ХР Феномен доверия и веры

Александр Суворый
ХР. 2.7.6. Эпоха мифических цивилизаций. Феномен доверия и веры.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 6. Феномен доверия и веры. 

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
54 000 до н.э.

Повсеместно. Первобытное современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Феномен доверия и веры в мифологии. 54 000 до н.э.

С древнейших времён начала истории человечества единственным критерием истины для человека является практика или опробование (опыт).

Человек убеждается на собственном опыте в истинности или правдивости различных феноменов окружающей среды и мира.

Однако собственный опыт человека несоизмеримо менее обширен и глубок, чем коллективный опыт семьи, рода, общины, племени и человечества.

Поэтому естественная острая необходимость в осмысливании множества различных феноменов порождает феномен доверия и веры в накопленный и переданный из поколения в поколения жизненный опыт.

Древний принцип примерного поведения: «Делай как я» с развитием человеческой речи, языка общения и мифологии дополнился принципом: «Делай как все».

Инстинктивное стайное или стадное поведение дополнилось сознательным поведением на основе общего мнения и согласия (консенсуса).

Однако каждая личность может непосредственно контактировать и взаимодействовать не со всеми вообще, а с ограниченным числом сородичей и соплеменников. Поэтому указанные принципы поведения трансформируются в принцип: «Делай как общепризнанные авторитеты».

В качестве авторитетов выступают всеохватывающие природные феномены (природные катастрофы, стихии, погодные явления) и выдающиеся феномены-личности, например, структуры-образы-духи предков, родоначальников, героев-вождей, великих матерей и шаманов.

Шаманы (колдуны, жрецы, волхвы, маги, волшебники, экстрасенсы) воспринимаются не только сами по себе как личности, но и как феномены общения с миром духов-божеств.

Так возникают феномены культурных и религиозных традиций и обычаев, феномены доверия и веры общепризнанным авторитетам.

Следование традициям и обычаям, как правило, даёт проверенные практикой поколений полезные результаты, обеспечивает жизнедеятельность, здоровье и благополучие человека.

Зафиксированные в древнейших мифах структуры-образы, сюжеты и описание феноменов, примеры поведения, традиции и обычаи становятся уже настолько далёкими от времени их возникновения и непосредственного (понятного) восприятия, что уже должны приниматься на веру.

«Вера же, - есть доверие к тому, на что уповаем, ручательство за вещи невидимые» (Библия. Послание к Евреям. 11:1).

Доверие к общепризнанному феномену или авторитетному мнению-суждению есть феномен веры.

Мифы и мифология возникают и существуют только как феномены доверия и веры людей в правдивость или истинность событийного повествования.

Степень доверия и веры в мифы регулируется уровнем нового практического познания и осмысления человеком феноменов окружающей среды и мира.

Это новое познание и осмысление достигает критической массы данных и энергии воздействия, становится общепризнанным и неизбежно порождает новые авторитетные мнения и суждения, которые формируются в структурах-образах, архетипах и феноменах обновлённых традиционных или совершенно новых мифов.

При этом неизбежно и закономерно возникает соперничество и борьба старых и новых мифов и мифологий, борьба вер и религий, борьба мировоззрений и идеологий.

Согласно «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона», «доверие» (англ. trust) – это «психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на какое-либо мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным.

В формально-научной психологии «вера» (лат. veritas - истина, verus – истинный) – это 1) особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой, фактов внутреннего и внешнего существования живого или истинного откровения, зафиксированные в идеях и образах, стимулирующих и направляющих последующие деяния человека; 2) признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств.

На самом деле всё гораздо проще: доверие – это преддверие веры, состояние мышления до начала веры. Доверие – это надежда веры. Вера – это безграничная уверенность.

Человек, ещё не обладающий жизненным достаточным опытом вынужден доверяться чужому опыту, в том числе переданному в виде мифов, мистерий, ритуалов и обрядов. Как правило, доверяется тот, кто не хочет или не может решить или сделать чего-либо сам, полагаясь на своих родителей, родственников, друзей, на общепринятое мнение, или на авторитетное лицо.

Уверенность есть полное доверие самому себе, осознание собственной силы, правоты и значимости или доверие к своему собственному опыту, умению, знанию, выбору, решению и авторитету или вера в самого себя.

Феномен доверия и веры в их неразрывной связи и взаимообусловленности. Доверие предшествует вере, а вера неизбежно порождает доверие. Причём доверие всегда является преодолением инстинктивного сомнения (страха), а вера всегда приобретает силу инстинктивного рефлекса (автоматического или машинального действия).

