БК. Излишки синтаксиса

Дискуссионный Клуб Прозы
Сразу к сути.

Мы задумали этот раздел как попытку собрать воедино и разобраться с такими досадными проколами любого автора, как стилистические ошибки. Пока мы сами еще не знаем, что из этого получится, но идея проста: любой из нас может предложить свою коллекцию проколов и просто ошибок, за которые цепляется глаз при чтении даже очень хорошего текста, после чего мы дружно обсуждаем и выносим вердикт: признать ошибку или отклонить.

Результатом должен стать глоссарий или энциклопедия ляпов, шаблонов, канцеляризмов, недопустимых или нежелательных мемов, тропов и прочих стилистических фигур, синтаксических излишеств, стилистических неровностей. На обсуждение могут быть вынесены как обобщенные описания ошибок, так и конкретные примеры – и из большой литературы, и из произведений авторов Прозы.

Наша задача – создать некий справочник, изучение которого позволит пишущему увидеть собственные промахи и избежать их в дальнейшем. Получится или не получится – будет видно, а пока – вот первая небольшая коллекция.

Узнаете? Вот то-то!

Коллекция Номер 1. Излишки синтаксиса.

1. Ударим большой буквой.

Есть такая традиция в сетевой литературе – проставлять ударение заглавной буквой. Зачем? Наверное, чтобы оградить себя от издевательств коллег по песочнице. Вдруг они подумают, что вы не писали, а писали. Понятен смысл фразы? Мне понятен и без заглавных букв.

Вот ведь удивительно: все ведь читают книги, правильно? И что, кто-нибудь видел у Достоевского что-нибудь вроде "Я написАл письмо" или "Не стОит благодарности"? Когда автор садится писАть, он считает, что читать его будут – кто? Дети? Или люди с обостренным чувством юмора – которым только дай повод подмочить репутацию автора, громко вслух прочитав "не стоит" так, чтобы присутствующие дамы покраснели. Ну и что? Пусть дамы краснеют, если им такие джентельмены читают вслух. А ваше дело – написать грамотно. Но грамотно ставить заглавные буквы только в начале слов или в аббревиатурах.

Рекомендация: забудьте про ударение. Книги с ударением – это либо словари, либо буквари. Даже если вам нужно подчеркнуть неправильность ударения в речи персонажа, а знака ударения нет, самый верный способ – это описать, а вовсе не всунуть заглавную букву в середину слова. Например: "А слово портфель он упорно произносил с ударением на первом слоге".

2. Перезакавыченность.

Обилие закавыченных слов – один из первых признаков дилетантской прозы, привычка, воспитанная учителями русского языка. В кавычки безжалостно берутся слова в переносном значении, фразеологизмы, крылатые выражения и любые цитаты без разбора. Текст пестрит кавычками, потому что мы минимум треть информации выражаем через идиомы. Читать подобные тексты нет никакого желания.

А ведь на самом деле, кавычки нужны крайне редко. В живой речи кавычки соответствуют специфическому выражению лица или жесту – говорящий как бы подчеркивает мимикой слово, значение которого явно не соответствует привычному смыслу. Так же и в тексте: кавычки нужны только там, где есть необходимость выделить слово. Но не потому, что оно какое-то особенное, а потому, что на нем нужно сделать интонационный или какой-либо другой акцент. А вообще, полезно помнить, что необходимость кавычить слова чаще всего появляется там, где пересекаются два диаметрально противоположных дискурса: например, в деловом стиле. В официальных текстах слова из разговорной речи нужно закавычивать обязательно – это требование стиля. Но то же слово в рассказе кавычить совершенно не нужно, потому что оно, скорее всего, соответствует выбранному стилю.

Рекомендация: помните, что кавычки – это прежде всего часть синтаксиса предложения, а не способ указать на особый смысл или происхождение слова или фразы. Используйте кавычки только для слов из категорически иного дискурса.

3. Много-много многоточий......

Еще один явный признак дилетанской прозы – обилие многоточий. Текст чуть ли не наполовину состоит из точек, а герои ни одну фразу не доводят до конца – то ли у них не хватает словарного запаса, то ли воздуха, чтобы произнести финальные три слова.

Почему-то считается, что многоточие придает фразе глубокомысленность или эмоциональную напряженность. Мол, загадочность и недосказанность – это, знаете ли... И даже более того! Так вот: ничего подобного! Где-то да, придает, а где-то делает из героя экзальтированного идиота, неспособного додумать ни одну мысль до конца.

Кстати, помните и о правилах синтаксиса: многоточие состоит из трех точек, а не из двенадцати. Между многоточием и следующим словом обязательно ставится пробел.

Рекомендация: старайтесь многоточием не злоупотреблять. Это не признак стиля, а признак его отсутствия.

Пока все.
БК.
___
далее: http://www.proza.ru/2012/05/08/200