Иуда Искариот. Беседы с Учителем. Глава 1, 2

Василий Джелдашов
Беседа Избранный

…кто первый будет возле Иисуса.
…Иуда медленно поднялся и ответил тихо и важно:
– Я!
Андреев Л. Н. Иуда Искариот и другие

Иуда. Учитель! почему ты отделил меня от других учеников? И всегда беседуешь со мною наедине от них?
Иисус. Ты – другой. Ты думаешь о возвышенном; в тебе я вижу сильную, чистую веру. Ты постигнешь тайны Царствия Небесного. Но это может принести тебе и много горя.
Иуда. Я уже и сейчас это вижу. Ибо некоторые из учеников Твоих сильно ревнует обо мне, заметив, как ты отделил меня от них, и хотят быть Твоими любимыми учениками, а один наиболее сильнее других.
Иисус. Не стоит тебе роптать или тревожиться – у тебя другой Путь. Ты избран, и даже не Мною, а Отцом Небесным, для своей судьбы, которая отличается от тропы Тех Одиннадцати.
Иуда. Учитель! как же я был выбран?
Иисус. Могу сказать только – когда.
Иуда. Скажи.
Иисус. Помнишь ли ты своё детство?
Иуда. Смутно, Учитель. Что-то было во мне, что скрывает завесою те дни.
Иисус. А вот я своё помню до подробностей… Проживала в одном месте женщина, у которой сын был одержим сатаною. Всякий раз, как вселялся в него сатана, кусал он всех, кто к нему приближался, а если близ себя никого не находил, собственные руки и ноги он грыз. Вот играл я как-то с другими детьми перед домом. И подошел к нам этот бесноватый мальчик и сел справа от Меня. И вдруг, впрочем, как это обычно у него бывало, охваченный сатаной, захотел он загрызть кого-нибудь, а так как я был ближе всех, то захотел загрызть меня, однако ж не смог, только поранил Мне правый бок, а потом разрыдался. И выскочил в тот же миг из мальчика этого сатана, подобный собаке бешенной. А этот бок мой ещё пострадает… И этот мальчик…
Иуда. Так это был Ты?! Прости меня, Учитель!
Иисус. Не извиняйся, бедный Иуда! Потому что наша встреча и твоя судьба предначертаны свыше; потому что ты согласился со своей судьбой; потому что Я, воплощённый в этом теле, шёл путём прежних пророков – воздавал за добро добром, а за зло – злом. Но когда нанёс ты Мне ту рану, и когда зло покинуло тебя, то увидел Я, что Пославший Меня указал Мне на другой Путь, которым следует Мне идти, чтобы выполнить свой долг, и тело, которое несёт Меня, поняло, почему за зло следует воздавать добром. Ведь Я ещё шёл по пути преждебывших пророков, которые за добро воздавали добром, а за зло воздавали злом; вот как-то толкнул Меня пробегавший мимо Меня мальчик, да так, что Я упал, Я и сказал ему: «Как Меня повалил, так и сам упадешь, но уж больше не встанешь». И тотчас же рухнул тот мальчик бездыханным. Теперь же Я иду по Пути воздаяния «добром за добро и добром за зло». [После молчания]. И ты отделён от них потому, что они – из «народа книги», а мы – ты и Я – из «народа Исповеди». Не спроста ведь «иуда» означает «исповедь».
Иуда. Учитель, ты можешь открыть предназначенное мне?
Иисус. Я буду учить тебя в тени. Не в тайне ото всех, у всех на виду, но Я запретил Тем Одиннадцати и кому-либо другому беспокоить нас, когда Я беседую с тобою.
Иуда. Почему, Учитель?
Иисус. Для того чтобы ты остался один и хранил то, что Я поведаю тебе, в тайне ото всех. До тех времён, когда наступит срок явиться этому Знания пред всеми.
Иуда. А я справлюсь, Учитель?