Оборотная сторона доверия – сомнение, а веры – неверие (скептицизм). По степени осмысления и переживания эти понятия одинаковы. Неверие может быть таким же сильным, системным  и принципиальным (фанатичным), как и вера.

Доверие как надежда и ожидание является основой добродетели и благосостояния человека, так как подразумевает естественное нормальное и честное, доброе и отзывчивое поведение, проявление готовности к взаимодействию и взаимопомощи в соответствии с общепринятыми  традициями, обычаями и правилами поведения в человеческом сообществе.

Такое естественное поведение, основанное на доверии, гораздо эффективнее формального (рационального) поведения, основанного на отношениях системы доминирования, так как не требует усилий, постоянных согласований, разборок, защиты и принуждения.

Преобладание недоверия в человеческом сообществе порождает напряжённость, рассогласование, усиление отношений системы доминирования, дополнительные меры защиты и принуждения.

Так как доверие – это оборотная сторона сомнения, то оно преходяще. Внушить или завоевать доверие очень трудно, а потерять можно за одно мгновение.

«Кто нарушил раз доверие – теряет его навсегда; что бы он ни делал и чем бы он ни был – горькие плоды этой потери не заставят себя ждать» (А. Шопенгауэр).

Доверие (недоверие) возникает в самом раннем возрасте (с младенчества). Жизненный опыт доверчивости (недоверчивости) формируется в раннем детстве (на первом году жизни) и воспринимается потом как врождённое свойство личности. Кто-то становится наивно доверчивым, а кто-то упёртым скептиком, а кто-то сочетает доверчивость с недоверием и обретает дар гармоничной разумной уверенности.

Доверие и недоверие могут развиваться в глубокие и объёмные чувства – товарищество, дружба, привязанность, любовь, равнодушие, отчуждение, ненависть. Доверие и недоверие могут сопровождаться ощущениями спокойствия, довольства, комфорта, не уютности, раздражения, конфликтности, стресса. Доверие и недоверие могут выражаться приятием или отторжением чего-либо. При этом в итоге всё приходит к вере или неверию.

Доверие и недоверие, вера и неверие всегда является средой взаимодействия личностного мышления и межличностных отношений. Человек всегда находится в положении выбирающего то или иное решение, выбирающего выход из сложившейся ситуации, решающего задачу – доверять или не доверять.

В человеческих сообществах данного времени вопрос доверия и недоверия является жизненно важным, так на этом уровне технического и культурного развития первобытные люди могут выжить только при условии доверия друг другу и веры в истинность жизненного опыта своих духов-предков.

Вот почему персонами-личностями мифов и мифологии становятся Великие Отцы-прародители и Великие Матери-роданицы, а также наиболее авторитетные люди-герои, вызывающие чувство полного и глубокого доверия (добрые герои-силы) или недоверия (злые герои-силы).

Чувство полного и глубокого доверия или недоверия неизбежно и естественно (почти инстинктивно) переходят в чувство веры или неверия. При этом инстинктивная сила веры (неверия) зависит теперь не от фактов и доказательств, а от самостоятельного психологического состояния человека – «Верю, потому что полностью доверяю и вверяюсь!».

Феномен доверия и веры проявляется постоянно, потому что человек неизбежно и закономерно вынужден постоянно принимать решения. Для этого у него, как правило, не имеется достаточного опыта, данных, фактов, средств и т.д. Поэтому человек вынужден верить, доверять и вверяться опыту, мнению, суждению или примеру решения кого-то другого. Либо человек начинает сомневаться, не верить, не доверять и отвергать чужое мнение, суждение, опыт и пример решения.

Феномен доверия и веры присутствует практически во всех сферах человеческих отношениях, но ярче и сильнее всего проявляется в непосредственно абстрактном мышлении, в мифологии, художественном творчестве, религиозной культуре и в политике.

В предыдущие времена и в данное время существование человека в окружающей его среде прямо зависит от того, насколько быстро он сумеет освоить жизненный опыт родителей и предыдущих поколений, чтобы самостоятельно добывать пищу, производить необходимые орудия труда, защищать себя и свою семью, обеспечивать её всем необходимым.

Вот почему для первобытных людей данного времени не существует проблемы «веры – неверия». Они просто и естественно вынуждены доверять и верить всему тому, что позволяет им выжить, существовать и выращивать своё потомство. В таких условиях феномен доверия и веры является основой будущего религиозного мышления.

