато по-старому тянули в карман все, что понравилось. У Ватсона, например, стащили любимый шарфик. А танцующий на попойке Дауни-младший – явный отсыл к безумным пьяным пляскам Питта на похоронах мамаши в "Большом куше".

Расширение географии положительно сказалось на приключенческой составляющей фильма. Теперь это не только Лондон, но и Париж (по большей части, цыганский табор под Парижем), франко-германская граница, Германия (Хайльбронн) и Швейцария.

Верный себе, Ричи сделал привет русским. Архангельский казак, он же наемник, посланный расправиться с цыганкой Симзой, сталкивается с Холмсом. Под стать Борису Бритве, он абсолютно неубиваемый. Видимо, Ричи не сомневается, что все русские такие: не убьет их ни "Степной орел 0.50", ни кулак Холмса. Правда, в отличие от Бориса Бритвы, смерти казака мы не увидим (и по-русски он материться не будет), - он всего лишь вылетит в окно.

Еще один книксен России – это сцена с пьяным Ватсоном, которого Холмс все-таки дотащит до места свадебной церемонии. В эти несколько минут Лоу будет настольно русским алкашом, которого поддерживает друг-бомж Холмс, что на мгновение покажется, что он и впрямь был в советском колхозе, валялся в грязном сарае и получил кучу синяков после драки в сельском Доме культуры, чтобы полнее прочувствовать душевные муки персонажа.

Естественно, кланялся в этой ленте Ричи не только русским. Нашлось две минуты и для Тарантино. Сцена оживления Холмса с помощью инъекции адреналина в сердце, - это, господа хорошие, отсылка к "Криминальному чтиву", где Траволта таким же образом припер с того света Уму Турман. Ради справедливости отметим, что у Холмса предсмертное состояние было связано не с наркотиками, купленными у Эрика Штольца. Вовсе нет.

Отдельного упоминания стоит игра Холмса в перевоплощения. Теперь он, кроме массы бород и париков, примерит на себя женское платье. Само собой, лицо при этом он раскрасит под Эрика Дрейвена, иначе Ворона (или Брэндона Ли, кому как удобнее). Видимо, чтобы смутить Ватсона, а зачем же ещё? Ведь Ватсон, хитрый подкаблучник, бросает Холмса и уходит к Мэри! Он и сотрудничать-то в раскрытии Мориарти соглашается только затем, чтобы Шерлок Дауни отвязался раз и навсегда и больше никогда не впутывал его в свои криминальные хроники.

Ричи, в общем, тем и хорош, что естественен, интернационален, плюс большой шалун. А вы думаете, с кого берет пример Саймон Пегг? Возвращаясь ко второму тому "Холмса", скажем, что в финале Ватсон будет печатать некролог по усопшему Шерлоку. Впрочем, мы ведь знаем, что этот неугомонный доктор вечно спешит с выводами! Не сомневайтесь, будет и третья часть. И вообще, написать "Конец" в этой истории если кто и достоин, то только Шерлок Холмс.