К юбилею фотохудожника В. Е. Гиппенрейтера

Александр Багмет
Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер – природный художник, хотя пишет свои полотна светом, а не красками и кистью. Да и какая разница, чем творит художник? Важен результат, а в этом случае он ошеломляющ. http://www.gippenreiter.ru/
Я сам с детства увлекался фотографией, которая осталось со мной до сих пор. Первый снимок сделал самодельной камерой – обскурой на фотопластинку 13х18, и, помню, он был неплохим!
Потом я много фотографировал, любимой камерой была ФЭД-2 с цейссовской оптикой, почти все негативы сохранились…
Не пропускал фотовыставок, сначала в Киеве, затем в Москве.
И вот однажды на одной из них увидел две зимние фотографии В.Е.Гиппенрейтера, которые ударили меня в самое сердце. В них простыми средствами было передано то настроение, которое посещает нас, когда мы выходим из душной комнаты на свободную природу. И глядя на них, мы в в тесном выставочном зале оказывались на свободе.
Затем я уж не пропускал ни одной выставки Вадима Евгеньевича (наиболее представительной была в фотоцентре на Гоголевскм бульваре – пейзажи, портреты, натюрморты – все подряд смотреть было трудно – кружилась голова - и вот сейчас посмотрел выставку дренерусских архитектурных памятников на ВДНХ, и кольцо сомкнулось.
Так в чем же магия светописи Вадима Евгеньевича Гиппенрейтера? Думаю, в безупречной и  необычной фотокомпозиции, принцип которой он сам изложил в двух фразах в своей замечательной книжке Моя Россия – фотография не должна уходить в бесконечность, она должна замыкаться на доминантной части кадра (простите, это мой пересказ) и, конечно, авторской цветовой тональности.
Не каждый фотограф решится тонировать то, что он снял в цвете. Почти всегда при этом остается привкус искусственности. Но то, что делает Вадим Евгеньевич, при помощи ли фильтров или чего-нибудь другого (даже не хочется знать, чего именно),  делает фотографию живописью. Он стер грань между тем и другим, и, думаю, это то достижение, которое останется навсегда. На всех его работах, где он это сделал, все настолько естественно, что этого не замечаешь и только удивляешься, почему работа производит такое сильное впечатление. Вот что такое светопись В.Е.Г., синоним которой – живопись.
С кем же можно сравнить В.Е.Гиппенрейтера? Конечно – Живущий несравним (О.Э.Мандельштам) а Стиль – это человек (Г.Флобер). Но все же можно обозначить небо, в котором он существует. В первую очередь – это С.М.Прокудин-Горский,   http://www.veinik.by/ чьи бессмертные работы по мощи и охвате только и могут быть рядом с работами Вадима Евгеньевича. Они, естественно, разные, но по фундаментальности и мастерству могут быть сопоставимы.
 Ну, и, конечно, Карел Плицка,  http://www.golem.ru/heft6.htm чьи альбомы Прага и Словакия – достойное сопровождение великого фотоживописца Вадима Евгеньевича Гиппенрейтера.