Вера в отличие от доверия не подвержена сомнениям, не требует доказательств и проявляется в ожидании, в надежде, в возможности получения желаемого. Когда это ожидание и возможность желаемого становится реальностью, вера переходит в уверенность, становится неопровержимым «знанием», аксиомой, не допускающей сомнений.

Вера – это решительное, полное и всеохватывающее признание чего-либо истинным без каких-либо фактических и формально-логических доказательств. В основании веры не знания и не убеждения, как результат мышления, а инстинктивные врождённые или благоприобретённые связи человека с окружающей средой (жизненный опыт). Чем проще, результативнее и прочнее эта связь, тем сильнее вера.

Как всякое мнение, суждение или решение вера имеет форму выражения, содержание и символ веры или знак (знаки) выражения веры. Например, вера в силу оберегов, амулетов и чуринг, как хранилищ (вместилищ) духа (души).

В обыденной практике знаковое выражение веры воплощается, например, в засушенных лекарственных растениях.

Действительно, путём многих проб и ошибок, не зная химического состава и действия веществ, заключённых в растениях, первобытные люди данного времени широко используют их для улучшения своего состояния, лечения, устранения недомоганий, повышения жизненного тонуса.

При этом естественно и неизбежно сформировалась вера в чудодейственность лекарственных растений и, соответственно, в магическую силу людей, которые собирают эти растения и умеют их правильно применять. Точно также формируется вера в любой другой сфере практики, чувств и мышления человека.

Жизнедеятельность любого человеческого сообщества (особенно кровнородственной общины, рода, племени) прямо и непосредственно зависит от степени доверия и доминирующей веры людей в друг друга, во что-то ценное, связывающее их в единый организм.

Все люди всех возрастов в человеческом сообществе зависят друг от друга.

Маленькие дети безгранично доверяют родителям и взрослым, вверяют им свою жизнь и благополучие, подчиняются и подражают им.

Дети периода «детство» полностью признают авторитет взрослого человека, принимают мнения и оценки взрослых, присваивая их себе, как жизненный опыт.

Дети-подростки периода «отрочества» уже ощущают себя как личность, но всячески подражают и повторяют (пробуют, испытывают) жизненному опыту взрослых, принимают их мнения на веру. При этом формируется свой собственный жизненный опыт человека и его самооценка (вера и уверенность в свои силы).

При этом завышенная самооценка или неоправданная самоуверенность формируется в тех семьях (общинах, родах, племенах), где упор делается на материальное благополучие. Где складывается некритическое отношение между детьми и взрослыми, где стремятся только к удовлетворению естественных потребностей, где не устанавливается система отношений доминирования (прав и обязанностей), где нет требований-запретов (табу), где отсутствуют санкции поощрения и наказания за соответствующие деяния или бездействие.

Главным условием возникновения и развития доверия и веры является общение людей, их взаимодействие, действия или бездействие. Если общение или взаимодействие складываются удачно и результативно, то люди чувствуют симпатию, доверие друг к другу, возникают предпочтения, поддержка, взаимопонимание, товарищество, дружба, любовь, союз (элементы доверия и веры).

Дети, как правило, до 5 лет жизни безгранично доверяют и верят, а с семи лет – всё подвергают сомнению и вырабатывают свои предпочтения доверия и веры. Период жизни от пяти к шести годам является наиболее определяющим в изменении установок доверия и веры. Вот почему во все времена и эпохи истории человечества любые захватчики стремятся психологически воздействовать на детей этого возраста, чтобы вовлечь их в свою чужую веру (отличную от веры родных предков этих детей).

Феномен доверия и веры неизбежно и закономерно приводит к формированию целостной системы мировоззрения человека на окружающую среду и мир (действительность). Ещё на уровне чувственных ощущений происходит выбор и наделение объектов, субъектов и феноменов окружающей среды и мира определениями значимости и ценности. Критериями выбора в системе доверия и веры к окружающему миру являются безопасность, полезность и интерес. В результате происходит не только приспособление (адаптация) личности человека, но и его активное преобразование окружающей среды и мира (под свои критерии безопасности, полезности и интереса).

Если в детстве человек получает без особого труда то, что ему нужно, то он естественно начинает доверять окружающей среде и миру. Так, например, формируется вера в наилучшую ценность родителей, семьи, рода, родины. Если развитие в раннем возрасте человека происходит в конфликтной окружающей среде и мире, то формируется ощущение его ненадёжности и вера в возможность отыскания «райского места», где всё будет дано человеку без труда, забот и страданий.

Период данного времени в истории современного человечества (54 000-40 000 до н.э.) очень похож на период жизни человека от 4 до 6 лет. Это очень важный период самоутверждения личности.