Иисус. Есть те, кто чает спасения от веры и от Посланника. А ты получишь его – от Откровения и от себя. Ибо Те Одиннадцать, и воспоследующие за ними хотят веры и чуда, ты же веришь и хочешь знать. На твоё место возьмут другого, и будут проклинать тебя. Будут проклинать тебя, потому что ты предашь Меня на смерть. И будут завидовать тебе. И взойдёшь ты над поколениями, как лучший из моих учеников. А Те Одиннадцать… это просто ученики… и как и все ученики своего Учителя они всегда любят, но больше мёртвым, чем живым. Когда учитель жив, он может спросить у них урок, и тогда им будет плохо. А когда учитель умирает, они сами становятся учителями, и плохо делается уже другим…
Иуда. Но зачем мне предавать тебя, Учитель? и почему они будут завидовать мне?
Иисус. Об этом в другой раз. Идём, вот Те Одиннадцать зовут нас.
Иуда. Нет, Учитель, только тебя…

Беседа «Пророчество»

Иуда. Учитель! Твои слова о том, что я предам тебя, мучают меня, как голодный, жестокий зверь. И что значат слова Твои о другом пути, и почему будут завидовать мне?
Иисус. Это значит, что кончилось время Пророков и пришло время Учителей; Пророки только рассказывают, а Учителя – учат. И добрый учитель, если надо, то принуждает своих учеников исполнять уроки. Но ты, Иуда, мой настоящий ученик! Тебя не надо принуждать к учению. И ты, Иуда, даже в предательстве будешь предан Мне…
Иуда. И всё же, Учитель…
Иисус. Вспомни, Иуда – Моисей был хорошим пастырем своего народа. Но однажды, когда народ увидел, что Моисей долго не сходил с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань, и сделай нам бога, который бы шёл перед нами; ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сделали они себе бога из золота… Вот ушёл пророк – и впадают люди в блуд и растление, начинают резвиться, забывают о Боге, а некоторые и хулу возводят на Бога.
Иуда. Но ведь люди слабы!
Иисус. Не слабее своих грехов, коли с радостью принимают их. Вот и Я пришёл во исполнение пророчеств, но что же люди? Я спасал их, а они ложь говорили на Меня; Я открывал им глаза, а они кидали в меня камнями; Я дарил им Слово, а они хулили Меня. Но истинно говорю: прейдёт и сей род и другие, но не прейдут словам Мои! Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут! И сбудутся слова пророка: «Господи! кто поверил слышанному от нас, тому откроется слава Господня!» И у другого: «Скажите им: вот Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подяремной». Сказано также, что Сын Божий придёт во плоти, чтобы довершить полную меру грехов тех, кои преследовали пророков Его даже до смерти. Для того и должен Он пострадать на кресте. Ибо Бог говорит, что «рана плоти Его «происходит от них»; и: «когда поражу пастыря; тогда рассеются овцы стада». Ибо пророки говорили обо Мне: «пощадят душу его от меча, и воздвигнут плоть Его на древо, потому что сонмы злых восстали на Него». Еще сказано: «вот я отдал хребет мой на бичевание и ланиты мои на поражение, лицо же мое положил, как твердый камень». И предан будет за тридцать сребреников… это та цена, которую Моисей велел взыскивать за раба, когда он будет убит кем-либо ненамеренно… и к злодеям причтён…
Иуда. Но зачем, Учитель? разве нельзя вразумить их иначе?
Иисус. Как же сбудутся Писания, что так должно быть?
Иуда. А что же будет со мною и с Теми Одиннадцатью?
Иисус. Я знаю тех, кого избрал. И Я знаю, что Те Одиннадцать не видят тебя; имеют глаза и не видят, не знают, не понимают тебя. Но может быть в последний час свой они поймут… Ты превзойдёшь их всех. Ибо ты принесёшь в жертву человека, что несёт меня. Ибо только тебе открою Я истину, и ты должен будешь совершить тайну предания; ибо через него будет разрешено всё земное и небесное. Некоторые люди будут думать, что ты выбрал в удел себе ад, чтобы небо оставить им. Другие будут думать, что в ответ на Мою жертву кто-либо, представляющий всех людей, совершил страшную, но равноценную жертву. Но невдомёк им, что – Мною искупаются все грехи, тобою же – уничижаются. Во Мне сосредоточие всепрощения, в тебе – сосредоточие всего человечества. Простив тебя Я простил всё человечество, предав Меня ты уничтожил все грехи человечества. Ибо что может быть страшнее такого предательства…
Иуда. «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла»…
Иисус. Хорошо, что ты вспомнил это, ибо эти слова о тебе. У тебя есть путеводная звезда и дано тебе Откровение Истины, у них же остаётся только Слово. И будут они пребывать во тьме доколе не поймут тебя. Будь сильным и ничего не бойся! Ведь Я буду с тобой, так что никто из твоих врагов не одолеет тебя.
