Катарсис

Евгения Кирсанова
- Следующий! – выкрикнул врач.
В дверь, сутулясь и смущаясь, зашел мужчина интеллигентного вида.
- Присаживайтесь, голубчик, - вежливо поприветствовал пациента доктор. – Что вас привело ко мне?
Посетитель сел, помялся, уставился в пол и смущенно начал:
- Понимаете, доктор… Я не могу достичь катарсиса.
Врач снял очки, аккуратно протер их и водрузил на место.
- Подробнее, пожалуйста. Мне нужно знать все детали.
- Как вам сказать? Когда мы смотрим вместе с женой мелодрамы или ходим в театр… Я изо всех сил стараюсь получить катарсис. Но безрезультатно. Вот ничегошеньки не чувствую!
- Тэээкс, - протянул врач и хрустнул пальцами.
- Я чувствую себя виноватым перед женой. Она всегда получает катарсис. Я иногда бросаю взгляд на неё в театре, у нее на глазах слёзы. А мне, чтобы жена была довольна, приходится симулировать… Шмыгать носом, вытирать глаза… Она думает, что и у меня был катарсис, а я... Я не могу! Как же я устал от этого вранья...
- Скажите, пожалуйста, - задумчиво произнес доктор, - а вы пробовали ходить в театр с другими женщинами?
Мужчина покраснел:
- Да, конечно пробовал. Но безрезультатно. Иногда кажется, будто вот сейчас, еще один миг – и что-то внутри меня взорвется! Но нет…
- Загадочно, загадочно, - пробормотал специалист. - А что-то поменять пробовали? Например, читать с женой друг другу книги?
- Я предлагал, доктор, но жена не любит читать книги.
- А в детстве у вас были травмы, связанные с искусством?
Мужчина ненадолго задумался, а потом удивленно взглянул на врача.
- Да, доктор, и правда. Когда мне было три года, я случайно увидел, как отец читает вслух моей сестре книгу «Белый Бим Черное Ухо». Сестра тогда очень горько плакала и просила папу не читать больше… Как же я сам не догадался!.. Тогда я пообещал себе никогда не плакать над книгами и всем эдаким… Вот она – причина…
Врач пожевал колпачок от шариковой ручки и что-то неразборчиво записал.
- Скажите, а испытывали ли вы вообще что-то, похожее на катарсис?
Пациент вновь задумался и вдруг заволновался.
- Постойте-постойте… Да! Я испытывал катарсис, когда мне было шестнадцать лет…
- И при каких условиях вы его пережили?
- Мы с лучшим другом ходили в кино… Я уж не помню, что это был за фильм. Но тогда, тогда тысячи эмоций всколыхнули мою грудь, и я заплакал… Да, я заплакал!
Мужчина внезапно замолчал и погрузился в тягостное раздумье.
- Не хотите ли вы сказать, доктор, что я могу достичь катарсиса только с мужчиной?! – наконец возмущенно воскликнул он.
- Вполне может быть, молодой человек, вполне может быть. Наверное, вас приучили с детства, что нужно быть сильным, нужно защищать женщин. Вот вам и тяжело с женой испытать катарсис, вы слишком зажаты, чересчур бдительно себя контролируете. А вот другой мужчина вас поймет, он испытывает то же, что и вы. Поэтому… Выводы делать только вам.
- Так что вы мне посоветуете как специалист?
- Что я могу вам посоветовать? Мы наслаждаемся произведениями искусства вовсе не для того, чтобы пережить катарсис. Мы наслаждаемся самим искусством. Игра актеров, волшебные звуки музыки, поэзия художественного слова… Зачем думать о результате, если прекрасен сам процесс?
…Пациент вышел из больницы и внезапно остановился. Вокруг расцветал нежный весенний день. Щебетали птицы, теплый ветер ласково трепал волосы. Необъяснимое чувство переполнило грудь, и мужчина заплакал.
- Вот он, катарсис! – счастливо прошептал он и прижал к груди историю болезни.