В этот период дети крайне деятельны. Игра для них не просто интересное времяпрепровождение, а школа жизни, сотворение своего собственного окружающего мира, своей действительности, со своими оценками и критериями доверия и веры.

В этот период дети очень нуждаются в одобрении и поддержке взрослых (в случае человеческих сообществ – в одобрении предков). Получить такое одобрение и поддержку возможно только путём подражания и следования, развития жизненного опыта родителей-предков.

Благодаря такой поддержке и одобрению родителей-предков дети убеждаются, что могут с успехом применить полученный жизненный опыт, принять правильные решения, достигнуть поставленных целей, реализовать свои способности. В результате они получают уверенность и веру в себя.

Применительно к истории человечества эта уверенность и вера в себя и свои силы основывается на появлении и широком применении новых орудий труда, охоты и боя – лука, стрел, каменных топоров. Эти орудия резко повысили «производительность труда» первобытных людей, дали им новые возможности в жизнеобеспечении, расширили границы освоения окружающей среды и мира.

Огромное количество ранее непуганых человеком животных Мамонтового комплекса теперь боятся человека априори (без доказательств), так как вооружённый соответствующими орудиями, человек становится постепенно всесильным.

Главное приобретение человека в данный период (при условии благополучного его проживания) – приобретение уверенности в себе, инициативность, вера в свои силы, умение добиваться поставленной цели, способность доверять и верить.

Вероятно в данный период (54 000-40 000 до н.э.) человечество формирует основные или базовые человеческие ценности, основные критерии системы отношений доверия и веры, основы проторелигиозного поведения, мышления и речи.

Возможно, в данное время возникают мифические (вероятностные) цивилизации людей-божеств, людей-учителей, Великих Отцов и Великих Матерей, учителей-предков, структуры-образы и архетипы поведения которых содержатся во всех (без исключений) мифологиях народов мира.

Первобытные люди данного времени уже сознательно действуют на «целевой результат», активно трудятся, оценивая себя и плоды своих трудов с деятельностью других людей. Положительной оценкой, поддержкой и одобрением для них является признание окружающими их деятельности и результатов соответствующими образцам-примерам деятельности духов-предков.

Основное достижение этого относительно мирного и безопасного периода в истории развития человечества – обретение уверенности и веры человека в свои умения и силы, формирование основных (базовых) человеческих ценностей доверия и веры, переход от мифологического мышления к языческому или донаучному мышлению (речи и языку).


Некоторые высказывания авторитетных людей о феномене доверия и веры:

Вера вопрошает, разум обнаруживает.
Аврелий Августин.

Вера состоит в том, что мы верим всему, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим.
Аврелий Августин.

Стремись не понять, что ты в состоянии верить, но поверить, что ты в состоянии понять.
Аврелий августин.

Если что спасет человечество, так это отсутствие веры.
Джордж Сэвил Галифакс.

Кто чего хочет, тот в то и верит.
Демосфен.

Люди глупо доверчивы... Вся реклама мира основана на трех принципах: "Хорошо, много и даром". Поэтому можно давать скверно, мало и дорого.
Александр Грин.

Люди легко верят тому, чего страстно желают.
Вольтер.

Не доверяю людям, признающим истиной лишь только собственные убеждения и ни на грош не уважающим чужих.
Али Апшерони.

Нельзя доверять женщине, которая не скрывает свой возраст. Такая женщина не постесняется сказать все что угодно.
Оскар Уайльд.

Человек может поверить в невозможное, но никогда не поверит в неправдоподобное.
Оскар Уайльд.

Пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился.
Фалес.

Разумеется, я не верю, что подкова приносит удачу. Но я слышал, что она помогает независимо от того, верят в нее или нет.
Нильс Бор.

Скажи ему, что на небе 978301246569987 звезд, - и он поверит. Но скажи ему, что эта скамейка только что выкрашена, - и он непременно потрогает ее пальцем.
Бернард Шоу.

У людей вообще замечается слабость доверять скорее другим, ссылающимся на сверхчеловеческие источники, чем собственным головам.
Артур Шопенгауэр.

Управлять одним человеком иной раз труднее, чем целым народом.
Люк де Клапье Вовенарг.

Человек с верою и присутствием духа побеждает даже в самых трудных предприятиях, но стоит ему поддаться самому ничтожному сомнению, и он погибнет.
Иоганн Вольфганг Гете.

Это опасный человек - он действительно верит в то, что говорит.
Оноре Мирабо.

Уразумей, чтобы уверовать.
Аврелий Августин.