Иуда. Учитель. Мне страшно…
Иисус. Хорошо, Иуда. Чтобы успокоить тебя Я расскажу о Моём предназначении. Мне тоже горько, ибо никакой пророк не принимается в своём отечестве; впрочем, как и врач не лечит своих родных… Если бы Я не пришел во плоти, то как бы люди могли остаться живыми, взирая на Меня, ведь и люди, которые смотрят на Солнце, которое можно сравнить лишь с тенью Отца Небесного, не могут прямо смотреть на его лучи? Прежние пророки давали народу правила жизни, Моё же учение призвано открывать божественные истины, а не давать советы по каждому случаю жизни, и не определять поведение каждого шага человеческого.
Иуда. Учитель, но кто как не Ты должен быть пастырем человеческим?
Иисус. Послушай притчу, Иуда: Когда уходит Добрый Пастырь, то приходят лжепророки. И вот – ухоженные овцы весело резвятся в травах. И пастух их радуется на свое стадо и с довольным лицом ходит около овец. Но это Искуситель, который наслаждением и ложью, изводит души рабов Божиих, отвращая их от истины, обольщая злыми пожеланиями; и забывают они заповеди Бога и живут в роскоши и суетных удовольствиях, и этот лжепророк губит их, некоторых до смерти, а некоторых до растления.
Иуда. Как понять "до смерти" и что значит "до растления"?
Иисус. В растлении есть некоторая надежда на восстановление; а смерть имеет окончательную погибель. И вот овцы резвящиеся те, которые навсегда отреклись от Бога и предались удовольствиям этого века, и нет им возврата к жизни через покаяние, ибо они к другим своим преступлениям прибавили еще большее – нечестиво хулили имя Господа. Жизнь таких людей подобна смерти. Те же, которые хоть и предавались наслаждениям и удовольствиям, но не возводили хулы против Господа: они не отошли от истины, и для них есть еще покаяние, посредством которого они спасут жизнь. Но придёт ангел наказания, который приставлен для воздаяния. Ему вверяются те, которые уклонились от Бога и предались похотям и удовольствиям этого века; и он наказывает их, как они того заслуживают, различными жестокими мучениями. Только глупцы могут думать, что различные наказания и мучения, которые претерпевают люди в своей ежедневной жизни, происходят от случая или козней других людей. Одни терпят убытки, другие – бедность, иные – различные болезни, другие – непостоянство в жизни, кто-то подвергается обидам от людей недостойных и многим иным неприятностям. И если люди с непостоянными душами принимаются за различные дела, но ничто им не удается, и жалуются они, что не имеют успеха в своих начинаниях, и не приходит им мысль, что они творят худые дела, но жалуются на Господа. Но если в своих скорбях, они предадут себя вере и укреплятся в вере в Господа и в остальные дни жизни своей служат Господу чистым сердцем, и когда начнут каяться в преступлениях, то на сердце их придёт благодать, они воздают славу Господу, Судье праведному и всемилостивому, и уверятся, что все наказания претерпели они достойно по делам своим. То служа Богу с чистым сердцем, будут иметь успех во всех делах своих, получая от Бога все, чего ни попросят. Ибо такова благодать от Бога, которому вручат они души и жизни свои, и уже не будут более подвергаться никакого наказания от Бога.
Иуда. Но почему люди сами не поступают, как должно? Почему не слушают ни пророков, ни священников, ни учителей своих?
