Сказка о тарифах и глупом сборщике податей

Richard Bax
О, падишах, да процветает политика экспансии и оккупации, что привела меня в твой гарем и сделала счастливым человеком.
Сегодня я расскажу не сказку, а быль моей далёкой и печальной страны, что куда интереснее выдуманных людьми историй.

Страна, откуда я родом, очень большая. И в одну, очень отдалённую её часть прибыл сборщик падишахских податей. И, был он глуп, завистлив, и в целом неприятен.
Хотя, эту историю надо начинать с моего дня рождения. Так совпало, что мой день рождения пришёлся на историческое заседание министерского совета по развитию, что собирал падишах.
На том собрании визирь Аль Авир Наби-улла, убедил правителя, что неправильно собирать из года в год один и тот же лепёшечный налог, ведь всё в стране дорожает.*
Убедил, и подписался падишах под указом, что лепёшки, что идут в оплату налогов, каждый год должны быть больше предыдущих на 0,15.
Мой отец был очень законопослушным человеком, да только печь у него была старая – делала лепёшки одного размера, поэтому платил он налоги старыми лепёшками, но в большем количестве.
И с тех пор, каждый мой день рождения сопровождался моим ростом и ростом количества сдаваемых хлебов.
Моё рождение обошлось отцу в одну лепёшку, а вот пятый день рождения – уже в две. Три лепёшки пришлись на моё восьмилетие, а на десятилетие отец их выложил уже четыре. Двенадцатая годовщина обошлась в пять с половиной лепёшки, а на восемнадцатилетние их уже было двенадцать.
К двадцать четвёртому, последнему дню рождения, отмеченному на моей родине, родитель мой сдал почти 30 старых лепёшек.
Но это только присказка, сейчас начнётся сам сказ.
Как уже говорилось в начале, в одну, очень отдалённую провинцию был назначен новый глава сборщиков податей.
И, повторюсь ещё раз, был тот чиновник глуп.
Уж, с какого испуга, с какой плохой ночи, но в один прекрасный день решил новый глава, что лепёшки для уплаты налогов не должны из года в год расти.
Мысль крамольная, а исполнение преступное. Запретил он сборщикам податей тревожить честной люд, повелел своим указом собирать налоги в старых лепёшках.
Тут все и всполошились. Честные граждане наровили побольше лепёшек сдать, не менее честные государственные люди только в новых лепёшках налог требовали. Пошёл по провинции бедлам и беспокойство.
Дошёл слух и до падишаха, прислал он разобраться своего судейского чиновника. Тот быстро и порешил.
Указ отменил**, главу сборщиков за самоуправство повесил, самих мытарей высек, в профилактических целях, чтобы исполняли долг усерднее, а жителей оштрафовал, чтобы впредь неповадно было разевать рот на чужой каравай.
И воцарилось в той части страны мир и спокойствие всем на радость. А для пущего счастья, лепёшки теперь растут на четверть в год.

Смотри-ка, заговорились мы, солнышко стучится в окно, утро гуляет во дворе. Да, нам на двор сходить не помешает, сколько в духоте сидеть-то можно.
А завтра, о мудрейший, о умнейший, я поведаю тебе ещё одну правдивую историю о том, как один падишах купил у бродячего цирка медведя, что ходил на задних лапах, для шутки научил его сидеть на падишахском троне и пугать придворных.

До завтра…


* На коллегии Минэкономразвития 23.04.2012 года министр Эльвира Набиуллина предложила ежегодную индексацию цен на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки, на 10%, 15% и уровень инфляции, соответственно.

** Арбитражный суд Республики Татарстан признал Постановления Государственного комитета по тарифам от 23.12.2010 года № 5-33/э «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям» недействующим в части тарифов, установленных для ОАО «Елабужское ПТС». Пример плохого финала попытки зафиксировать тарифы.