Иисус. Если Мессия долго пребывает в мире, то у людей с малыми добродетелями, не крепких в добром, низких душой, привязанных к желаниям, запутавшихся в сетях ложных мыслей и взглядов и увидевших, что Мессия пребывает рядом с ними, появляется высокомерие, их охватывает леность, они уже не способны представить, как трудно встретить Его в этом мире и у них не возникает мыслей о почитании Его. Забывают они, что встретить Мессию, вышедшего в мир трудно. Почему? Люди думают, что вот был один пророк, и за ним другой, и ещё, и были такие, кто сам видел Мессию, и такие, кто не видел. И думают, что и они могут встретить или Пророка, или Мессию. Но на что дана людям свобода! Но если задумаются они о трудности встречи с Мессией, то сердца их будут охвачены таким стремлением, они будут почитать Его, верить ему и взращивать в себе добро и почитание к Богу.
Иуда. Но почему Ты? Не покидай нас, Учитель!
Иисус. Представь, что есть хороший врач, мудрый и опытный, искусный во врачевании. И у него много сыновей. По ряду причин он уехал в далёкую страну, и его сыновья по неопытности выпили ядовитое снадобье. Яд возымел действие, рассудок у них помутился, они упали и катались по земле. В это время отец вернулся домой. Он увидел страдания сыновей и, следуя предписаниям книг, нашёл хорошие целебные травы, у которых цвет, аромат и вкус были совершенными, истолок, тщательно просеял, приготовил смесь и дал её сыновьям. Но одни сразу приняли лекарство и быстро избавились от страданий. Другие же, в которых яд проник глубоко, не осмелились его выпить, потому что полностью лишились разума, и поэтому думали, что лекарство им не поможет. Отец тогда подумал: «Как жаль этих сыновей! Яд настолько вошёл в них, что в мыслях всё нарушилось. Хотя они были рады увидеть меня и попросили спасти их, но не осмелились выпить такое хорошее лекарство». Поэтому он, оставив им лекарство, сам уехал в дальнюю страну и послал оттуда гонца сказать: «Отец умер!» В это время сыновья, услышав, что отец умер, очень опечалились и подумали: «Если бы отец был жив, пожалел бы нас и смог спасти и защитить. Сейчас он покинул нас и умер в далёкой чужой стране. Если задуматься, то мы сироты, и нет у нас опоры». Сыновья постоянно пребывали в печали, но, наконец, их мысли прояснились. Они поняли, что следует принять, то лекарство, которое оставил им отец. И они приняли это лекарство и вылечились. А их отец, услышав, что сыновья поправились, возвратился, чтобы каждый из них мог его увидеть.
Иуда. Но этот отец лишь уехал в чужую страну! Почему же Ты должен принять смерть?!
Иисус. Я пришёл напомнить заблудшим овцам об Истине. И на самом деле Я не исчезну, а буду вечно пребывать здесь, и проповедовать Истину. Но хотя Я вечно буду пребывать в этом мире, Я буду невидимым для людей с перевёрнутым сознанием. Люди, увидев моё исчезновение, будут охвачены желанием Истины и пробудят в своих сердцах надежду. Если они обретут веру и смирение, станут простыми, искренними в мыслях и все, как один, возжелают увидеть Мессию, и ради этого не пожалеют тела и жизни, тогда Я появлюсь и скажу, что вечно пребываю здесь и не исчезаю.
Иуда. Но как Ты будешь говорить с людьми, если не хочешь открыться им?
Иисус. Через Святое Слово, которое будет открыто всем. И через тебя, Иуда, ибо открою тебе тайны Небесные.
Иуда. Учитель! но разве они не поймут то, что Ты открываешь мне?
Иисус. Я говорил им о земном, и они не поняли, как они могут понять, когда Я буду говорить им о Небесном? Поэтому Я уйду, чтобы они взрастили в себе надежду. Поэтому Я, который спасает от всех страданий, говорю обыкновенным людям, которые всё ставят с ног на голову, что исчез, хотя на самом деле пребываю в этом мире. А у тебя, Иуда, как у обладающего Знанием, не должно рождаться сомнений.
Иуда. Учитель! я сомневаюсь только в своих силах…
Иисус. Ты будешь гласом Моим, пребывающим в тайне, до светлого дня Моего возвращения. Разве ты не видишь, что сначала они пели Мне «осанну», а из-за того, что постоянно видели меня, в них уже рождаются намерения оскорблять Меня; они опускаются всё ниже, привязываются к желаниям и попадают на плохие пути.